Минфин коронавирус непреодолимая сила
Подборка наиболее важных документов по запросу Минфин коронавирус непреодолимая сила (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена закупки
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы заключения государственного (муниципального) контракта путем закупки у единственного поставщика
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер контракт необходимо расторгнуть или изменить.
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер контракт необходимо расторгнуть или изменить.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, в связи с тем, что распространение коронавирусной инфекции 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, слуг, требуемых в связи с возникновением таких обстоятельств, у единственного поставщика согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. То есть, заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, в связи с тем, что распространение коронавирусной инфекции 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, слуг, требуемых в связи с возникновением таких обстоятельств, у единственного поставщика согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. То есть, заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
<Письмо> Минпромторга России от 25.03.2020 N 20618/08
<О последствиях признания коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы>Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России информирует, что согласно разъяснениям ФАС России и Минфина России (прилагаются) распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы.
<О последствиях признания коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы>Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России информирует, что согласно разъяснениям ФАС России и Минфина России (прилагаются) распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать: в) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств: в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы; г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков. В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать: в) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств: в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы; г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков. В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Статья: Регулятивный потенциал писем федеральных органов исполнительной власти
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
Готовое решение: Получение до 31 декабря 2022 г. включительно отсрочки или рассрочки по уплате налогов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2022)Обратите внимание: распространение новой коронавирусной инфекции не во всех случаях признается обстоятельством непреодолимой силы. Наличие форс-мажора устанавливается с учетом особенностей конкретного дела, в том числе характера неисполненного обязательства, срока его исполнения, разумности и добросовестности действий должника и т.п. (Обзор Президиума Верховного Суда РФ от 21.04.2020, Письмо Минфина России от 17.06.2020 N 03-02-07/1/52124).
(КонсультантПлюс, 2022)Обратите внимание: распространение новой коронавирусной инфекции не во всех случаях признается обстоятельством непреодолимой силы. Наличие форс-мажора устанавливается с учетом особенностей конкретного дела, в том числе характера неисполненного обязательства, срока его исполнения, разумности и добросовестности действий должника и т.п. (Обзор Президиума Верховного Суда РФ от 21.04.2020, Письмо Минфина России от 17.06.2020 N 03-02-07/1/52124).
Готовое решение: Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (см. совместное Письмо Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер исполнить контракт на прежних условиях не получится. Не прекращайте исполнять контракт, в противном случае у заказчика может появиться основание для одностороннего отказа от контракта, если такое право закреплено в контракте. Такой отказ - основание для внесения вас в РНП (ч. 9 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (см. совместное Письмо Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер исполнить контракт на прежних условиях не получится. Не прекращайте исполнять контракт, в противном случае у заказчика может появиться основание для одностороннего отказа от контракта, если такое право закреплено в контракте. Такой отказ - основание для внесения вас в РНП (ч. 9 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "В обоснование своих доводов о том, что основанием для отмены Аукциона явились обстоятельства непреодолимой силы, а именно - распространение новой коронавирусной инфекции, Заявитель ссылается на пункт 18.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подпункт 2 пункта 5 письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", абзац 3 пункта 1 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Поручение ОАО "РЖД" от 30.03.2020 N П-МВ-70 о введении режима максимальной экономии расходов, пунктом 1.9 которого предусмотрено изменение планов закупок товарно-материальных ценностей, не обеспечивающих непрерывность и безопасность перевозочного процесса и не связанных с реализацией Плана мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", утвержденного 13.03.2020 N 327, кроме того, в письменных пояснениях ОАО "РЖД" указывает, что решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Аукциона обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, введением режима максимальной экономии расходов, связанным с резким снижением объема грузовых и пассажирских перевозок в ОАО "РЖД" ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В марте 2020 г. в своем Информационном письме Минфин России обращал внимание на то, что неисполнение нерезидентом своих обязательств по поставке (оплате) товаров или невозвращению ранее уплаченных ему денежных средств в виде авансовых платежей по заключенному между ним и резидентом внешнеторговому договору по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), может свидетельствовать об отсутствии вины резидента в совершении административных правонарушений по ч. 4 и ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ <37>. Однако письма Минфина России не являются нормативными актами и не всегда принимаются как руководство ФНС России и ФТС России. Кроме того, не совсем понятно, можно ли в настоящее время ссылаться на наличие санкций и невозможность проводить (направлять и получать) платежи, с чем сталкиваются сегодня многие резиденты - участники ВЭД, как на форс-мажорные обстоятельства, упомянутые в данном документе Минфина России.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В марте 2020 г. в своем Информационном письме Минфин России обращал внимание на то, что неисполнение нерезидентом своих обязательств по поставке (оплате) товаров или невозвращению ранее уплаченных ему денежных средств в виде авансовых платежей по заключенному между ним и резидентом внешнеторговому договору по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), может свидетельствовать об отсутствии вины резидента в совершении административных правонарушений по ч. 4 и ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ <37>. Однако письма Минфина России не являются нормативными актами и не всегда принимаются как руководство ФНС России и ФТС России. Кроме того, не совсем понятно, можно ли в настоящее время ссылаться на наличие санкций и невозможность проводить (направлять и получать) платежи, с чем сталкиваются сегодня многие резиденты - участники ВЭД, как на форс-мажорные обстоятельства, упомянутые в данном документе Минфина России.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)неустойки начислены по контракту, который невозможно исполнить в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, - спишите в полном объеме. Учтите при этом наличие причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которыми в том числе является распространения коронавирусной инфекции (Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67294);
(КонсультантПлюс, 2025)неустойки начислены по контракту, который невозможно исполнить в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, - спишите в полном объеме. Учтите при этом наличие причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которыми в том числе является распространения коронавирусной инфекции (Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67294);
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение контрактных обязательств, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020), при этом признание пандемии COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех участников экономического оборота (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, вопрос 7).
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение контрактных обязательств, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020), при этом признание пандемии COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех участников экономического оборота (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, вопрос 7).