Минимальный потребительский бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный потребительский бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Критерием реализации достойного уровня жизни по делам о социальном обеспечении является совокупное обеспечение всеми средствами социальных выплат прожиточного минимума <27> (или другого аналогичного показателя, связанного с определением границы бедности - величины потребительской корзины, минимального потребительского бюджета и т.д.).
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Критерием реализации достойного уровня жизни по делам о социальном обеспечении является совокупное обеспечение всеми средствами социальных выплат прожиточного минимума <27> (или другого аналогичного показателя, связанного с определением границы бедности - величины потребительской корзины, минимального потребительского бюджета и т.д.).
Статья: Оценочные понятия как часть понятийного аппарата права социального обеспечения и их влияние на эффективность норм законодательства о социальном обеспечении
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Такой социальный норматив (стандарт) является основным и, по существу, единственным нормативным показателем социальной политики Российской Федерации. Однако он сам и социальный ориентир, содержание которого он призван раскрыть, входят в противоречие с рядом других социальных параметров (индикаторов), используемых в национальной и международной практике и обладающих более качественным наполнением с точки зрения объема удовлетворения потребностей лиц, обеспечиваемых социальными (материальными) благами. Речь идет о конституционно-правовом ориентире "достойный уровень жизни" <8> и международно-правовом ориентире "достаточный уровень жизни" <9>, которым соответствуют такие социальные нормативы (стандарты), как рациональный потребительский бюджет и минимальный потребительский бюджет.
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Такой социальный норматив (стандарт) является основным и, по существу, единственным нормативным показателем социальной политики Российской Федерации. Однако он сам и социальный ориентир, содержание которого он призван раскрыть, входят в противоречие с рядом других социальных параметров (индикаторов), используемых в национальной и международной практике и обладающих более качественным наполнением с точки зрения объема удовлетворения потребностей лиц, обеспечиваемых социальными (материальными) благами. Речь идет о конституционно-правовом ориентире "достойный уровень жизни" <8> и международно-правовом ориентире "достаточный уровень жизни" <9>, которым соответствуют такие социальные нормативы (стандарты), как рациональный потребительский бюджет и минимальный потребительский бюджет.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 02.03.1992 N 210
"О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации"ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации"ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024 - 2026 годы"по подходам к методике исчисления величины минимального потребительского бюджета и установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в том числе в целях определения ориентиров по оплате труда при проведении коллективных переговоров;
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Прожиточный минимум как правовая категория появился в законодательстве о социальном обеспечении в начале 90-х годов прошлого века, будучи закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" была сформулирована легальная дефиниция, а в начале 2000-х годов она получила отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), где предусматривалось, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Прожиточный минимум как правовая категория появился в законодательстве о социальном обеспечении в начале 90-х годов прошлого века, будучи закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" была сформулирована легальная дефиниция, а в начале 2000-х годов она получила отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), где предусматривалось, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).
Статья: Муниципальная статистика как локомотив развития
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)К основным показателям этих целей относятся: уровень жизни (индикатор отношения доходов населения к минимальному потребительскому бюджету), состояние здоровья населения (индикаторы продолжительности жизни, смертности от туберкулеза, детской смертности), уровень комфортности жилья (индикаторы обеспеченности жилой площадью одного жителя, доли семей, обеспеченных изолированными квартирами, уровня благоустройства муниципального жилого фонда), уровень инфраструктурной обеспеченности (индикаторы обеспеченности объектами здравоохранения, образования, культуры, спортивными сооружениями, транспортом и дорогами), уровень экологической безопасности (индикаторы доли объема нормативно очищенной воды в общем объеме водоотведения), состояние правоохранительной системы (количество расследуемых преступлений на 100 единиц штатного состава МВД) и уровень доверия к власти (уровень доверия к Президенту, Кабинету министров, госсовету республики) <8>.
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)К основным показателям этих целей относятся: уровень жизни (индикатор отношения доходов населения к минимальному потребительскому бюджету), состояние здоровья населения (индикаторы продолжительности жизни, смертности от туберкулеза, детской смертности), уровень комфортности жилья (индикаторы обеспеченности жилой площадью одного жителя, доли семей, обеспеченных изолированными квартирами, уровня благоустройства муниципального жилого фонда), уровень инфраструктурной обеспеченности (индикаторы обеспеченности объектами здравоохранения, образования, культуры, спортивными сооружениями, транспортом и дорогами), уровень экологической безопасности (индикаторы доли объема нормативно очищенной воды в общем объеме водоотведения), состояние правоохранительной системы (количество расследуемых преступлений на 100 единиц штатного состава МВД) и уровень доверия к власти (уровень доверия к Президенту, Кабинету министров, госсовету республики) <8>.
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<46> Там же. С. 22. Еще Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" Правительству РФ поручалось разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, включающий товары и услуги, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности, а также поэтапно повышать минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом указанных потребительских бюджетов и реальных экономических возможностей. На период преодоления кризисного состояния экономики Указом предписывалось определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума. Министерству труда и занятости населения РФ поручалось разработать в течение I кв. 1992 г. Методические рекомендации субъектам Федерации по расчетам минимального потребительского бюджета, а также уровней прожиточного минимума.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<46> Там же. С. 22. Еще Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" Правительству РФ поручалось разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, включающий товары и услуги, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности, а также поэтапно повышать минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом указанных потребительских бюджетов и реальных экономических возможностей. На период преодоления кризисного состояния экономики Указом предписывалось определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума. Министерству труда и занятости населения РФ поручалось разработать в течение I кв. 1992 г. Методические рекомендации субъектам Федерации по расчетам минимального потребительского бюджета, а также уровней прожиточного минимума.
Статья: Категория обеспечения потребности для выполнения семьей ее экономической функции (на примере алиментирования)
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Потребности алиментополучателя - это ориентированные на установленные в законодательном порядке уровни потребления материальных благ и услуг и оптимальные потребительские бюджеты для различных категорий алиментополучателей в соответствии с возрастными и социальными группами населения. Потребительские бюджеты можно разделить: а) на минимальный потребительский бюджет; б) базовый потребительский бюджет; в) индивидуальный потребительский бюджет. Потребности алиментополучателя нуждаются в синхронизации с состоянием современного потребительского рынка в целом, поскольку потребительский рынок связан с индивидуально-семейной экономикой и отражает ее уровень и возможности, проявляющиеся в конкретном потребительском поведении людей. Задача государства - урегулирование способов и объемов удовлетворения потребностей участников различных правоотношений. Правоотношение алиментирования не является исключением.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Потребности алиментополучателя - это ориентированные на установленные в законодательном порядке уровни потребления материальных благ и услуг и оптимальные потребительские бюджеты для различных категорий алиментополучателей в соответствии с возрастными и социальными группами населения. Потребительские бюджеты можно разделить: а) на минимальный потребительский бюджет; б) базовый потребительский бюджет; в) индивидуальный потребительский бюджет. Потребности алиментополучателя нуждаются в синхронизации с состоянием современного потребительского рынка в целом, поскольку потребительский рынок связан с индивидуально-семейной экономикой и отражает ее уровень и возможности, проявляющиеся в конкретном потребительском поведении людей. Задача государства - урегулирование способов и объемов удовлетворения потребностей участников различных правоотношений. Правоотношение алиментирования не является исключением.
Статья: Дети как приоритет государственного регулирования социального обеспечения
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Представляется, что для богатой страны, какой является Россия, при этом нуждающаяся по крайней мере в сохранении численности своего населения и явном улучшении здоровья детей, оптимальным было бы ввести данный вид социального обеспечения в ближайшее время не для всего населения, а приоритетно для всех детей - без каких-либо условий и тем более без проверки нуждаемости. Что касается его размера, на наш взгляд, следует учесть конструктивное мнение Н.В. Антоновой и О.Ю. Ереминой, которые считают, что за основу для исчисления всех социальных выплат и других мер государственной поддержки необходимо принимать в качестве социального стандарта (норматива) рациональный потребительский бюджет, поскольку удовлетворению подлежат не минимальные, а оптимальные или рациональные потребности человека, что более всего соответствует конституционно-правовому ориентиру достойного уровня жизни. Однако поскольку любые реформы невозможны без промежуточного перехода, на первоначальном этапе целевое назначение социальных выплат может быть оправдано их исчислением из минимального потребительского бюджета, но не из прожиточного минимума <30>. С учетом сказанного из наименования предлагаемого гарантированного дохода следовало бы исключить его характеристику как минимального. Более подходящим для такой выплаты представляется наименование "безусловное базовое пособие". Повторим: основанием для назначения предлагаемой выплаты должен быть лишь возраст ребенка, а не доходы семьи. Установившаяся в России и официально одобряемая адресность выплат на детей обосновывается необходимостью помочь лишь явно и крайне нуждающимся семьям. Однако все социальные выплаты носят заявительный характер. Люди, которым они не нужны, могут за ними не обращаться <31>. Безусловная выплата, несомненно, сказалась бы во многих ее аспектах и на неразрешимой сегодня проблеме неуплаты алиментов миллионами родителей. Поднимается вопрос о введении аналогичного пособия беременным женщинам. Он не менее актуален для благополучия детей и отвечает их государственному приоритету.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Представляется, что для богатой страны, какой является Россия, при этом нуждающаяся по крайней мере в сохранении численности своего населения и явном улучшении здоровья детей, оптимальным было бы ввести данный вид социального обеспечения в ближайшее время не для всего населения, а приоритетно для всех детей - без каких-либо условий и тем более без проверки нуждаемости. Что касается его размера, на наш взгляд, следует учесть конструктивное мнение Н.В. Антоновой и О.Ю. Ереминой, которые считают, что за основу для исчисления всех социальных выплат и других мер государственной поддержки необходимо принимать в качестве социального стандарта (норматива) рациональный потребительский бюджет, поскольку удовлетворению подлежат не минимальные, а оптимальные или рациональные потребности человека, что более всего соответствует конституционно-правовому ориентиру достойного уровня жизни. Однако поскольку любые реформы невозможны без промежуточного перехода, на первоначальном этапе целевое назначение социальных выплат может быть оправдано их исчислением из минимального потребительского бюджета, но не из прожиточного минимума <30>. С учетом сказанного из наименования предлагаемого гарантированного дохода следовало бы исключить его характеристику как минимального. Более подходящим для такой выплаты представляется наименование "безусловное базовое пособие". Повторим: основанием для назначения предлагаемой выплаты должен быть лишь возраст ребенка, а не доходы семьи. Установившаяся в России и официально одобряемая адресность выплат на детей обосновывается необходимостью помочь лишь явно и крайне нуждающимся семьям. Однако все социальные выплаты носят заявительный характер. Люди, которым они не нужны, могут за ними не обращаться <31>. Безусловная выплата, несомненно, сказалась бы во многих ее аспектах и на неразрешимой сегодня проблеме неуплаты алиментов миллионами родителей. Поднимается вопрос о введении аналогичного пособия беременным женщинам. Он не менее актуален для благополучия детей и отвечает их государственному приоритету.
Статья: Влияние либерализации трудового законодательства на качество трудовой жизни (на примере России и Казахстана)
(Головина С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)Российские профсоюзы предлагают за основу минимального размера оплаты труда взять минимальный потребительский бюджет <8>. В отличие от прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет характеризуется более высокими нормами потребления и расширенным спектром платных услуг: туда включены не только затраты на услуги здравоохранения, но и правовые услуги, оплата ремонта бытовой техники, посещение культурных, спортивных учреждений, поездки в отпуск, услуги связи и так далее - всего около 300 наименований. Позиция профсоюзов такова: прожиточный минимум нужно считать порогом бедности и базой для установления размеров социальных пособий, а минимальный потребительский бюджет считать базой для установления минимального размера оплаты труда.
(Головина С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)Российские профсоюзы предлагают за основу минимального размера оплаты труда взять минимальный потребительский бюджет <8>. В отличие от прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет характеризуется более высокими нормами потребления и расширенным спектром платных услуг: туда включены не только затраты на услуги здравоохранения, но и правовые услуги, оплата ремонта бытовой техники, посещение культурных, спортивных учреждений, поездки в отпуск, услуги связи и так далее - всего около 300 наименований. Позиция профсоюзов такова: прожиточный минимум нужно считать порогом бедности и базой для установления размеров социальных пособий, а минимальный потребительский бюджет считать базой для установления минимального размера оплаты труда.
Статья: Социальные функции государства: новые векторы развития
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)В российском и зарубежном законодательстве отсутствует единство по вопросу использования социальных стандартов и высказаны предложения о необходимости возведения в норматив такого стандарта по всем видам социальных выплат в России, как минимальный потребительский бюджет. В то же время прожиточный минимум должен стать защитным барьером (допустимым минимумом) на пути к бедности для социально уязвимых категорий лиц, обеспечиваемых преимущественно из государственного бюджета. Россия на данном этапе готова принять за основу систему социальной защиты Совета Европы для целей структурного выравнивания социальных нормативов (стандартов). Достичь этого можно законодательно, ориентируясь на Европейскую социальную хартию и Европейский кодекс социального обеспечения. Возможность применения норм международного права в национальной правовой системе наравне с другими формально-юридическими критериями социального государства в данном случае выступает одним из необходимых принципов должной реализации социальных функций Российского государства и определяет векторы для их дальнейшего устойчивого развития.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)В российском и зарубежном законодательстве отсутствует единство по вопросу использования социальных стандартов и высказаны предложения о необходимости возведения в норматив такого стандарта по всем видам социальных выплат в России, как минимальный потребительский бюджет. В то же время прожиточный минимум должен стать защитным барьером (допустимым минимумом) на пути к бедности для социально уязвимых категорий лиц, обеспечиваемых преимущественно из государственного бюджета. Россия на данном этапе готова принять за основу систему социальной защиты Совета Европы для целей структурного выравнивания социальных нормативов (стандартов). Достичь этого можно законодательно, ориентируясь на Европейскую социальную хартию и Европейский кодекс социального обеспечения. Возможность применения норм международного права в национальной правовой системе наравне с другими формально-юридическими критериями социального государства в данном случае выступает одним из необходимых принципов должной реализации социальных функций Российского государства и определяет векторы для их дальнейшего устойчивого развития.