Межведомственный совет по противодействию коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Межведомственный совет по противодействию коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование конфликта интересов: типология зарубежного опыта
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В законах зарубежных стран его наименования варьируются: Комиссия по предупреждению коррупции (Республика Словения); Комиссия по конфликту интересов (Республика Хорватия); Комиссия по конфликту интересов Народного Собрания (Болгария); Межведомственный координационный совет по борьбе с коррупцией и Бюро публичной службы (Грузия); Специальный антикоррупционный комитет Рийгикогу (парламента Эстонии) и др.
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В законах зарубежных стран его наименования варьируются: Комиссия по предупреждению коррупции (Республика Словения); Комиссия по конфликту интересов (Республика Хорватия); Комиссия по конфликту интересов Народного Собрания (Болгария); Межведомственный координационный совет по борьбе с коррупцией и Бюро публичной службы (Грузия); Специальный антикоррупционный комитет Рийгикогу (парламента Эстонии) и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Межведомственный совет по противодействию коррупции при главе Хасанского муниципального района (далее по тексту комментируемой статьи - Совет) является совещательным и координационным органом при главе Хасанского муниципального района, образованным в целях оказания содействия главе Хасанского муниципального района в определении приоритетных направлений в сфере противодействия коррупции и рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы по противодействию коррупции, координации деятельности органов местного самоуправления Хасанского муниципального района и сельских поселений района, муниципальных предприятий и учреждений, контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных планами противодействия коррупции в органах местного самоуправления. Порядок формирования и организации деятельности Совета устанавливается главой Хасанского муниципального района. Для рассмотрения вопросов по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), главой Хасанского муниципального района создаются рабочие группы, которые осуществляют свою деятельность в порядке, установленном главой Хасанского муниципального района.
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Межведомственный совет по противодействию коррупции при главе Хасанского муниципального района (далее по тексту комментируемой статьи - Совет) является совещательным и координационным органом при главе Хасанского муниципального района, образованным в целях оказания содействия главе Хасанского муниципального района в определении приоритетных направлений в сфере противодействия коррупции и рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы по противодействию коррупции, координации деятельности органов местного самоуправления Хасанского муниципального района и сельских поселений района, муниципальных предприятий и учреждений, контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных планами противодействия коррупции в органах местного самоуправления. Порядок формирования и организации деятельности Совета устанавливается главой Хасанского муниципального района. Для рассмотрения вопросов по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), главой Хасанского муниципального района создаются рабочие группы, которые осуществляют свою деятельность в порядке, установленном главой Хасанского муниципального района.
Нормативные акты
Приказ МВД России от 27.06.2011 N 727
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Положения об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации"8.40. Планирование, организация и координация действий подразделений центрального аппарата, территориальных органов МВД России в рамках участия в деятельности Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума, межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, иных координирующих органов, а также участие в подготовке необходимых информационно-аналитических материалов к их заседаниям.
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Положения об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации"8.40. Планирование, организация и координация действий подразделений центрального аппарата, территориальных органов МВД России в рамках участия в деятельности Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума, межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, иных координирующих органов, а также участие в подготовке необходимых информационно-аналитических материалов к их заседаниям.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: актуальные проблемы и возможные решения
(Алешкова Н.П.)
("Муниципальное право", 2013, N 2)Кроме того, в настоящее время в разных субъектах РФ разрабатываются Стандарты антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре такой Стандарт <1> утвержден 22 июня 2012 года Межведомственным Советом при губернаторе ХМАО - Югры по противодействию коррупции. В числе прочих критериев оценки антикоррупционной деятельности муниципальных образований установлен и такой, как количество независимых экспертиз муниципальных нормативных правовых актов за истекший год. Да плюс еще отсутствие независимых антикоррупционных экспертиз (равно как и снижение их количества по отношению к прошлому периоду) оценивается как отрицательный результат деятельности органов местного самоуправления. При этом для оценки антикоррупционной деятельности муниципальных образований не имеет значения, были ли данные независимые экспертизы отрицательными или положительными. Это может привести к тому, что органы местного самоуправления будут вынуждены "заказывать" независимые антикоррупционные экспертизы для повышения своих рейтингов при оценке антикоррупционной деятельности. Что не будет способствовать ни укреплению доверия к институту независимых экспертов, ни повышению эффективности антикоррупционных экспертиз в целом.
(Алешкова Н.П.)
("Муниципальное право", 2013, N 2)Кроме того, в настоящее время в разных субъектах РФ разрабатываются Стандарты антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре такой Стандарт <1> утвержден 22 июня 2012 года Межведомственным Советом при губернаторе ХМАО - Югры по противодействию коррупции. В числе прочих критериев оценки антикоррупционной деятельности муниципальных образований установлен и такой, как количество независимых экспертиз муниципальных нормативных правовых актов за истекший год. Да плюс еще отсутствие независимых антикоррупционных экспертиз (равно как и снижение их количества по отношению к прошлому периоду) оценивается как отрицательный результат деятельности органов местного самоуправления. При этом для оценки антикоррупционной деятельности муниципальных образований не имеет значения, были ли данные независимые экспертизы отрицательными или положительными. Это может привести к тому, что органы местного самоуправления будут вынуждены "заказывать" независимые антикоррупционные экспертизы для повышения своих рейтингов при оценке антикоррупционной деятельности. Что не будет способствовать ни укреплению доверия к институту независимых экспертов, ни повышению эффективности антикоррупционных экспертиз в целом.
Статья: Экспертный совет при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции как специализированный федеральный антикоррупционный орган: правовое положение, основные направления деятельности и структура
(Кабанов П.А.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 8)5. Сабитова Э.Н. Правовые и организационные основы деятельности специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссии по противодействию коррупции субъектов Российской Федерации // Взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции: Материалы Всероссийского межвузовского круглого стола г. Нижнекамска, 23 декабря 2011 г. / Под ред. П.А. Кабанова, О.Д. Агапова. Казань: Познание, 2012. С. 35 - 38.
(Кабанов П.А.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 8)5. Сабитова Э.Н. Правовые и организационные основы деятельности специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссии по противодействию коррупции субъектов Российской Федерации // Взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции: Материалы Всероссийского межвузовского круглого стола г. Нижнекамска, 23 декабря 2011 г. / Под ред. П.А. Кабанова, О.Д. Агапова. Казань: Познание, 2012. С. 35 - 38.
Статья: Счетная палата Ханты-Мансийского автономного округа как постоянно действующий орган внешнего государственного финансового контроля
(Аверичева И.Л.)
("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2013, N 3)Председатель Счетной палаты ХМАО, иные должностные лица органа принимали участие в заседаниях Думы автономного округа, ее комитетов, Комиссии по противодействию коррупции при Думе автономного округа, Межведомственного совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции, Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе, Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, отделения Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Уральском федеральном округе, иных координационных, консультационных, совещательных органов.
(Аверичева И.Л.)
("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2013, N 3)Председатель Счетной палаты ХМАО, иные должностные лица органа принимали участие в заседаниях Думы автономного округа, ее комитетов, Комиссии по противодействию коррупции при Думе автономного округа, Межведомственного совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции, Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе, Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, отделения Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Уральском федеральном округе, иных координационных, консультационных, совещательных органов.
Статья: Правовое регулирование организации и проведения антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне
(Кабанов П.А.)
("Административное и муниципальное право", 2013, N 5)Особый интерес вызывает содержание и структура муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании. В муниципальных нормативных правовых актах, направленных на организацию и проведение антикоррупционного мониторинга, как правило, отражаются следующие основные вопросы. Во-первых, ими определяется уполномоченный орган по организации и осуществлению антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании. В одних случаях нормативными правовыми актами в качестве уполномоченного органа определяется орган местного самоуправления, в других полномочия по осуществлению антикоррупционного мониторинга передаются специализированному Совету (Комиссии) при главе муниципального образования по противодействию коррупции, в третьих создается специальный межведомственный орган (комиссия или рабочая группа), которому и поручается осуществление антикоррупционного мониторинга. Примером закрепления функции осуществления антикоррупционного мониторинга за органом исполнительной власти муниципального образования может служить постановление администрации Паклинского района Псковской области, где таким уполномоченным органом признано Управление делами администрации района <26>. Примером закрепления функции осуществления антикоррупционного мониторинга за специализированным совещательным антикоррупционным органом при главе муниципального образования может служить постановление администрации Мошенского муниципального района Новгородской области, которым предусмотрено проведение антикоррупционного мониторинга Межведомственным советом по противодействию коррупции <27>. Примером создания специализированной межведомственной рабочей группы и закрепления за ней функции осуществления антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании может служить постановление администрации городского округа Жигулевск Самарской области, которым предусмотрено проведение антикоррупционного мониторинга специально создаваемой для этих целей межведомственной рабочей группой <28>.
(Кабанов П.А.)
("Административное и муниципальное право", 2013, N 5)Особый интерес вызывает содержание и структура муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании. В муниципальных нормативных правовых актах, направленных на организацию и проведение антикоррупционного мониторинга, как правило, отражаются следующие основные вопросы. Во-первых, ими определяется уполномоченный орган по организации и осуществлению антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании. В одних случаях нормативными правовыми актами в качестве уполномоченного органа определяется орган местного самоуправления, в других полномочия по осуществлению антикоррупционного мониторинга передаются специализированному Совету (Комиссии) при главе муниципального образования по противодействию коррупции, в третьих создается специальный межведомственный орган (комиссия или рабочая группа), которому и поручается осуществление антикоррупционного мониторинга. Примером закрепления функции осуществления антикоррупционного мониторинга за органом исполнительной власти муниципального образования может служить постановление администрации Паклинского района Псковской области, где таким уполномоченным органом признано Управление делами администрации района <26>. Примером закрепления функции осуществления антикоррупционного мониторинга за специализированным совещательным антикоррупционным органом при главе муниципального образования может служить постановление администрации Мошенского муниципального района Новгородской области, которым предусмотрено проведение антикоррупционного мониторинга Межведомственным советом по противодействию коррупции <27>. Примером создания специализированной межведомственной рабочей группы и закрепления за ней функции осуществления антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании может служить постановление администрации городского округа Жигулевск Самарской области, которым предусмотрено проведение антикоррупционного мониторинга специально создаваемой для этих целей межведомственной рабочей группой <28>.
Статья: Антикоррупционное законодательство: практика реализации в субъектах РФ
(Кочои С.М.)
("Законность", 2013, N 6)И последнее, на что мы бы хотели обратить внимание, - это вопрос об уполномоченном органе по реализации антикоррупционных мер. Закон Кировской области (ст. 12) декларирует, что правительство Кировской области "определяет уполномоченный орган (уполномоченные органы) по реализации антикоррупционных мер в Кировской области". Но какой это орган, как он называется - в Законе не указано <4>. Для сравнения необходимо отметить, что в Саратовской области такой орган определен прямо в Законе "О противодействии коррупции в Саратовской области" от 29 декабря 2006 г. - Отдел по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области. В Нижегородской области согласно Закону "О противодействии коррупции в Нижегородской области" органом, ответственным за реализацию антикоррупционной политики, является постоянно действующий Межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при губернаторе Нижегородской области <5>.
(Кочои С.М.)
("Законность", 2013, N 6)И последнее, на что мы бы хотели обратить внимание, - это вопрос об уполномоченном органе по реализации антикоррупционных мер. Закон Кировской области (ст. 12) декларирует, что правительство Кировской области "определяет уполномоченный орган (уполномоченные органы) по реализации антикоррупционных мер в Кировской области". Но какой это орган, как он называется - в Законе не указано <4>. Для сравнения необходимо отметить, что в Саратовской области такой орган определен прямо в Законе "О противодействии коррупции в Саратовской области" от 29 декабря 2006 г. - Отдел по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области. В Нижегородской области согласно Закону "О противодействии коррупции в Нижегородской области" органом, ответственным за реализацию антикоррупционной политики, является постоянно действующий Межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при губернаторе Нижегородской области <5>.
Статья: Причины и условия коррупционной преступности
(Паршин И.С.)
("Российский следователь", 2014, N 1)Следует отметить также низкую правовую информированность и правовую культуру общества. По данным антикоррупционного мониторинга, проведенного межведомственным координационным советом по противодействию коррупции при губернаторе Нижегородской области в 2010 - 2011 гг., в ходе которого исследовалось отношение к коррупции граждан, большая часть опрошенных предпринимателей Нижегородской области (34%) рассматривает содержание коррупции как получение взятки, 32% - использование служебного положения в личных целях, 19% - хищение бюджетных средств, 13% - недобросовестное исполнение должностных обязанностей, 1% опрошенных рассматривают коррупцию как нечто иное, не раскрывая при этом его смысла. По результатам опроса можно судить об отсутствии в обществе целостного понимания явления коррупции. Однако низкая информированность проявляется не только в этом. Нередко граждане, обращаясь к служащим организаций и должностным лицам с целью решить жизненный вопрос, не знают нормативной правовой базы, регламентирующей их права, что способствует совершению в отношении их коррупционных действий.
(Паршин И.С.)
("Российский следователь", 2014, N 1)Следует отметить также низкую правовую информированность и правовую культуру общества. По данным антикоррупционного мониторинга, проведенного межведомственным координационным советом по противодействию коррупции при губернаторе Нижегородской области в 2010 - 2011 гг., в ходе которого исследовалось отношение к коррупции граждан, большая часть опрошенных предпринимателей Нижегородской области (34%) рассматривает содержание коррупции как получение взятки, 32% - использование служебного положения в личных целях, 19% - хищение бюджетных средств, 13% - недобросовестное исполнение должностных обязанностей, 1% опрошенных рассматривают коррупцию как нечто иное, не раскрывая при этом его смысла. По результатам опроса можно судить об отсутствии в обществе целостного понимания явления коррупции. Однако низкая информированность проявляется не только в этом. Нередко граждане, обращаясь к служащим организаций и должностным лицам с целью решить жизненный вопрос, не знают нормативной правовой базы, регламентирующей их права, что способствует совершению в отношении их коррупционных действий.
Статья: Борьба с коррупцией и местное самоуправление
(Васильев В.И.)
("Журнал российского права", 2012, N 4)В марте 2011 г., рассматривая информацию администрации городского округа г. Бор и Борского муниципального района, комиссия отметила, что в целях обеспечения реализации антикоррупционной политики на территории Борского района Нижегородской области распоряжением администрации Борского района при главе администрации создан межведомственный совет по противодействию коррупции. Определены лица, ответственные за организационное обеспечение его деятельности. Было проведено четыре заседания межведомственного совета по противодействию коррупции, на которых рассмотрено восемь вопросов; в целях контроля за соблюдением муниципальными служащими ограничений и запретов, установленных законодательством о муниципальной службе, создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Информация об образовании комиссии, ее составе и порядке работы доведена до всех муниципальных служащих и размещена на официальном сайте администрации; утвержден порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих администрации к совершению коррупционных правонарушений; принята районная целевая программа противодействия коррупции; утвержден перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей; распоряжением администрации установлен порядок представления муниципальными служащими администрации указанных сведений, а также проверки их полноты и достоверности; утвержден Кодекс служебной этики муниципальных служащих Борского района; организована работа по формированию кадрового резерва. В настоящее время в кадровый резерв включены 14 человек.
(Васильев В.И.)
("Журнал российского права", 2012, N 4)В марте 2011 г., рассматривая информацию администрации городского округа г. Бор и Борского муниципального района, комиссия отметила, что в целях обеспечения реализации антикоррупционной политики на территории Борского района Нижегородской области распоряжением администрации Борского района при главе администрации создан межведомственный совет по противодействию коррупции. Определены лица, ответственные за организационное обеспечение его деятельности. Было проведено четыре заседания межведомственного совета по противодействию коррупции, на которых рассмотрено восемь вопросов; в целях контроля за соблюдением муниципальными служащими ограничений и запретов, установленных законодательством о муниципальной службе, создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Информация об образовании комиссии, ее составе и порядке работы доведена до всех муниципальных служащих и размещена на официальном сайте администрации; утвержден порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих администрации к совершению коррупционных правонарушений; принята районная целевая программа противодействия коррупции; утвержден перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей; распоряжением администрации установлен порядок представления муниципальными служащими администрации указанных сведений, а также проверки их полноты и достоверности; утвержден Кодекс служебной этики муниципальных служащих Борского района; организована работа по формированию кадрового резерва. В настоящее время в кадровый резерв включены 14 человек.
Статья: Полномочия специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов в области информационного сопровождения формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции: анализ правового регулирования и некоторые направления его совершенствования
(Кабанов П.А.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 1)<7> Распоряжение губернатора Пермского края от 29 июня 2010 года N 94-р (в ред. от 05.03.2011) "Об утверждении Положения о межведомственном совете по противодействию коррупции при губернаторе Пермского края" (http://www.admin.permkrai.ru/antikor/doc/?id=&folder_id=516).
(Кабанов П.А.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 1)<7> Распоряжение губернатора Пермского края от 29 июня 2010 года N 94-р (в ред. от 05.03.2011) "Об утверждении Положения о межведомственном совете по противодействию коррупции при губернаторе Пермского края" (http://www.admin.permkrai.ru/antikor/doc/?id=&folder_id=516).
"Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие"
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров)
("ИЗиСП", "ПОЛИГРАФ-ПЛЮС", 2013)Система общего образования граждан сочетается с организацией специального обучения. Особое значение имеет повышение квалификации граждан в сфере противодействия коррупции. В сентябре 2011 г. автор представил на заседании Межведомственного совета по научно-методическому обеспечению коррупции пакет соответствующих программ, который был одобрен. Имеется в виду принцип "пирамиды программ", когда типовая программа служит основой для примерных антикоррупционных программ обучения федеральных, региональных и муниципальных служащих, работников бизнес-структур, научных и учебных учреждений. Освоение программ позволяет преодолевать узкий практицизм и низкий уровень преподавания названных спецкурсов.
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров)
("ИЗиСП", "ПОЛИГРАФ-ПЛЮС", 2013)Система общего образования граждан сочетается с организацией специального обучения. Особое значение имеет повышение квалификации граждан в сфере противодействия коррупции. В сентябре 2011 г. автор представил на заседании Межведомственного совета по научно-методическому обеспечению коррупции пакет соответствующих программ, который был одобрен. Имеется в виду принцип "пирамиды программ", когда типовая программа служит основой для примерных антикоррупционных программ обучения федеральных, региональных и муниципальных служащих, работников бизнес-структур, научных и учебных учреждений. Освоение программ позволяет преодолевать узкий практицизм и низкий уровень преподавания названных спецкурсов.
Статья: Основные направления совершенствования законодательной базы в области организации противодействия коррупции в органах местного самоуправления (на примере некоторых муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)
(Бахарев Д.В.)
("Административное и муниципальное право", 2010, N 10)Кроме того, представляется немаловажным обратить внимание на следующее обстоятельство. Несмотря на то что межведомственные советы по противодействию коррупции созданы и функционируют практически при всех главах администраций муниципальных образований Югры, по сути, их деятельность ограничена соответствующими положениями о таких советах лишь координационной и информационной сферой, тогда как их контрольная функция практически не реализуется. На федеральном же уровне ситуация принципиально иная. Так, Указом Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" (с изменениями от 31 марта, 1 июля 2010 г.) в созданном Совете при Президенте РФ по противодействию коррупции для решения текущих вопросов деятельности Совета создан Президиум Совета, который в числе прочих полномочий рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности РФ, в том числе Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1066 на этот орган возложена обязанность рассмотрения материалов, свидетельствующих о представлении лицом, замещающим государственную должность РФ, недостоверных или неполных сведений о его доходах. При этом в п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" указано, что "при получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке". Подобная процедура в положениях о межведомственных советах по противодействию коррупции в муниципальных образованиях также никак не регламентирована. Вместо этого, например, в администрации Сургутского района создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, одной из функций которой как раз и заявлено рассмотрение вопросов о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Соответственно, данная комиссия (в состав которой входят преимущественно сотрудники администрации) полномочна рассматривать материалы о вышеуказанных нарушениях закона и в отношении руководства администрации, и в отношении чиновников среднего уровня, и в отношении обеспечивающего персонала администрации из числа лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. На наш взгляд, при подобной регламентации процедуры рассмотрения вопросов о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, крайне затруднительно будет обеспечить соблюдение принципов законности, гласности и объективности в отношении, например, заместителей руководителя администрации и прочих руководящих работников, т.е. нельзя будет исключить возможность оказания различного рода давления на состав комиссии со стороны лица (в отношении которого имеются данные материалы), занимающего высокое должностное положение.
(Бахарев Д.В.)
("Административное и муниципальное право", 2010, N 10)Кроме того, представляется немаловажным обратить внимание на следующее обстоятельство. Несмотря на то что межведомственные советы по противодействию коррупции созданы и функционируют практически при всех главах администраций муниципальных образований Югры, по сути, их деятельность ограничена соответствующими положениями о таких советах лишь координационной и информационной сферой, тогда как их контрольная функция практически не реализуется. На федеральном же уровне ситуация принципиально иная. Так, Указом Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" (с изменениями от 31 марта, 1 июля 2010 г.) в созданном Совете при Президенте РФ по противодействию коррупции для решения текущих вопросов деятельности Совета создан Президиум Совета, который в числе прочих полномочий рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности РФ, в том числе Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1066 на этот орган возложена обязанность рассмотрения материалов, свидетельствующих о представлении лицом, замещающим государственную должность РФ, недостоверных или неполных сведений о его доходах. При этом в п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" указано, что "при получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке". Подобная процедура в положениях о межведомственных советах по противодействию коррупции в муниципальных образованиях также никак не регламентирована. Вместо этого, например, в администрации Сургутского района создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, одной из функций которой как раз и заявлено рассмотрение вопросов о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Соответственно, данная комиссия (в состав которой входят преимущественно сотрудники администрации) полномочна рассматривать материалы о вышеуказанных нарушениях закона и в отношении руководства администрации, и в отношении чиновников среднего уровня, и в отношении обеспечивающего персонала администрации из числа лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. На наш взгляд, при подобной регламентации процедуры рассмотрения вопросов о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, крайне затруднительно будет обеспечить соблюдение принципов законности, гласности и объективности в отношении, например, заместителей руководителя администрации и прочих руководящих работников, т.е. нельзя будет исключить возможность оказания различного рода давления на состав комиссии со стороны лица (в отношении которого имеются данные материалы), занимающего высокое должностное положение.