Международный транспортный коридор
Подборка наиболее важных документов по запросу Международный транспортный коридор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы и развитие единой информационной системы "интеллектуального" пункта пропуска
(Абрамов А.С., Кузьмина А.А., Горшков Д.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)Россия расположена между основными центрами мировой торговли, которыми являются развитые страны Европы и динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, выступает наиболее подходящей площадкой для создания международных транспортных коридоров "Восток - Запад" и "Север - Юг" и имеет значительный транзитный потенциал.
(Абрамов А.С., Кузьмина А.А., Горшков Д.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)Россия расположена между основными центрами мировой торговли, которыми являются развитые страны Европы и динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, выступает наиболее подходящей площадкой для создания международных транспортных коридоров "Восток - Запад" и "Север - Юг" и имеет значительный транзитный потенциал.
Статья: Налогообложение доходов от международной перевозки (часть 1)
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Не вызывает сомнений тезис о том, что развитие международных экономических отношений, а вслед за ними - международного налогообложения, в значительной степени происходило благодаря становлению транспортного сообщения и логистики в различных географических регионах мира. Достаточно вспомнить роль великих торговых путей (Великий шелковый путь, Путь из варяг в греки, Путь из варяг в арабы, Путь из немцев в хазары, Волжский торговый путь, Дорогу специй, Путь благовоний, Янтарный путь, Чайный путь, Транс-сахарский торговый путь и т.д.) и появление в XX веке международных транспортных коридоров (Север - Юг, Транссиб, Северный морской путь, Панъевропейский транспортный коридор, Приморье и т.д.) <10>. Неслучайно навигация (морское судоходство) стала значимым предметом международных сношений в XVII - XIX веках, выступая сначала в одном ряду с вопросами войны, мира и коммерции (разновидность договоров о дружбе, коммерции и навигации, на англ. - Treaties of Friendship, Commerce and Navigation; на фр. - Traites d'amitie, de commerce et de navigation) <11>, а затем в XX веке заняв самостоятельное место в международном праве, включив в его орбиту иные виды транспорта (в том числе воздушный, автомобильный, железнодорожный), и стала основой для формирования комплексного института международной перевозки и отраслей морского и международного транспортного права.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Не вызывает сомнений тезис о том, что развитие международных экономических отношений, а вслед за ними - международного налогообложения, в значительной степени происходило благодаря становлению транспортного сообщения и логистики в различных географических регионах мира. Достаточно вспомнить роль великих торговых путей (Великий шелковый путь, Путь из варяг в греки, Путь из варяг в арабы, Путь из немцев в хазары, Волжский торговый путь, Дорогу специй, Путь благовоний, Янтарный путь, Чайный путь, Транс-сахарский торговый путь и т.д.) и появление в XX веке международных транспортных коридоров (Север - Юг, Транссиб, Северный морской путь, Панъевропейский транспортный коридор, Приморье и т.д.) <10>. Неслучайно навигация (морское судоходство) стала значимым предметом международных сношений в XVII - XIX веках, выступая сначала в одном ряду с вопросами войны, мира и коммерции (разновидность договоров о дружбе, коммерции и навигации, на англ. - Treaties of Friendship, Commerce and Navigation; на фр. - Traites d'amitie, de commerce et de navigation) <11>, а затем в XX веке заняв самостоятельное место в международном праве, включив в его орбиту иные виды транспорта (в том числе воздушный, автомобильный, железнодорожный), и стала основой для формирования комплексного института международной перевозки и отраслей морского и международного транспортного права.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Развитие международных транспортных коридоров
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Развитие международных транспортных коридоров
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2009 N 2146-р
(ред. от 06.12.2024)
<Об утверждении программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2030 годы)>1. Объем, источники и распределение финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог в составе федерального проекта "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай"
(ред. от 06.12.2024)
<Об утверждении программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2030 годы)>1. Объем, источники и распределение финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог в составе федерального проекта "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай"
Статья: Перспективы развития таможенно-логистических комплексов в Российской Федерации
(Арабян М.С., Данилов Р.В., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Развитие и размещение на территории страны транспортно-логистических и таможенно-логистических центров требуют системного подхода и согласованных действий в развитии не только таможенной инфраструктуры (в частности, пунктов пропуска через государственную и таможенную границу), но и международных транспортных коридоров. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры должно было идти преимущественно в местах, приближенных к государственной границе. Но это требовало перенаправления материальных потоков товаров из традиционных мест (грузовых дворов) транспортных узлов, которые, как правило, располагались в крупных городах, в места, приближенные к государственной границе. Как следствие, нужны были большие затраты на развитие транспортной, таможенной и социальной инфраструктуры. В то же время собственники ТЛЦ были заинтересованы в размещении их в местах максимального товарного потока, т.е. вдоль крупных транспортных магистралей (Транссибирская железная дорога), в местах, максимально приближенных к крупным центрам поглощения материального потока, где проживает максимальное количество потребителей (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область), или в местах промышленной сборки (Ленинградская область, Калужская область, Московская область и другие).
(Арабян М.С., Данилов Р.В., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Развитие и размещение на территории страны транспортно-логистических и таможенно-логистических центров требуют системного подхода и согласованных действий в развитии не только таможенной инфраструктуры (в частности, пунктов пропуска через государственную и таможенную границу), но и международных транспортных коридоров. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры должно было идти преимущественно в местах, приближенных к государственной границе. Но это требовало перенаправления материальных потоков товаров из традиционных мест (грузовых дворов) транспортных узлов, которые, как правило, располагались в крупных городах, в места, приближенные к государственной границе. Как следствие, нужны были большие затраты на развитие транспортной, таможенной и социальной инфраструктуры. В то же время собственники ТЛЦ были заинтересованы в размещении их в местах максимального товарного потока, т.е. вдоль крупных транспортных магистралей (Транссибирская железная дорога), в местах, максимально приближенных к крупным центрам поглощения материального потока, где проживает максимальное количество потребителей (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область), или в местах промышленной сборки (Ленинградская область, Калужская область, Московская область и другие).
Статья: Международное таможенное сотрудничество России и стран Африки
(Арабян М.С., Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)В качестве тактического направления развития международного таможенного сотрудничества можно отметить следующее: совместные действия и координация действий странами Африки и России в рамках Всемирной таможенной организации, развитие сети торговых представительств и представительств ФТС в африканских странах, расширение географии экспортно-импортных операций, расширение поставок российской продукции с высокой добавленной стоимостью (автомобили, машины, оборудование, сельскохозяйственная техника, добычное оборудование, оборудование для переработки продовольственного и нефтяного сырья), создание международных транспортных коридоров, обеспечивающих эффективность логистических операций, разработка единых стандартов в деятельности таможенных администраций и создание единых центров по обучению и обмену опытом между таможенными администрациями, взаимная административная помощь и информационный обмен.
(Арабян М.С., Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)В качестве тактического направления развития международного таможенного сотрудничества можно отметить следующее: совместные действия и координация действий странами Африки и России в рамках Всемирной таможенной организации, развитие сети торговых представительств и представительств ФТС в африканских странах, расширение географии экспортно-импортных операций, расширение поставок российской продукции с высокой добавленной стоимостью (автомобили, машины, оборудование, сельскохозяйственная техника, добычное оборудование, оборудование для переработки продовольственного и нефтяного сырья), создание международных транспортных коридоров, обеспечивающих эффективность логистических операций, разработка единых стандартов в деятельности таможенных администраций и создание единых центров по обучению и обмену опытом между таможенными администрациями, взаимная административная помощь и информационный обмен.
Статья: Факторы, способствующие трансформации глобальной логистической модели в новой парадигме миропорядка
(Чердаков О.И.)
("Юрист", 2024, N 11)В международном транспортном коридоре (МТК) "Север - Юг" появились страны, такие как Катар, желающие присоединиться. Северный морской путь уже активно расширяется. На Восточном экономическом форуме в сентябре 2024 г. В.В. Путин отметил, что за 10 лет грузоперевозки по Севморпути увеличились с 4 млн т до 36 млн т. У проекта колоссальные перспективы, в том числе связанные с ростом технологических возможностей <7>.
(Чердаков О.И.)
("Юрист", 2024, N 11)В международном транспортном коридоре (МТК) "Север - Юг" появились страны, такие как Катар, желающие присоединиться. Северный морской путь уже активно расширяется. На Восточном экономическом форуме в сентябре 2024 г. В.В. Путин отметил, что за 10 лет грузоперевозки по Севморпути увеличились с 4 млн т до 36 млн т. У проекта колоссальные перспективы, в том числе связанные с ростом технологических возможностей <7>.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Четвертый элемент - это снятие инфраструктурных ограничений. Прежде всего то, что заложено в нацпроекты "Инфраструктура для жизни" и "Эффективная транспортная система", - это развитие автодорог, железнодорожного транспорта, региональных аэропортов, внутренних водных путей, международных транспортных коридоров и погранпереходов. Это как раз поддержит переориентацию нашей экономики на новые рынки сбыта.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Четвертый элемент - это снятие инфраструктурных ограничений. Прежде всего то, что заложено в нацпроекты "Инфраструктура для жизни" и "Эффективная транспортная система", - это развитие автодорог, железнодорожного транспорта, региональных аэропортов, внутренних водных путей, международных транспортных коридоров и погранпереходов. Это как раз поддержит переориентацию нашей экономики на новые рынки сбыта.
Статья: Совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом: состояние и потенциал развития
(Дианова В.Ю., Ворона А.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Одним из наиболее перспективных направлений развития железнодорожных контейнерных перевозок на сегодняшний день является увеличение объемов перевозимых грузов в рамках международного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг", который является мультимодальным маршрутом транспортировки пассажиров и грузов. МТК "Север - Юг" связывает железные дороги России, Азербайджана, Ирана и Индии. Планируется, что к проекту присоединятся Пакистан и Китай. Основным преимуществом МТК "Север - Юг" перед другими маршрутами (в частности, перед морским - через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути. Поскольку под влиянием санкций России пришлось пересматривать внешнеторговых партнеров и искать их из числа азиатских и африканских стран, то, по мнению авторов, перспектива востребованности МТК "Север - Юг" будет только нарастать. Естественно, это потребует и инвестирования со стороны государства и бизнес-структур, однако это видится стратегически важным направлением в текущей ситуации.
(Дианова В.Ю., Ворона А.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Одним из наиболее перспективных направлений развития железнодорожных контейнерных перевозок на сегодняшний день является увеличение объемов перевозимых грузов в рамках международного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг", который является мультимодальным маршрутом транспортировки пассажиров и грузов. МТК "Север - Юг" связывает железные дороги России, Азербайджана, Ирана и Индии. Планируется, что к проекту присоединятся Пакистан и Китай. Основным преимуществом МТК "Север - Юг" перед другими маршрутами (в частности, перед морским - через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути. Поскольку под влиянием санкций России пришлось пересматривать внешнеторговых партнеров и искать их из числа азиатских и африканских стран, то, по мнению авторов, перспектива востребованности МТК "Север - Юг" будет только нарастать. Естественно, это потребует и инвестирования со стороны государства и бизнес-структур, однако это видится стратегически важным направлением в текущей ситуации.
Статья: Влияние санкций на состояние логистического сектора Российской Федерации
(Аксенов И.А.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Ключевые слова: санкции, логистический сектор, международные транспортные коридоры, логистические услуги, цепочки поставки.
(Аксенов И.А.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Ключевые слова: санкции, логистический сектор, международные транспортные коридоры, логистические услуги, цепочки поставки.
Статья: Политические аспекты инвестирования Китая в Дальневосточный федеральный округ и влияние пандемии COVID-19 на успешную реализацию осуществляемых проектов
(Лапина В.А., Арефьева Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В сфере транспорта и логистики развитие таких международных транспортных коридоров, как "Приморье-1" и "Приморье-2", ведется частично тоже посредством инвестиций со стороны Китайской Народной Республики. Финансово-экономическая модель приморских МТК была подготовлена компанией McKinsey и утверждена российским Правительством в декабре 2016 г. Проблема, с которой столкнулись российские и китайские представители, - разница ширины железнодорожной колеи, но, несмотря на это, начиная с 2018 г. объемы перевозок по МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" с каждым годом только увеличиваются (не считая временное сокращение перевозок из-за закрытия границ и введенных ограничений из-за развития пандемии коронавируса). В последние годы стало заметно ускорение в строительстве трансграничных транспортных объектов между Китаем и Россией. Как пример - Автодорожный мост Хэйхэ - Благовещенск. Проект завершен и готов к пропуску грузов <11>.
(Лапина В.А., Арефьева Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В сфере транспорта и логистики развитие таких международных транспортных коридоров, как "Приморье-1" и "Приморье-2", ведется частично тоже посредством инвестиций со стороны Китайской Народной Республики. Финансово-экономическая модель приморских МТК была подготовлена компанией McKinsey и утверждена российским Правительством в декабре 2016 г. Проблема, с которой столкнулись российские и китайские представители, - разница ширины железнодорожной колеи, но, несмотря на это, начиная с 2018 г. объемы перевозок по МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" с каждым годом только увеличиваются (не считая временное сокращение перевозок из-за закрытия границ и введенных ограничений из-за развития пандемии коронавируса). В последние годы стало заметно ускорение в строительстве трансграничных транспортных объектов между Китаем и Россией. Как пример - Автодорожный мост Хэйхэ - Благовещенск. Проект завершен и готов к пропуску грузов <11>.
Статья: Об актуальности и подходах к началу перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза высокоавтоматизированными транспортными средствами
(Кожанков А.Ю., Власенко Д.С., Рыбин А.И.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Рыбин Александр Игоревич, главный специалист хозяйственно-правового департамента Дирекции международных транспортных коридоров, аспирант Департамента теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
(Кожанков А.Ю., Власенко Д.С., Рыбин А.И.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Рыбин Александр Игоревич, главный специалист хозяйственно-правового департамента Дирекции международных транспортных коридоров, аспирант Департамента теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
Статья: О формировании правовой базы для начала перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС высокоавтоматизированными транспортными средствами
(Кожанков А.Ю., Власенко Д.С., Рыбин А.И.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Рыбин Александр Игоревич, главный специалист хозяйственно-правового департамента Дирекции международных транспортных коридоров, аспирант Департамента теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
(Кожанков А.Ю., Власенко Д.С., Рыбин А.И.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Рыбин Александр Игоревич, главный специалист хозяйственно-правового департамента Дирекции международных транспортных коридоров, аспирант Департамента теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".