Минимальная пенсия по старости
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальная пенсия по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 21 "Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Довод заявителя о том, что именно должник определяет, подлежит ли исключению из конкурсной массы прожиточный минимум, или пенсия по старости в полном объеме, отклоняется коллегией судей, поскольку по смыслу пункта 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признание гражданина-пенсионера несостоятельным не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения; пенсионные обязательства государства подлежат исполнению в установленном размере, однако это не означает исключение данных выплат из конкурсной массы должника."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 87 "Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей" СК РФСуды установили, что Тарасов В.П. (отец должника) получает пенсию по старости, размер которой превышает установленный прожиточный минимум для пенсионеров. В материалы дела не представлены доказательства, что ответчик нуждался в период получения алиментов в дорогостоящем лечении и (или) приобретении дорогостоящих лекарственных препаратов, стоимость которых превышала размер его пенсии, и что ему необходима помощь иных лиц для обеспечения его жизненных потребностей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Так, в рамках так называемой стажево-заработковой формулы в разные периоды развития отечественного законодательства были предусмотрены следующие особенности исчисления пенсий, назначаемых сиротам. Во-первых, размер пенсии по случаю потери кормильца определялся исходя из суммы заработков обоих умерших родителей <8>, что давало возможность при назначении одной пенсии по случаю потери кормильца учесть пенсионные права, сформированные каждым родителем <9>. Во-вторых, в случае сиротства законодатель при определении размера пенсии по случаю потери кормильца предусматривал более высокую долю заработка - как для детей, потерявших кормильца вследствие трудового увечья или профессионального заболевания <10>. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1), в свою очередь, предоставлял детям, потерявшим обоих родителей, право на пенсию по случаю потери кормильца в размере полуторной величины минимальной пенсии по старости, в то время как по общему правилу размер пенсии, исчисленный из заработка кормильца, не мог превышать указанный минимальный размер пенсии.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Так, в рамках так называемой стажево-заработковой формулы в разные периоды развития отечественного законодательства были предусмотрены следующие особенности исчисления пенсий, назначаемых сиротам. Во-первых, размер пенсии по случаю потери кормильца определялся исходя из суммы заработков обоих умерших родителей <8>, что давало возможность при назначении одной пенсии по случаю потери кормильца учесть пенсионные права, сформированные каждым родителем <9>. Во-вторых, в случае сиротства законодатель при определении размера пенсии по случаю потери кормильца предусматривал более высокую долю заработка - как для детей, потерявших кормильца вследствие трудового увечья или профессионального заболевания <10>. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1), в свою очередь, предоставлял детям, потерявшим обоих родителей, право на пенсию по случаю потери кормильца в размере полуторной величины минимальной пенсии по старости, в то время как по общему правилу размер пенсии, исчисленный из заработка кормильца, не мог превышать указанный минимальный размер пенсии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В ноябре 1993 г. государством была введена фиксированная надбавка ко всем пенсиям, являющаяся по своей сути компенсационной, то есть сопоставимой с минимальным размером пенсии по старости. Первый этап пенсионной реформы также характеризовался распространением пенсионного права на работников творческой сферы, священнослужителей, а также индивидуальных предпринимателей (данные категории не были включены в пенсионную систему государства, действовавшую до 1990 г.) [5]. Закономерно, что в результате данных изменений численность пенсионеров в РФ, имеющих право на получение пенсии, возросла. Кроме указанных изменений, государством были введены новые алгоритмы расчета размера пенсий, сущность которых заключалась в возможности начисления пенсии исходя из размера заработной платы гражданина за любой 5-летний период непрерывного трудового стажа, а период учета размера заработной платы был при этом увеличен с одного года до двух лет перед выходом гражданина на пенсию. Таким образом, принципиально важным итогом реализации первого этапа пенсионной реформы было определение всех граждан пожилого возраста как субъектов пенсионного права.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В ноябре 1993 г. государством была введена фиксированная надбавка ко всем пенсиям, являющаяся по своей сути компенсационной, то есть сопоставимой с минимальным размером пенсии по старости. Первый этап пенсионной реформы также характеризовался распространением пенсионного права на работников творческой сферы, священнослужителей, а также индивидуальных предпринимателей (данные категории не были включены в пенсионную систему государства, действовавшую до 1990 г.) [5]. Закономерно, что в результате данных изменений численность пенсионеров в РФ, имеющих право на получение пенсии, возросла. Кроме указанных изменений, государством были введены новые алгоритмы расчета размера пенсий, сущность которых заключалась в возможности начисления пенсии исходя из размера заработной платы гражданина за любой 5-летний период непрерывного трудового стажа, а период учета размера заработной платы был при этом увеличен с одного года до двух лет перед выходом гражданина на пенсию. Таким образом, принципиально важным итогом реализации первого этапа пенсионной реформы было определение всех граждан пожилого возраста как субъектов пенсионного права.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)В фокусе особого внимания, с точки зрения повышенного риска бедности, должна находиться такая категория пенсионеров, как получатели социальных пенсий по старости, поскольку их доход находится на уровне ПМ пенсионера в Российской Федерации, а значит, они фактически балансируют на границе бедности и особо чувствительны к любым изменениям цен на основные группы потребительских товаров, необходимых для поддержания минимальной жизнедеятельности. Получатели социальной пенсии по старости - это люди, не накопившие по различным причинам достаточное количество страховых баллов для назначения страховой пенсии по старости, поэтому в отношении них государству приходится брать на себя дополнительные обязательства по социальному обеспечению. Подчеркнем, таких пенсионеров в Российской Федерации почти 3,3 млн человек по состоянию на 1 января 2022 г.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)В фокусе особого внимания, с точки зрения повышенного риска бедности, должна находиться такая категория пенсионеров, как получатели социальных пенсий по старости, поскольку их доход находится на уровне ПМ пенсионера в Российской Федерации, а значит, они фактически балансируют на границе бедности и особо чувствительны к любым изменениям цен на основные группы потребительских товаров, необходимых для поддержания минимальной жизнедеятельности. Получатели социальной пенсии по старости - это люди, не накопившие по различным причинам достаточное количество страховых баллов для назначения страховой пенсии по старости, поэтому в отношении них государству приходится брать на себя дополнительные обязательства по социальному обеспечению. Подчеркнем, таких пенсионеров в Российской Федерации почти 3,3 млн человек по состоянию на 1 января 2022 г.
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Согласно п. 23 Рекомендации МОТ N 131 национальным законодательствам предписывается установить минимальные размеры пенсий и пособий по инвалидности, старости и потере кормильца, с тем чтобы гарантировать минимальный уровень жизни.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Согласно п. 23 Рекомендации МОТ N 131 национальным законодательствам предписывается установить минимальные размеры пенсий и пособий по инвалидности, старости и потере кормильца, с тем чтобы гарантировать минимальный уровень жизни.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
Ситуация: Кто имеет право на льготное лекарственное обеспечение (бесплатно, со скидкой)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;