Международный стандарт по охране труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Международный стандарт по охране труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая защита личных прав работника в международных стандартах труда и трудовом законодательстве стран ЕАЭС
(Пряженников М.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Ключевые слова: трудовое право, личные права работника, дискриминация, харассмент, моббинг, охрана труда, ЕАЭС, МОТ, международные стандарты труда, сравнительное трудовое право.
(Пряженников М.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Ключевые слова: трудовое право, личные права работника, дискриминация, харассмент, моббинг, охрана труда, ЕАЭС, МОТ, международные стандарты труда, сравнительное трудовое право.
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Следует констатировать, что регулирование отношений, связанных с охраной труда, осуществляется нормами различных отраслей законодательства: конституционного, трудового, гражданского, административного, финансового и др. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере обеспечения прав на охрану труда находит отражение в значительном количестве нормативных актов, которые с определенной долей условности можно объединить в следующие группы: нормативные правовые акты, устанавливающие международные стандарты, определяющие национальную политику и стратегию в области охраны труда; нормативные акты, направленные на создание системы управления охраной труда, установление профессиональных рисков, выявление и оценку вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, психосоциальных и других факторов, могущих оказывать негативное влияние на здоровье человека в процессе труда; нормативные акты в сфере контроля и надзора за соблюдением установленных требований в области охраны труда; нормативные акты в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, финансового обеспечения мероприятий в сфере охраны труда.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Следует констатировать, что регулирование отношений, связанных с охраной труда, осуществляется нормами различных отраслей законодательства: конституционного, трудового, гражданского, административного, финансового и др. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере обеспечения прав на охрану труда находит отражение в значительном количестве нормативных актов, которые с определенной долей условности можно объединить в следующие группы: нормативные правовые акты, устанавливающие международные стандарты, определяющие национальную политику и стратегию в области охраны труда; нормативные акты, направленные на создание системы управления охраной труда, установление профессиональных рисков, выявление и оценку вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, психосоциальных и других факторов, могущих оказывать негативное влияние на здоровье человека в процессе труда; нормативные акты в сфере контроля и надзора за соблюдением установленных требований в области охраны труда; нормативные акты в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, финансового обеспечения мероприятий в сфере охраны труда.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37
"Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда"требования профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда";
"Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда"требования профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда";
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации"Это согласуется и с конституционным приоритетом прав и свобод человека, включая гарантии получения вознаграждения за труд в соответствии с договором (статьи 2 и 37 Конституции Российской Федерации). Соотносится это положение и с международно-правовыми стандартами. В частности, Конвенция Международной Организации Труда N 95 1952 года об охране заработной платы признает трудящихся привилегированными кредиторами в отношении их заработной платы. При этом "очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством" (статья 11).
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации"Это согласуется и с конституционным приоритетом прав и свобод человека, включая гарантии получения вознаграждения за труд в соответствии с договором (статьи 2 и 37 Конституции Российской Федерации). Соотносится это положение и с международно-правовыми стандартами. В частности, Конвенция Международной Организации Труда N 95 1952 года об охране заработной платы признает трудящихся привилегированными кредиторами в отношении их заработной платы. При этом "очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством" (статья 11).
Статья: Актуальные тенденции формирования и регулирования отчетности об устойчивом развитии в мировой практике
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)В планах ISSB также установить целевые показатели в 41 прочей отрасли по таким темам, как управление водными ресурсами, охрана труда и техника безопасности в целях повышения соответствия МСФО S2. Кроме того, предполагаемые изменения включают обновления отраслевого руководства по внедрению МСФО S2 для приоритетных отраслей и 37 из 41 прочей отрасли, позволяющие обеспечить соответствие раскрытиям информации SASB, касающимся климата.
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)В планах ISSB также установить целевые показатели в 41 прочей отрасли по таким темам, как управление водными ресурсами, охрана труда и техника безопасности в целях повышения соответствия МСФО S2. Кроме того, предполагаемые изменения включают обновления отраслевого руководства по внедрению МСФО S2 для приоритетных отраслей и 37 из 41 прочей отрасли, позволяющие обеспечить соответствие раскрытиям информации SASB, касающимся климата.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии с ГОСТ 12.9.230-2007 "Международный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст, национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для содействия сотрудничеству и поддержки систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда (подп. "д" п. 3.1.2). Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ. При этом под службами охраны труда в данном Стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда (п. 3.1.4).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии с ГОСТ 12.9.230-2007 "Международный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст, национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для содействия сотрудничеству и поддержки систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда (подп. "д" п. 3.1.2). Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ. При этом под службами охраны труда в данном Стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда (п. 3.1.4).
Статья: К вопросу о формировании понятийного аппарата для правового регулирования инвестиций в инфраструктуру в свете концепции устойчивого развития
(Маслова С.В.)
("Юрист", 2022, N 12)Г. Келер определяет ЦУР как новую, прогрессивную, эгалитарную и основанную на правах человека повестку дня в области развития, которая будет охватывать эффективный подход к искоренению нищеты, предоставлению общественных благ и услуг, повышению производительности и сосредоточении внимания на занятости <11>. Г. Мур констатирует, что ЦУР направлены на предоставление глобальных общественных благ, для достижения которых потребуются новые формы политических коалиций и сотрудничества, которые могут обеспечить социальную, экономическую и экологическую ценность для сообществ по всему миру <12>. Природа ЦУР в международно-правовой доктрине до сих пор не получила однозначной оценки. Высказываются прямо противоположные оценки ЦУР как лишь "призывов к действию" <13> и как "основанных на международном праве, в котором признается цель устойчивого развития" <14>. Полагаем, что еще не так давно, оценивая ЦУР в контексте элементов международной системы, их можно было бы отнести к ее идеологическому компоненту как отражающих стремления субъектов международного права достичь результатов, на которые направлен процесс устойчивого развития. В настоящее время усматриваются признаки преобразования идеологического компонента в регулятивный компонент международной системы за счет того, что ЦУР как намерение, которое осуществить, становится элементом международных и трансграничных правоотношений, закрепляется в качестве обязательств государств, инвесторов, международных организаций. Так, в ст. 24 Соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций между Правительством Марокко и Правительством Нигерии закреплено, что инвесторы и их инвестиции должны стремиться сделать максимально возможный вклад в устойчивое развитие принимающего государства и местного сообщества, принимая во внимание планы развития и приоритеты принимающего государства и ЦУР <15>. В Преамбуле Соглашения о защите инвестиций между Европейским союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Вьетнам указывается на решимость сторон укреплять свои экономические, торговые и инвестиционные отношения в соответствии с ЦУР в его экономических, социальных и экологических аспектах и поощрять инвестиции с учетом высокого уровня охраны окружающей среды и труда и соответствующих международно признанных стандартов и соглашений <16>. Полагаем, что целевые установки по обеспечению достижения экономических, социальных и экологических результатов, вытекающих из ЦУР, объективируются в нормах, различных по содержанию и правовой природе. В одном случае - в дефинитивных нормах, которые содержатся в преамбуле международного договора. Они вводят понятие ЦУР, связывают их с целями заключения международного договора. В другом случае в нормах регулятивных - в них ЦУР превращаются в объективную установку должного и возможного поведения субъектов регулируемого международным договором правоотношения.
(Маслова С.В.)
("Юрист", 2022, N 12)Г. Келер определяет ЦУР как новую, прогрессивную, эгалитарную и основанную на правах человека повестку дня в области развития, которая будет охватывать эффективный подход к искоренению нищеты, предоставлению общественных благ и услуг, повышению производительности и сосредоточении внимания на занятости <11>. Г. Мур констатирует, что ЦУР направлены на предоставление глобальных общественных благ, для достижения которых потребуются новые формы политических коалиций и сотрудничества, которые могут обеспечить социальную, экономическую и экологическую ценность для сообществ по всему миру <12>. Природа ЦУР в международно-правовой доктрине до сих пор не получила однозначной оценки. Высказываются прямо противоположные оценки ЦУР как лишь "призывов к действию" <13> и как "основанных на международном праве, в котором признается цель устойчивого развития" <14>. Полагаем, что еще не так давно, оценивая ЦУР в контексте элементов международной системы, их можно было бы отнести к ее идеологическому компоненту как отражающих стремления субъектов международного права достичь результатов, на которые направлен процесс устойчивого развития. В настоящее время усматриваются признаки преобразования идеологического компонента в регулятивный компонент международной системы за счет того, что ЦУР как намерение, которое осуществить, становится элементом международных и трансграничных правоотношений, закрепляется в качестве обязательств государств, инвесторов, международных организаций. Так, в ст. 24 Соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций между Правительством Марокко и Правительством Нигерии закреплено, что инвесторы и их инвестиции должны стремиться сделать максимально возможный вклад в устойчивое развитие принимающего государства и местного сообщества, принимая во внимание планы развития и приоритеты принимающего государства и ЦУР <15>. В Преамбуле Соглашения о защите инвестиций между Европейским союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Вьетнам указывается на решимость сторон укреплять свои экономические, торговые и инвестиционные отношения в соответствии с ЦУР в его экономических, социальных и экологических аспектах и поощрять инвестиции с учетом высокого уровня охраны окружающей среды и труда и соответствующих международно признанных стандартов и соглашений <16>. Полагаем, что целевые установки по обеспечению достижения экономических, социальных и экологических результатов, вытекающих из ЦУР, объективируются в нормах, различных по содержанию и правовой природе. В одном случае - в дефинитивных нормах, которые содержатся в преамбуле международного договора. Они вводят понятие ЦУР, связывают их с целями заключения международного договора. В другом случае в нормах регулятивных - в них ЦУР превращаются в объективную установку должного и возможного поведения субъектов регулируемого международным договором правоотношения.
Статья: "Безопасность" или "охрана" труда как основа построения законодательства о защите жизни и здоровья работников
(Абалдуев В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)<11> Пряженников М.О. Правовая защита личных прав работника в международных стандартах труда и трудовом законодательстве стран ЕАЭС // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 6. С. 99 - 113.
(Абалдуев В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)<11> Пряженников М.О. Правовая защита личных прав работника в международных стандартах труда и трудовом законодательстве стран ЕАЭС // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 6. С. 99 - 113.
Статья: Принцип охраны труда в системе отраслевых принципов трудового права
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В контексте сказанного наиболее приемлемо в существующих условиях развития современного трудового права, стремящегося к гармоничному сочетанию российских и мировых правовых основ, формулировку отраслевого принципа, являющегося правовым регулятором отношений по охране труда, изложить как "охрана труда (безопасность и гигиена труда)". Предложенная лаконичная трактовка позволит отразить в единой правовой конструкции международно-правовой и национальный аспекты интерпретации используемых категорий, закрепит полноту их общего содержания, исключив двойственность понимания. Более того, это подчеркнет фундаментальность общепризнанных международных правовых стандартов в сфере труда для построения системы принципов национального трудового права. Одновременно с этим изложение принципа в представленной формулировке не потребует дополнительных изменений действующего законодательства, кроме ст. 2 ТК РФ, где его целесообразно обособленно закрепить. С учетом существующей системы расположения институтов, предложенной законодателем в ТК РФ, в указанной статье место принципа охраны труда (безопасности и гигиены труда) очевидным было бы определить перед сложносочиненным постулатом института дисциплины труда и дисциплинарной ответственности. В то же время динамичное развитие одного из ключевых институтов отрасли трудового права и его значимость обусловливают, на наш взгляд, необходимость закрепления принципа охраны труда (безопасности и гигиены труда) после принципа, устанавливающего свободу труда. Тем самым подчеркиваются первостепенность сохранения и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в процессе выполнения трудовой деятельности и важность этого постулата в целом для трудового права. Отраслевая же сущность этого принципа должна получить детальное развитие в системе принципов охраны труда (в разделе X ТК РФ).
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В контексте сказанного наиболее приемлемо в существующих условиях развития современного трудового права, стремящегося к гармоничному сочетанию российских и мировых правовых основ, формулировку отраслевого принципа, являющегося правовым регулятором отношений по охране труда, изложить как "охрана труда (безопасность и гигиена труда)". Предложенная лаконичная трактовка позволит отразить в единой правовой конструкции международно-правовой и национальный аспекты интерпретации используемых категорий, закрепит полноту их общего содержания, исключив двойственность понимания. Более того, это подчеркнет фундаментальность общепризнанных международных правовых стандартов в сфере труда для построения системы принципов национального трудового права. Одновременно с этим изложение принципа в представленной формулировке не потребует дополнительных изменений действующего законодательства, кроме ст. 2 ТК РФ, где его целесообразно обособленно закрепить. С учетом существующей системы расположения институтов, предложенной законодателем в ТК РФ, в указанной статье место принципа охраны труда (безопасности и гигиены труда) очевидным было бы определить перед сложносочиненным постулатом института дисциплины труда и дисциплинарной ответственности. В то же время динамичное развитие одного из ключевых институтов отрасли трудового права и его значимость обусловливают, на наш взгляд, необходимость закрепления принципа охраны труда (безопасности и гигиены труда) после принципа, устанавливающего свободу труда. Тем самым подчеркиваются первостепенность сохранения и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в процессе выполнения трудовой деятельности и важность этого постулата в целом для трудового права. Отраслевая же сущность этого принципа должна получить детальное развитие в системе принципов охраны труда (в разделе X ТК РФ).
Статья: Системы управления безопасностью и охраной труда в организациях
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4)Руководство было подготовлено на основе широкомасштабного подхода, к разработке которого была привлечена МОТ, входящие в нее представители трех сторон социально-трудовых отношений и другие заинтересованные стороны. В его основе лежат признанные во всем мире принципы безопасности и охраны труда, нашедшие выражение в соответствующих международных трудовых стандартах. Вследствие этого оно является уникальным и мощным инструментом распространения стабильной культуры безопасности труда на предприятиях и за их пределами. Оно принесет пользу всем: работникам, организациям, системам безопасности и охраны труда, окружающей среде.
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4)Руководство было подготовлено на основе широкомасштабного подхода, к разработке которого была привлечена МОТ, входящие в нее представители трех сторон социально-трудовых отношений и другие заинтересованные стороны. В его основе лежат признанные во всем мире принципы безопасности и охраны труда, нашедшие выражение в соответствующих международных трудовых стандартах. Вследствие этого оно является уникальным и мощным инструментом распространения стабильной культуры безопасности труда на предприятиях и за их пределами. Оно принесет пользу всем: работникам, организациям, системам безопасности и охраны труда, окружающей среде.
Статья: Корпоративная социальная ответственность - новое направление в развитии социального партнерства?
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Поскольку условия труда существенно влияют на качество жизни работников и их семей, то компаниям предлагается разрешать проблемы в соответствии с российским трудовым законодательством, международными трудовыми стандартами, разработанными МОТ, социально-партнерскими соглашениями и коллективными договорами. Достойные условия труда включают решение вопросов оплаты труда, соблюдения рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и безопасности на рабочем месте, охраны материнства (возможность совмещать работу с семейными обязанностями), по возможности разрешать проблемы соблюдения национальных или религиозных традиций и обычаев, обеспечивать баланс работы и частной жизни и др.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Поскольку условия труда существенно влияют на качество жизни работников и их семей, то компаниям предлагается разрешать проблемы в соответствии с российским трудовым законодательством, международными трудовыми стандартами, разработанными МОТ, социально-партнерскими соглашениями и коллективными договорами. Достойные условия труда включают решение вопросов оплаты труда, соблюдения рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и безопасности на рабочем месте, охраны материнства (возможность совмещать работу с семейными обязанностями), по возможности разрешать проблемы соблюдения национальных или религиозных традиций и обычаев, обеспечивать баланс работы и частной жизни и др.
Статья: Механизмы разрешения споров в региональных торговых соглашениях: прошлое, настоящее и будущее
(Волкова А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Тем не менее на практике рост количества региональных торговых соглашений не привел к пропорциональному росту числа торговых споров, рассматриваемых в рамках соответствующих региональных механизмов, которые в своем абсолютном большинстве остаются незадействованными. Этот парадокс не означает отсутствие разногласий среди государств - участников РТС и объясняется тем, что государства - участники РТС по-прежнему предпочитают рассматривать споры между собой на уровне ВТО, даже имея при этом доступ к региональным механизмам. При этом региональные механизмы используются в первую очередь для разрешения споров, которые касаются вопросов, выходящих за рамки ВТО (например, вопросы соблюдения трудовых стандартов, охраны труда и окружающей среды), и поэтому не могут быть переданы на рассмотрение в ОРС ВТО. Решающими факторами в пользу выбора государствами ОРС ВТО являются не только отмеченное в статье удобство ОРС ВТО, но и желание избежать ситуации с вероятной фрагментацией международного торгового права, которая может проявиться вследствие неизбежных разночтений при толковании разнообразными региональными механизмами во многом сходных ключевых положений региональных торговых соглашений. При этом в тех региональных торговых соглашениях, где создаются постоянно действующие суды, наблюдается обратная тенденция в виде фактического запрета государствам-членам обращаться в ВТО в обход этих судов.
(Волкова А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Тем не менее на практике рост количества региональных торговых соглашений не привел к пропорциональному росту числа торговых споров, рассматриваемых в рамках соответствующих региональных механизмов, которые в своем абсолютном большинстве остаются незадействованными. Этот парадокс не означает отсутствие разногласий среди государств - участников РТС и объясняется тем, что государства - участники РТС по-прежнему предпочитают рассматривать споры между собой на уровне ВТО, даже имея при этом доступ к региональным механизмам. При этом региональные механизмы используются в первую очередь для разрешения споров, которые касаются вопросов, выходящих за рамки ВТО (например, вопросы соблюдения трудовых стандартов, охраны труда и окружающей среды), и поэтому не могут быть переданы на рассмотрение в ОРС ВТО. Решающими факторами в пользу выбора государствами ОРС ВТО являются не только отмеченное в статье удобство ОРС ВТО, но и желание избежать ситуации с вероятной фрагментацией международного торгового права, которая может проявиться вследствие неизбежных разночтений при толковании разнообразными региональными механизмами во многом сходных ключевых положений региональных торговых соглашений. При этом в тех региональных торговых соглашениях, где создаются постоянно действующие суды, наблюдается обратная тенденция в виде фактического запрета государствам-членам обращаться в ВТО в обход этих судов.
Статья: Ценность современного трудового права как отрасли права
(Андриановская И.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Трудовое право имеет одновременно двуединое назначение - и социальное, и экономическое. На наш взгляд, такое двуединое назначение отрасли обусловлено способностью норм трудового права урегулировать отношения, складывающиеся между работником и работодателем (государством). Заметим, урегулировать таким образом, чтобы каждый из указанных субъектов мог реализовать свои права и обязанности в соответствии с целями, определенными законодателем. В статье 1 Трудового кодекса РФ закреплены следующие цели трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Нередко такое двуединое назначение может быть выражено даже в одной статье ТК РФ. Например, в ст. 91 ТК РФ социальное назначение установления нормы рабочего времени (40 часов в неделю) состоит в защите прав и интересов работников, выполняющих трудовую функцию (в ограничении времени их труда), а экономическое - в возможности работодателя использовать труд работников (в установленное государством время). Норма рабочего времени соответствует международным стандартам (общепризнанным мировым ценностям). Воплощение двуединого назначения отрасли проявляется в нормах многих институтов трудового права: рабочего времени, оплаты труда, охраны труда, дисциплины труда.
(Андриановская И.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Трудовое право имеет одновременно двуединое назначение - и социальное, и экономическое. На наш взгляд, такое двуединое назначение отрасли обусловлено способностью норм трудового права урегулировать отношения, складывающиеся между работником и работодателем (государством). Заметим, урегулировать таким образом, чтобы каждый из указанных субъектов мог реализовать свои права и обязанности в соответствии с целями, определенными законодателем. В статье 1 Трудового кодекса РФ закреплены следующие цели трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Нередко такое двуединое назначение может быть выражено даже в одной статье ТК РФ. Например, в ст. 91 ТК РФ социальное назначение установления нормы рабочего времени (40 часов в неделю) состоит в защите прав и интересов работников, выполняющих трудовую функцию (в ограничении времени их труда), а экономическое - в возможности работодателя использовать труд работников (в установленное государством время). Норма рабочего времени соответствует международным стандартам (общепризнанным мировым ценностям). Воплощение двуединого назначения отрасли проявляется в нормах многих институтов трудового права: рабочего времени, оплаты труда, охраны труда, дисциплины труда.
Статья: Система управления охраной труда в организации: цели, структура, порядок функционирования
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.