Минимальные социальные стандарты
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальные социальные стандарты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 80 "Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей" СК РФТаким образом, вне зависимости от материального и семейного положения трудоспособных родителей дети вправе получить от каждого из них необходимое и достойное содержание, соответствующее минимальным государственным стандартам социального обеспечения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Изменение подхода к вопросу о компенсации морального вреда, причиненного нарушением права на социальное обеспечение, установление и апробация в судебной практике определенных правил такой компенсации, очевидно, может свидетельствовать об усложнении системы критериев достойного социального обеспечения. В ее структуре вместе с критериями, имеющими экономическое содержание и облеченными в правовую форму (применение минимальных социальных стандартов в виде прожиточного минимума), появляются критерии с более значительным "удельным весом" правового содержания, которые с известной долей условности можно называть экономико-правовыми (учет специфики организационно-правовых форм социального обеспечения, а также предусмотренных законом особых потребностей отдельных категорий населения), и собственно правовые критерии, отражающие эффективность процедуры установления и результат реализации права гражданина на социальное обеспечение.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Изменение подхода к вопросу о компенсации морального вреда, причиненного нарушением права на социальное обеспечение, установление и апробация в судебной практике определенных правил такой компенсации, очевидно, может свидетельствовать об усложнении системы критериев достойного социального обеспечения. В ее структуре вместе с критериями, имеющими экономическое содержание и облеченными в правовую форму (применение минимальных социальных стандартов в виде прожиточного минимума), появляются критерии с более значительным "удельным весом" правового содержания, которые с известной долей условности можно называть экономико-правовыми (учет специфики организационно-правовых форм социального обеспечения, а также предусмотренных законом особых потребностей отдельных категорий населения), и собственно правовые критерии, отражающие эффективность процедуры установления и результат реализации права гражданина на социальное обеспечение.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Следует также учитывать, что в области технического регулирования Закон о техническом регулировании не распространяется, например, на федеральные государственные образовательные стандарты и стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты (ч. 3 ст. 1 Закона о техническом регулировании). Требования к функционированию единой сети связи РФ, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи РФ и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством РФ в области связи (ч. 2 ст. 1 Закона о техническом регулировании).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Следует также учитывать, что в области технического регулирования Закон о техническом регулировании не распространяется, например, на федеральные государственные образовательные стандарты и стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты (ч. 3 ст. 1 Закона о техническом регулировании). Требования к функционированию единой сети связи РФ, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи РФ и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством РФ в области связи (ч. 2 ст. 1 Закона о техническом регулировании).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации;
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Определение достойного уровня жизни в качестве конституционной цели и общего принципа государственной политики обычно связано с установлением в текущем законодательстве базовых (минимальных) социальных стандартов, отступление от которых может быть оспорено в суде.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Определение достойного уровня жизни в качестве конституционной цели и общего принципа государственной политики обычно связано с установлением в текущем законодательстве базовых (минимальных) социальных стандартов, отступление от которых может быть оспорено в суде.
Статья: Особенности применения методов математического моделирования в судебной пожарно-технической экспертизе при исследовании динамики опасных факторов пожара
(Карпов С.Ю., Шишанова С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Рассматривая цели и сферу применения Закона N 123-ФЗ, мы приходим к выводу, что технический регламент принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения Закона N 123-ФЗ обязательны для исполнения при проектировании, разработке технических регламентов и технической документации на объекты защиты с областью ограничения, например объекты специального назначения <17>. При анализе сферы применения Закона N 184-ФЗ мы видим, что требования Закона регулируют отношения при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе на добровольной основе, а также к оценке соответствия. Кроме этого, Закон определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Действие Закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений. Область применения Закона N 184-ФЗ, так же как и Закона N 123-ФЗ, имеет ограничения в регулировании отношений для объектов специального назначения, например объектов атомной энергетики <18>.
(Карпов С.Ю., Шишанова С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Рассматривая цели и сферу применения Закона N 123-ФЗ, мы приходим к выводу, что технический регламент принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения Закона N 123-ФЗ обязательны для исполнения при проектировании, разработке технических регламентов и технической документации на объекты защиты с областью ограничения, например объекты специального назначения <17>. При анализе сферы применения Закона N 184-ФЗ мы видим, что требования Закона регулируют отношения при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе на добровольной основе, а также к оценке соответствия. Кроме этого, Закон определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Действие Закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений. Область применения Закона N 184-ФЗ, так же как и Закона N 123-ФЗ, имеет ограничения в регулировании отношений для объектов специального назначения, например объектов атомной энергетики <18>.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Для приобретения права на страховую пенсию юридические факты - продолжительность возраста человека и продолжительность его стажа - заменяются на единственный юридический факт - величину расчетного пенсионного капитала. Эта величина должна быть не менее такой, при которой размер страховой пенсии на протяжении всего ожидаемого периода ее выплаты будет составлять не ниже минимально допустимой величины пенсии, определяемой государством (прожиточного минимума пенсионера в регионе его фактического проживания или какого-либо иного установленного минимального социального стандарта жизнеобеспечения). Как только застрахованный работник "накопит" на своем пенсионном счете сумму, позволяющую ему получать пенсию не ниже минимального социального стандарта в течение всей прогнозируемой продолжительности его жизни, он будет вправе выйти на страховую пенсию, но для того, чтобы не утратить целевое предназначение пенсии, это в любом случае не должно произойти ранее достижения им традиционного пенсионного возраста 60/55 лет.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Для приобретения права на страховую пенсию юридические факты - продолжительность возраста человека и продолжительность его стажа - заменяются на единственный юридический факт - величину расчетного пенсионного капитала. Эта величина должна быть не менее такой, при которой размер страховой пенсии на протяжении всего ожидаемого периода ее выплаты будет составлять не ниже минимально допустимой величины пенсии, определяемой государством (прожиточного минимума пенсионера в регионе его фактического проживания или какого-либо иного установленного минимального социального стандарта жизнеобеспечения). Как только застрахованный работник "накопит" на своем пенсионном счете сумму, позволяющую ему получать пенсию не ниже минимального социального стандарта в течение всей прогнозируемой продолжительности его жизни, он будет вправе выйти на страховую пенсию, но для того, чтобы не утратить целевое предназначение пенсии, это в любом случае не должно произойти ранее достижения им традиционного пенсионного возраста 60/55 лет.
Статья: Роль административного права в обеспечении благополучия человека
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В систему административного нормативного регулирования входят законы, подзаконные акты, региональные нормативные правовые акты, устанавливающие стандарты и гарантии социальной защиты, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, охраны труда и окружающей среды. Это включает в себя определение минимальных социальных стандартов, регламентацию деятельности соответствующих государственных органов и организаций, установление порядка предоставления государственных услуг и социальных выплат.
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В систему административного нормативного регулирования входят законы, подзаконные акты, региональные нормативные правовые акты, устанавливающие стандарты и гарантии социальной защиты, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, охраны труда и окружающей среды. Это включает в себя определение минимальных социальных стандартов, регламентацию деятельности соответствующих государственных органов и организаций, установление порядка предоставления государственных услуг и социальных выплат.
Статья: Европейская социальная хартия: процедуры мониторинга
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В целях обеспечения единообразия докладов в них должны содержаться ответы на сформулированные ЕКСП вопросы. В частности, в них должны быть указаны названия и даты принятия правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения, изложено их содержание с учетом последних изменений, а также сведения о вынесенных за отчетный период судебных решениях по спорам, относящимся к тематической группе. Кроме того, должна быть информация о направлениях (стратегиях, программах и пр.) социальной политики государства в целях улучшения положения граждан (особенно социально уязвимых групп населения), статистические данные о количестве населения в трудоспособном возрасте, уровне безработицы, размерах минимальных социальных стандартов (МРОТ, прожиточного минимума) и др.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В целях обеспечения единообразия докладов в них должны содержаться ответы на сформулированные ЕКСП вопросы. В частности, в них должны быть указаны названия и даты принятия правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения, изложено их содержание с учетом последних изменений, а также сведения о вынесенных за отчетный период судебных решениях по спорам, относящимся к тематической группе. Кроме того, должна быть информация о направлениях (стратегиях, программах и пр.) социальной политики государства в целях улучшения положения граждан (особенно социально уязвимых групп населения), статистические данные о количестве населения в трудоспособном возрасте, уровне безработицы, размерах минимальных социальных стандартов (МРОТ, прожиточного минимума) и др.
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Другое важное направление - усиление защищенности трудовых прав граждан. Непосредственно в Конституции РФ появились новые гарантии трудовых и социальных прав, прямо развивающие положения ст. 7 Конституции РФ о социальном государстве. Так, новая редакция ст. 75 Конституции РФ возлагает на государство обязанность уважать труд граждан и обеспечивать защиту их прав. В этой связи устанавливается минимальный размер оплаты труда, эквивалентный величине прожиточного минимума. Важность этой гарантии трудно переоценить: в конституционной норме закреплены органическая связь и идентичность принципа оплачиваемого труда и соответствия уровня оплаты минимальному социальному стандарту жизни населения. В отличие от декларативного положения ст. 7 Конституции РФ об установлении минимального размера оплаты труда, ст. 75 требует от государства осуществления экономической политики, в условиях которой он может гарантировать трудоспособному населению возможность удовлетворения потребностей. Если обратить внимание на то, что социальные выплаты, апробированные в период подготовки проекта конституционных изменений, также привязаны к минимальному размеру оплаты труда, а сам он в целом соответствует реальным доходам граждан и ставкам оплаты труда в целом ряде областей профессиональной деятельности, можно заключить, что в этой части наполнение понятия социального государства конкретным содержанием уже состоялось.
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Другое важное направление - усиление защищенности трудовых прав граждан. Непосредственно в Конституции РФ появились новые гарантии трудовых и социальных прав, прямо развивающие положения ст. 7 Конституции РФ о социальном государстве. Так, новая редакция ст. 75 Конституции РФ возлагает на государство обязанность уважать труд граждан и обеспечивать защиту их прав. В этой связи устанавливается минимальный размер оплаты труда, эквивалентный величине прожиточного минимума. Важность этой гарантии трудно переоценить: в конституционной норме закреплены органическая связь и идентичность принципа оплачиваемого труда и соответствия уровня оплаты минимальному социальному стандарту жизни населения. В отличие от декларативного положения ст. 7 Конституции РФ об установлении минимального размера оплаты труда, ст. 75 требует от государства осуществления экономической политики, в условиях которой он может гарантировать трудоспособному населению возможность удовлетворения потребностей. Если обратить внимание на то, что социальные выплаты, апробированные в период подготовки проекта конституционных изменений, также привязаны к минимальному размеру оплаты труда, а сам он в целом соответствует реальным доходам граждан и ставкам оплаты труда в целом ряде областей профессиональной деятельности, можно заключить, что в этой части наполнение понятия социального государства конкретным содержанием уже состоялось.
Статья: Квалиметрическое право как подотрасль кондиционного права (на материалах Республики Беларусь)
(Бондаренко Н.Л., Конаневич Ю.Г., Лысаковская Ю.О.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)- квалиметрическое регулирование национальной безопасности (государственные минимальные социальные стандарты и государственные социальные стандарты по обслуживанию населения Республики (государственные минимальные стандарты в социальной сфере); государственные минимальные стандарты национальной экономической безопасности; государственные минимальные стандарты в политической и военно-политической сферах);
(Бондаренко Н.Л., Конаневич Ю.Г., Лысаковская Ю.О.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)- квалиметрическое регулирование национальной безопасности (государственные минимальные социальные стандарты и государственные социальные стандарты по обслуживанию населения Республики (государственные минимальные стандарты в социальной сфере); государственные минимальные стандарты национальной экономической безопасности; государственные минимальные стандарты в политической и военно-политической сферах);
Ситуация: Каким категориям граждан полагаются ежемесячные доплаты к пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Региональное законодательство может устанавливать особенности назначения региональной доплаты к пенсии. Например, в г. Москве такая доплата при определенных условиях устанавливается исходя из величины прожиточного минимума пенсионера или величины городского социального стандарта (в 2025 г. - в размере 25 850 руб.) (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; п. п. 2, 5(1), 30 Приложения 1, п. п. 1.2, 4.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы N 1268-ПП; п. 3 Постановления Правительства Москвы от 04.12.2024 N 2771-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Региональное законодательство может устанавливать особенности назначения региональной доплаты к пенсии. Например, в г. Москве такая доплата при определенных условиях устанавливается исходя из величины прожиточного минимума пенсионера или величины городского социального стандарта (в 2025 г. - в размере 25 850 руб.) (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; п. п. 2, 5(1), 30 Приложения 1, п. п. 1.2, 4.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы N 1268-ПП; п. 3 Постановления Правительства Москвы от 04.12.2024 N 2771-ПП).
Ситуация: Какие льготы и социальные гарантии предусмотрены при потере кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве при соблюдении определенных условий (в частности, при наличии регистрации в г. Москве по месту жительства установленной продолжительности) региональная социальная доплата к пенсии может быть назначена исходя из величины прожиточного минимума пенсионера или величины городского социального стандарта (в 2025 г. - 25 850 руб.) (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; п. п. 2, 5(1), 30 Приложения 1, п. п. 1.2, 4.1, 4.2, 4.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы N 1268-ПП; п. 3 Постановления Правительства Москвы от 04.12.2024 N 2771-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве при соблюдении определенных условий (в частности, при наличии регистрации в г. Москве по месту жительства установленной продолжительности) региональная социальная доплата к пенсии может быть назначена исходя из величины прожиточного минимума пенсионера или величины городского социального стандарта (в 2025 г. - 25 850 руб.) (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; п. п. 2, 5(1), 30 Приложения 1, п. п. 1.2, 4.1, 4.2, 4.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы N 1268-ПП; п. 3 Постановления Правительства Москвы от 04.12.2024 N 2771-ПП).
Статья: Режимно-правовое регулирование процедуры составления проектов бюджетов
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Особенностью данного вида бюджетно-правового режима в контексте реализации его конечной цели (получение проекта акта) является определенная системность документов, которые ложатся в основу проекта акта о бюджете либо на базе которых он подготавливается. Проект бюджета представляет собой определенный комплекс показателей экономического характера, который предполагает целостную совокупность финансовых документов. Одно из важнейших условий бюджетно-правового регулирования - составление такого проекта бюджета, на основании показателей которого было бы возможно достижение минимальных государственных социальных стандартов.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Особенностью данного вида бюджетно-правового режима в контексте реализации его конечной цели (получение проекта акта) является определенная системность документов, которые ложатся в основу проекта акта о бюджете либо на базе которых он подготавливается. Проект бюджета представляет собой определенный комплекс показателей экономического характера, который предполагает целостную совокупность финансовых документов. Одно из важнейших условий бюджетно-правового регулирования - составление такого проекта бюджета, на основании показателей которого было бы возможно достижение минимальных государственных социальных стандартов.