Минимальная заработная плата в 2017 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальная заработная плата в 2017 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, возникающие в период действия трудового договора: Работник (прокурор) требует установить зарплату не ниже МРОТ
(КонсультантПлюс, 2025)Работник (прокурор) считает, что заработная плата Работника не достигает минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в регионе.
(КонсультантПлюс, 2025)Работник (прокурор) считает, что заработная плата Работника не достигает минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в регионе.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.10.2024 N 33-12464/2024 (УИД 78RS0008-01-2022-005186-14)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным увольнения за прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О взыскании задолженности по заработной плате; 4) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Работник ссылается на то, что незаконно уволен с должности главного инженера проекта за прогул, кроме того, заработная плата ему выплачена в размере меньшем, чем установлено нормативно-правовыми актами о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Следовательно, довод иска и довод жалобы о том, что размер заработной платы истца был ниже минимального размера оплаты труда в Санкт-Петербурге не подтверждается материалами дела, поскольку размер установленного истцу должностного оклада был не ниже установленного в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и Региональными соглашениями о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге, которые, в свою очередь, составляли в 2017 году - 16 000 рублей, с 01.01.2018 года - 17 000 рублей, с 01.01.2019 года - 18 000 рублей, с 01.01.2020 года - 19 000 рублей, с 01.05.2021 года - 19 190 рублей, с 01.10.2021 года - 19 650 рублей, с 01.01.2022 года - 21 500 рублей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным увольнения за прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О взыскании задолженности по заработной плате; 4) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Работник ссылается на то, что незаконно уволен с должности главного инженера проекта за прогул, кроме того, заработная плата ему выплачена в размере меньшем, чем установлено нормативно-правовыми актами о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Следовательно, довод иска и довод жалобы о том, что размер заработной платы истца был ниже минимального размера оплаты труда в Санкт-Петербурге не подтверждается материалами дела, поскольку размер установленного истцу должностного оклада был не ниже установленного в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и Региональными соглашениями о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге, которые, в свою очередь, составляли в 2017 году - 16 000 рублей, с 01.01.2018 года - 17 000 рублей, с 01.01.2019 года - 18 000 рублей, с 01.01.2020 года - 19 000 рублей, с 01.05.2021 года - 19 190 рублей, с 01.10.2021 года - 19 650 рублей, с 01.01.2022 года - 21 500 рублей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Согласно справкам по форме N 2-НДФЛ размер заработной платы сотрудников составил от 7 820 рублей до 9 775 рублей. При этом минимальный размер оплаты труда, установленный в регионе за 2017 год, составлял 9 700 рублей, за 2018 год - 11 163 рубля, за 2019 год - 12 972 рубля.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Согласно справкам по форме N 2-НДФЛ размер заработной платы сотрудников составил от 7 820 рублей до 9 775 рублей. При этом минимальный размер оплаты труда, установленный в регионе за 2017 год, составлял 9 700 рублей, за 2018 год - 11 163 рубля, за 2019 год - 12 972 рубля.
Статья: МРОТ и медианная заработная плата в механизме правового регулирования оплаты труда
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2021, N 2)Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 18.04.2018 требования Жарова были частично удовлетворены. Суд счел, что за основу оплаты труда в 2017 году следует принять размер минимальной заработной платы, установленный Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017 (12 652 рубля), а в январе 2018 года в связи с расторжением названного соглашения - минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне (9 489 рублей), исходя из которого необходимо производить оплату фактически отработанного времени согласно графику дежурств, после чего к полученной сумме следует прибавить сумму оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (в те месяцы, когда она производилась) и начислить районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2021, N 2)Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 18.04.2018 требования Жарова были частично удовлетворены. Суд счел, что за основу оплаты труда в 2017 году следует принять размер минимальной заработной платы, установленный Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017 (12 652 рубля), а в январе 2018 года в связи с расторжением названного соглашения - минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне (9 489 рублей), исходя из которого необходимо производить оплату фактически отработанного времени согласно графику дежурств, после чего к полученной сумме следует прибавить сумму оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (в те месяцы, когда она производилась) и начислить районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2025 N 10-П
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого части первой статьи 21, абзаца седьмого части второй статьи 22, части четвертой статьи 60.2, части третьей статьи 93, статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1, а также частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Неверова"При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый работодатель, устанавливая систему оплаты труда, должен в равной мере соблюдать не только предписания, гарантирующие работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, но и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в особых условиях труда и условиях, отклоняющихся от нормальных. Исходя из этого, каждому работнику во всяком случае должна быть гарантирована повышенная оплата работы в такого рода условиях, которая не подлежит включению в сумму заработной платы, не превышающей минимального размера оплаты труда (постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П, от 16 декабря 2019 года N 40-П и от 23 сентября 2024 года N 40-П; определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О).
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого части первой статьи 21, абзаца седьмого части второй статьи 22, части четвертой статьи 60.2, части третьей статьи 93, статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1, а также частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Неверова"При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый работодатель, устанавливая систему оплаты труда, должен в равной мере соблюдать не только предписания, гарантирующие работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, но и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в особых условиях труда и условиях, отклоняющихся от нормальных. Исходя из этого, каждому работнику во всяком случае должна быть гарантирована повышенная оплата работы в такого рода условиях, которая не подлежит включению в сумму заработной платы, не превышающей минимального размера оплаты труда (постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П, от 16 декабря 2019 года N 40-П и от 23 сентября 2024 года N 40-П; определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"32. В Определении от 27 февраля 2018 года N 252-О-Р Конституционный Суд обратился к отдельным положениям своего Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, выявившего конституционно-правовой смысл ряда положений Трудового кодекса Российской Федерации, как не предполагающих включение в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вопрос: Какие выплаты включаются в расчет МРОТ?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)При этом районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не включаются в расчет МРОТ (минимальной зарплаты в субъекте РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р, п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N 4ПВ17).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)При этом районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не включаются в расчет МРОТ (минимальной зарплаты в субъекте РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р, п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N 4ПВ17).
Статья: Снижение зарплаты: варианты и особенности
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)Примечание. Рассказываем, на какой МРОТ ориентироваться, какая минимальная зарплата может быть, как сравнить зарплату с МРОТ, нужно ли учитывать МРОТ в случае совмещения и совместительства, в статье "Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать кадровик" в N 12, 2017, на с. 28.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)Примечание. Рассказываем, на какой МРОТ ориентироваться, какая минимальная зарплата может быть, как сравнить зарплату с МРОТ, нужно ли учитывать МРОТ в случае совмещения и совместительства, в статье "Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать кадровик" в N 12, 2017, на с. 28.
Статья: Процедура установления и пересмотра размера вознаграждения арбитражных управляющих в России и за рубежом
(Домнин С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Например, в Германии законодательно установлен минимальный уровень вознаграждения управляющего за проведение процедуры, применяемый в процедурах без активов в конкурсной массе: он составляет 800 евро для процедуры банкротства потребителя и 1 000 евро для банкротства юридического лица <2>. В Канаде и Австралии управляющий имуществом гражданина может получить из конкурсной массы напрямую вознаграждение до 5 000 местных долларов без проведения аудита (проверки) его расчета и подтверждения судом <3>. При этом вознаграждение состоит из минимального фиксированного тарифа и процента от реализации активов. В Польше вознаграждение управляющего при потребительском банкротстве составляет от 0,25 до 2 минимальных зарплат (от 298 до 2 385 евро) и в исключительных случаях может быть увеличено до 4 минимальных зарплат <4>.
(Домнин С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Например, в Германии законодательно установлен минимальный уровень вознаграждения управляющего за проведение процедуры, применяемый в процедурах без активов в конкурсной массе: он составляет 800 евро для процедуры банкротства потребителя и 1 000 евро для банкротства юридического лица <2>. В Канаде и Австралии управляющий имуществом гражданина может получить из конкурсной массы напрямую вознаграждение до 5 000 местных долларов без проведения аудита (проверки) его расчета и подтверждения судом <3>. При этом вознаграждение состоит из минимального фиксированного тарифа и процента от реализации активов. В Польше вознаграждение управляющего при потребительском банкротстве составляет от 0,25 до 2 минимальных зарплат (от 298 до 2 385 евро) и в исключительных случаях может быть увеличено до 4 минимальных зарплат <4>.
Вопрос: Нужно ли осуществлять доплату до МРОТ в случае выплаты премии, если оклад работника ниже МРОТ?
(Консультация эксперта, 2025)В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются также районные коэффициенты и процентные надбавки в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
(Консультация эксперта, 2025)В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются также районные коэффициенты и процентные надбавки в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
Готовое решение: Как рассчитать и оформить доплату к зарплате до МРОТ
(КонсультантПлюс, 2025)- другие суммы, которые не учитываются в составе минимальной зарплаты в соответствии с региональным соглашением;
(КонсультантПлюс, 2025)- другие суммы, которые не учитываются в составе минимальной зарплаты в соответствии с региональным соглашением;
Статья: Практика социального партнерства: современное состояние и перспективы совершенствования
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)Применительно к данной ситуации Конституционный Суд РФ в Определении от 19 декабря 2017 года N 2902-О <19> отметил следующие обстоятельства. Правовое регулирование, предполагающее распространение действия регионального соглашения о минимальной заработной плате только на работодателей, являющихся его участниками, а также исключающее возложение дополнительного бремени на федеральный бюджет, согласуется с принципами социального партнерства и основами построения бюджетной системы. Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой дополнительную гарантию, установленную в системе социального партнерства, а право одной категории граждан на получение льготы, предоставляемой другой категории граждан, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее ч. 3 ст. 37, не вытекает. В связи с этим норма, исключающая из круга работников, для которых устанавливается минимальный размер заработной платы в субъекте Российской Федерации, работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, не может расцениваться как нарушающая конституционные права этой категории работников, на которых распространяются гарантии оплаты труда, установленные федеральным законодательством.
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)Применительно к данной ситуации Конституционный Суд РФ в Определении от 19 декабря 2017 года N 2902-О <19> отметил следующие обстоятельства. Правовое регулирование, предполагающее распространение действия регионального соглашения о минимальной заработной плате только на работодателей, являющихся его участниками, а также исключающее возложение дополнительного бремени на федеральный бюджет, согласуется с принципами социального партнерства и основами построения бюджетной системы. Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой дополнительную гарантию, установленную в системе социального партнерства, а право одной категории граждан на получение льготы, предоставляемой другой категории граждан, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее ч. 3 ст. 37, не вытекает. В связи с этим норма, исключающая из круга работников, для которых устанавливается минимальный размер заработной платы в субъекте Российской Федерации, работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, не может расцениваться как нарушающая конституционные права этой категории работников, на которых распространяются гарантии оплаты труда, установленные федеральным законодательством.
Статья: Использование позиций судебной практики в регулировании трудовых отношений на локальном уровне
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<9> Так, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 г.) сказано, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, однако, указал, что это правило должно также распространяться на минимальную заработную плату (МЗП), установленную в соответствующем регионе. Тем самым Конституционный Суд РФ пересмотрел выработанное Верховным Судом РФ прецедентное правоположение.
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<9> Так, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 г.) сказано, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, однако, указал, что это правило должно также распространяться на минимальную заработную плату (МЗП), установленную в соответствующем регионе. Тем самым Конституционный Суд РФ пересмотрел выработанное Верховным Судом РФ прецедентное правоположение.
Готовое решение: Как установить должностной оклад работнику
(КонсультантПлюс, 2025)При сопоставлении зарплаты работника с МРОТ (минимальной зарплатой в субъекте РФ) не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
(КонсультантПлюс, 2025)При сопоставлении зарплаты работника с МРОТ (минимальной зарплатой в субъекте РФ) не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
Готовое решение: Как устанавливается оплата труда преподавателей
(КонсультантПлюс, 2025)размер заработной платы должен быть не ниже МРОТ или размера минимальной зарплаты в субъекте РФ (при работе на полной ставке), а вот максимальный размер зарплаты не ограничен (ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)размер заработной платы должен быть не ниже МРОТ или размера минимальной зарплаты в субъекте РФ (при работе на полной ставке), а вот максимальный размер зарплаты не ограничен (ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ);