МКП
Подборка наиболее важных документов по запросу МКП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Потребительская ценность товара
(КонсультантПлюс, 2025)"...между ООО... (поставщик) и МКП... (заказчик) заключен контракт... на поставку масок дорожных знаков...
(КонсультантПлюс, 2025)"...между ООО... (поставщик) и МКП... (заказчик) заключен контракт... на поставку масок дорожных знаков...
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Восстановление срока для предъявления к исполнению судебного приказа в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что судебный приказ был нарочно передан бухгалтеру МКП... под расписку в журнале входящей корреспонденции ОСП...
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что судебный приказ был нарочно передан бухгалтеру МКП... под расписку в журнале входящей корреспонденции ОСП...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)Ведомственная централизация для определения поставщиков или полного цикла закупки возможна для нескольких исполнительных органов субъекта РФ, муниципальных органов, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий. При этом обратите внимание, что централизация закупок не предусмотрена для автономных учреждений (Письма Минфина России от 09.02.2022 N 24-06-07/8780, от 10.03.2020 N 24-01-08/17339, Минэкономразвития России от 23.12.2016 N Д28и-3422).
(КонсультантПлюс, 2025)Ведомственная централизация для определения поставщиков или полного цикла закупки возможна для нескольких исполнительных органов субъекта РФ, муниципальных органов, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий. При этом обратите внимание, что централизация закупок не предусмотрена для автономных учреждений (Письма Минфина России от 09.02.2022 N 24-06-07/8780, от 10.03.2020 N 24-01-08/17339, Минэкономразвития России от 23.12.2016 N Д28и-3422).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
Готовое решение: Как уточняются границы земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)лицами, которым участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий);
(КонсультантПлюс, 2025)лицами, которым участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий);
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Судебная практика пестрит подобными примерами. К примеру, арбитражный суд признал незаконным, нарушающим установленный ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрет, решение о предоставлении МУП "Саргорсвет" субсидий на возмещение затрат по устройству елочной конструкции и новогоднего оформления Театральной площади г. Саратова. Само наличие (!) у предприятия на праве хозяйственного ведения елочного сооружения высотой 20 метров, оснащенного механизмом вращения, суд расценил как преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которое дало возможность ежегодно выполнять работы по устройству елочной конструкции без участия в конкурсных процедурах. Рассматривая дело, суд особо подчеркнул, что для квалификации действий (бездействия) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Из указанной нормы не следует обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, поскольку действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2019 г. N Ф06-53894/2019 по делу N А57-23130/2018). Аналогичные решения принимались судами и по вопросам предоставления субсидий на текущее содержание (текущий ремонт) светофорных объектов (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2017 г. N Ф04-3579/2017 по делу N А03-19355/2016), на ремонт улично-дорожной сети (Постановление ФАС Центрального округа от 9 июля 2014 г., Определение Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 310-ЭС14-3040 по делу N А48-1521/2013). В последнем случае суд особо подчеркнул, что органы местного самоуправления без соблюдения условий, предусмотренных п. 3 ст. 78 БК РФ и контрактным законодательством не могут предоставлять субсидии муниципальным казенным предприятиям только потому, что за ними закреплено муниципальное имущество.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Судебная практика пестрит подобными примерами. К примеру, арбитражный суд признал незаконным, нарушающим установленный ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрет, решение о предоставлении МУП "Саргорсвет" субсидий на возмещение затрат по устройству елочной конструкции и новогоднего оформления Театральной площади г. Саратова. Само наличие (!) у предприятия на праве хозяйственного ведения елочного сооружения высотой 20 метров, оснащенного механизмом вращения, суд расценил как преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которое дало возможность ежегодно выполнять работы по устройству елочной конструкции без участия в конкурсных процедурах. Рассматривая дело, суд особо подчеркнул, что для квалификации действий (бездействия) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Из указанной нормы не следует обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, поскольку действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2019 г. N Ф06-53894/2019 по делу N А57-23130/2018). Аналогичные решения принимались судами и по вопросам предоставления субсидий на текущее содержание (текущий ремонт) светофорных объектов (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2017 г. N Ф04-3579/2017 по делу N А03-19355/2016), на ремонт улично-дорожной сети (Постановление ФАС Центрального округа от 9 июля 2014 г., Определение Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 310-ЭС14-3040 по делу N А48-1521/2013). В последнем случае суд особо подчеркнул, что органы местного самоуправления без соблюдения условий, предусмотренных п. 3 ст. 78 БК РФ и контрактным законодательством не могут предоставлять субсидии муниципальным казенным предприятиям только потому, что за ними закреплено муниципальное имущество.
Статья: Оперативное управление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо указанных учреждений, правом оперативного управления имуществом могут быть наделены также и казенные предприятия как особый вид унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления имуществом (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие) (ст. ст. 2, 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях), ст. 113 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо указанных учреждений, правом оперативного управления имуществом могут быть наделены также и казенные предприятия как особый вид унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления имуществом (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие) (ст. ст. 2, 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях), ст. 113 ГК РФ).
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "предприятие" используется в гражданском праве применительно как к субъектам, так и к объектам права. Так, ГК признает одним из видов юридических лиц государственные, муниципальные унитарные, а также казенные предприятия (ст. ст. 113 - 115). Одновременно тот же термин применяется для обозначения определенного объекта права. Именно в этом значении речь идет о предприятии в ст. 132 ГК, и в таком значении предприятие является объектом наследования.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "предприятие" используется в гражданском праве применительно как к субъектам, так и к объектам права. Так, ГК признает одним из видов юридических лиц государственные, муниципальные унитарные, а также казенные предприятия (ст. ст. 113 - 115). Одновременно тот же термин применяется для обозначения определенного объекта права. Именно в этом значении речь идет о предприятии в ст. 132 ГК, и в таком значении предприятие является объектом наследования.
Статья: Межевой план
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Межевой план должен также содержать сведения о проведении согласования местоположения границ земельных участков в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН с заинтересованными лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Межевой план должен также содержать сведения о проведении согласования местоположения границ земельных участков в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН с заинтересованными лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды.
Статья: Членство в саморегулируемой организации (СРО)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, и юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов (ч. 2.1 ст. 47, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, и юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов (ч. 2.1 ст. 47, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ);
Ситуация: Как проводится капитальный ремонт многоквартирных жилых домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работы по капитальному ремонту выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с ИП или организацией, которые должны являться членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Требование о членстве в саморегулируемой организации не распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (при определенных условиях) (ч. 7 ст. 166 ЖК РФ; п. 1 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работы по капитальному ремонту выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с ИП или организацией, которые должны являться членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Требование о членстве в саморегулируемой организации не распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (при определенных условиях) (ч. 7 ст. 166 ЖК РФ; п. 1 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 данного Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства РФ) (п. 2);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 данного Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства РФ) (п. 2);
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Могут ли воздушные линии электропередачи быть объектом договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (арендодатель) и МКП "Тепловые сети" (арендатор) заключен договор аренды от 20.01.2010 N 09-6-4658 (далее - договор от 20.01.2010 N 09-6-4658).
Могут ли воздушные линии электропередачи быть объектом договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (арендодатель) и МКП "Тепловые сети" (арендатор) заключен договор аренды от 20.01.2010 N 09-6-4658 (далее - договор от 20.01.2010 N 09-6-4658).
Статья: Национальное право Соединенных Штатов Америки о коммерциализации космической деятельности и его соотношение с нормами международного космического права
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В регулировании КД наметились тенденции, во-первых, к регионализации международно-правового регулирования космических отношений <1>, во-вторых, к стремительному развитию национального права в области космоса и даже опережению им международного космического права (МКП). При этом внутригосударственное регулирование космической деятельности развито крайне неоднородно, что объясняется множеством политических, экономических, технологических факторов в том или ином государстве. В наибольшей степени представляет интерес для научного изучения законодательство Соединенных Штатов Америки о космосе в силу его проработанности, масштабности и релевантности современным потребностям.
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В регулировании КД наметились тенденции, во-первых, к регионализации международно-правового регулирования космических отношений <1>, во-вторых, к стремительному развитию национального права в области космоса и даже опережению им международного космического права (МКП). При этом внутригосударственное регулирование космической деятельности развито крайне неоднородно, что объясняется множеством политических, экономических, технологических факторов в том или ином государстве. В наибольшей степени представляет интерес для научного изучения законодательство Соединенных Штатов Америки о космосе в силу его проработанности, масштабности и релевантности современным потребностям.