Минимальный налог при есхн
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный налог при есхн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Если у организации, применяющей ЕСХН (6% с разницы между доходами и расходами), сумма расходов превышает сумму доходов, как уплачивать налог? Предусмотрена ли минимальная ставка налога (как при УСН)?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Минимальная ставка налога при применении ЕСХН не предусмотрена. При получении организацией, применяющей ЕСХН, убытка его можно списать в последующих налоговых периодах.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Минимальная ставка налога при применении ЕСХН не предусмотрена. При получении организацией, применяющей ЕСХН, убытка его можно списать в последующих налоговых периодах.
Типовая ситуация: КБК по ЕНП, налогам и взносам - 2025
(Издательство "Главная книга", 2025)УСН "доходы минус расходы", в том числе минимальный налог, - 182 1 05 01021 01 1000 110
(Издательство "Главная книга", 2025)УСН "доходы минус расходы", в том числе минимальный налог, - 182 1 05 01021 01 1000 110
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""12. Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.";
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""12. Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.";
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 349
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации")Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), учитывают доходы и расходы в соответствии со статьей 346.24 НК РФ; приказом ФНС России от 7 ноября 2023 г. N ЕА-7-3/816@ "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также порядков их заполнения"; в соответствии со строкой 113 "Сумма полученных доходов за налоговый период" раздела 2.1.1 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (объект налогообложения - доходы)", со строкой 213 "Сумма полученных доходов за налоговый период" раздела 2.2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и минимального налога (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов)" Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (форма по КНД 1152017).
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации")Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), учитывают доходы и расходы в соответствии со статьей 346.24 НК РФ; приказом ФНС России от 7 ноября 2023 г. N ЕА-7-3/816@ "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также порядков их заполнения"; в соответствии со строкой 113 "Сумма полученных доходов за налоговый период" раздела 2.1.1 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (объект налогообложения - доходы)", со строкой 213 "Сумма полученных доходов за налоговый период" раздела 2.2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и минимального налога (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов)" Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (форма по КНД 1152017).
Типовая ситуация: ЕСХН: плательщики, расчет, уплата
(Издательство "Главная книга", 2025)Расходы учитывают после оплаты. Зарплату - на дату выплаты работникам, налоги - на дату перечисления в бюджет. Стоимость ОС и НМА списывают равномерно в течение года покупки. Минимальный срок списания расходов на земельные участки - 7 лет (ст. 346.5 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Расходы учитывают после оплаты. Зарплату - на дату выплаты работникам, налоги - на дату перечисления в бюджет. Стоимость ОС и НМА списывают равномерно в течение года покупки. Минимальный срок списания расходов на земельные участки - 7 лет (ст. 346.5 НК РФ).
Вопрос: Каков порядок налогообложения при продаже недвижимого имущества индивидуальным предпринимателем?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, доходы индивидуального предпринимателя от реализации недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, включаются в налоговую базу при исчислении ЕСХН.
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, доходы индивидуального предпринимателя от реализации недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, включаются в налоговую базу при исчислении ЕСХН.
Готовое решение: Какие налоги исчисляет и уплачивает организация при продаже здания
(КонсультантПлюс, 2025)в течение 1 - 10 лет в зависимости от срока полезного использования, если вы купили (создали) ОС до перехода на ЕСХН.
(КонсультантПлюс, 2025)в течение 1 - 10 лет в зависимости от срока полезного использования, если вы купили (создали) ОС до перехода на ЕСХН.
Статья: Налоговые последствия участия физических лиц в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Вариант заключения заказчиками договоров с ИП представляется наиболее оптимальным, поскольку ИП самостоятельно исчисляют и платят налоги. Для ИП в сфере государственных и муниципальных закупок важен режим налогообложения, который он выбирает самостоятельно. В НК РФ определено два налоговых режима: общий (уплачиваются все налоги в зависимости от наличия объекта налогообложения у ИП, включая НДФЛ) и специальный (ИП вправе выбрать один из специальных режимов налогообложения, в том числе УСН, ПСН, ЕСХН, НПД).
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Вариант заключения заказчиками договоров с ИП представляется наиболее оптимальным, поскольку ИП самостоятельно исчисляют и платят налоги. Для ИП в сфере государственных и муниципальных закупок важен режим налогообложения, который он выбирает самостоятельно. В НК РФ определено два налоговых режима: общий (уплачиваются все налоги в зависимости от наличия объекта налогообложения у ИП, включая НДФЛ) и специальный (ИП вправе выбрать один из специальных режимов налогообложения, в том числе УСН, ПСН, ЕСХН, НПД).
Готовое решение: Какие КБК указать в платежном поручении на уплату пеней по налогам (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)с объектом "доходы - расходы" (в том числе пени по минимальному налогу) - 182 1 05 01021 01 2100 110;
(КонсультантПлюс, 2022)с объектом "доходы - расходы" (в том числе пени по минимальному налогу) - 182 1 05 01021 01 2100 110;
Готовое решение: Какие КБК указать в платежном поручении на перечисление штрафа за неуплату налогов (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)с объектом "доходы - расходы" (в том числе штраф за неуплату минимального налога) - 182 1 05 01021 01 3000 110;
(КонсультантПлюс, 2022)с объектом "доходы - расходы" (в том числе штраф за неуплату минимального налога) - 182 1 05 01021 01 3000 110;
Готовое решение: Как облагается продажа недвижимого имущества у ИП на спецрежиме
(КонсультантПлюс, 2025)в течение 1 - 10 лет в зависимости от срока полезного использования, если вы купили (создали) ОС до перехода на ЕСХН.
(КонсультантПлюс, 2025)в течение 1 - 10 лет в зависимости от срока полезного использования, если вы купили (создали) ОС до перехода на ЕСХН.
Готовое решение: Какие КБК установлены для налогов, страховых взносов, сборов, пеней и штрафов по ним
(КонсультантПлюс, 2025)2.14. Какой КБК установлен по ЕСХН
(КонсультантПлюс, 2025)2.14. Какой КБК установлен по ЕСХН
Статья: Знакомьтесь: автоматизированная упрощенная система налогообложения
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 6)- или с разницы между доходами и расходами (но по ставке 20%), при этом предусмотрена уплата минимального налога.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 6)- или с разницы между доходами и расходами (но по ставке 20%), при этом предусмотрена уплата минимального налога.