Международный день Борьбы с коррупцией
Подборка наиболее важных документов по запросу Международный день Борьбы с коррупцией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Согласование запретов и дозволений, установленных в целях противодействия коррупции, как междисциплинарная проблема
(Михайлов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)<*> Статья подготовлена на основе доклада на заседании Междисциплинарного совета по противодействию коррупции в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, приуроченном к международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря 2020 г., в соответствии с решением указанного Совета.
(Михайлов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)<*> Статья подготовлена на основе доклада на заседании Междисциплинарного совета по противодействию коррупции в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, приуроченном к международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря 2020 г., в соответствии с решением указанного Совета.
Статья: Актуальные задачи для конституционного законодательства в Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)В порядке общей характеристики укажем, что Конвенция ООН против коррупции была принята Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г. Согласно ст. 67 Конвенции она была открыта для подписания с 9 декабря 2003 г. на конференции в Мериде (Мексика). Именно по этой причине указанная дата отмечается как Международный день борьбы с коррупцией. Конвенция вступила в силу 14 декабря 2005 г. сообразно положениям ее ст. 68, т.е. после присоединения к ней тридцатого государства - члена ООН. Частью российского правового пространства Конвенция становится в 2006 г. после ее ратификации <2>.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)В порядке общей характеристики укажем, что Конвенция ООН против коррупции была принята Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г. Согласно ст. 67 Конвенции она была открыта для подписания с 9 декабря 2003 г. на конференции в Мериде (Мексика). Именно по этой причине указанная дата отмечается как Международный день борьбы с коррупцией. Конвенция вступила в силу 14 декабря 2005 г. сообразно положениям ее ст. 68, т.е. после присоединения к ней тридцатого государства - члена ООН. Частью российского правового пространства Конвенция становится в 2006 г. после ее ратификации <2>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 14.02.2014 N 80
"О некоторых вопросах организации деятельности по противодействию коррупции"распоряжение Президента Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 489-рп "О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров Российской Федерации в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4088).
"О некоторых вопросах организации деятельности по противодействию коррупции"распоряжение Президента Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 489-рп "О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров Российской Федерации в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4088).
Статья: Итоги Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией (2 - 4 июня 2021 г.)
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)Таким образом, взяв на себя обязательства активизировать усилия по поощрению и осуществлению глобальных антикоррупционных инициатив, а также продемонстрировать необходимую политическую волю, государства - члены ГА ООН в декларации также взяли на себя ряд обязательств в семи ключевых областях: предупреждение; криминализация и правоохранительная деятельность; международное сотрудничество; возвращение активов; техническая помощь; борьба с коррупцией как движущая сила устойчивого развития; продвижение перспективной Повестки дня в области борьбы с коррупцией. Среди прочего, государства обязались развивать культуру подотчетности, прозрачности, законности, честности и справедливости в государственном секторе, в том числе путем применения кодексов поведения и других этических стандартов для всех государственных должностных лиц. Они подчеркнули роль высших аудиторских учреждений и других надзорных органов, обязались содействовать прозрачности, выявлять конфликты интересов и управлять ими, а также устранять коренные причины, уязвимости и факторы риска, ведущие к коррупции. Они также договорились принять меры для предотвращения злоупотреблений финансовыми системами в целях сокрытия, перемещения и отмывания активов, связанных с коррупцией.
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)Таким образом, взяв на себя обязательства активизировать усилия по поощрению и осуществлению глобальных антикоррупционных инициатив, а также продемонстрировать необходимую политическую волю, государства - члены ГА ООН в декларации также взяли на себя ряд обязательств в семи ключевых областях: предупреждение; криминализация и правоохранительная деятельность; международное сотрудничество; возвращение активов; техническая помощь; борьба с коррупцией как движущая сила устойчивого развития; продвижение перспективной Повестки дня в области борьбы с коррупцией. Среди прочего, государства обязались развивать культуру подотчетности, прозрачности, законности, честности и справедливости в государственном секторе, в том числе путем применения кодексов поведения и других этических стандартов для всех государственных должностных лиц. Они подчеркнули роль высших аудиторских учреждений и других надзорных органов, обязались содействовать прозрачности, выявлять конфликты интересов и управлять ими, а также устранять коренные причины, уязвимости и факторы риска, ведущие к коррупции. Они также договорились принять меры для предотвращения злоупотреблений финансовыми системами в целях сокрытия, перемещения и отмывания активов, связанных с коррупцией.
Статья: Международные аспекты противодействия коррупции и достижение целей устойчивого развития
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Цели устойчивого развития ООН представляют собой базовые направления для развития каждого государства и мирового сообщества в целом, проблематика их достижения актуальна и для международной повестки дня, и в связи с задачами развития Российской Федерации и противодействия коррупции на национальном и региональном уровнях. К усилиям государств в достижении этих целей следует отнести выполнение положений 10-й сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Цели устойчивого развития ООН представляют собой базовые направления для развития каждого государства и мирового сообщества в целом, проблематика их достижения актуальна и для международной повестки дня, и в связи с задачами развития Российской Федерации и противодействия коррупции на национальном и региональном уровнях. К усилиям государств в достижении этих целей следует отнести выполнение положений 10-й сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
Статья: Общественная опасность отмывания криптовалюты
(Долгиева М.М.)
("Законность", 2022, N 6)Борьба с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма, в том числе через использование криптовалют, составляет часть политической повестки дня последние несколько лет. За это время в России была разработана нормативная база, соответствующая международным стандартам, в частности принятым Целевой группой по финансовым мероприятиям (FATF), для предотвращения и управления связанными с этим рисками <3>. На федеральном уровне закреплено понятие цифровой валюты (криптовалюты) с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА). Внесены изменения в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", предусмотрен запрет некоторым государственным служащим владеть цифровой валютой.
(Долгиева М.М.)
("Законность", 2022, N 6)Борьба с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма, в том числе через использование криптовалют, составляет часть политической повестки дня последние несколько лет. За это время в России была разработана нормативная база, соответствующая международным стандартам, в частности принятым Целевой группой по финансовым мероприятиям (FATF), для предотвращения и управления связанными с этим рисками <3>. На федеральном уровне закреплено понятие цифровой валюты (криптовалюты) с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА). Внесены изменения в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", предусмотрен запрет некоторым государственным служащим владеть цифровой валютой.
Статья: Практики антикоррупционного комплаенса в странах Европейского союза и Великобритании
(Фарков Д.О., Блинова Е.А., Золоткова Д.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)<4> См.: Грачев Ю.А., Кежов А.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (79). С. 46 - 49; Красноусов С.Д. Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе // Общество: политика, экономика, право. 2019. N 4 (69). С. 69 - 72; Писаренко А.П. Инструментарий борьбы с коррупцией в позитивном зарубежном опыте // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 75 - 79; Трунцевский Ю.В. Формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов ведения частного бизнеса в ракурсе международного и внутригосударственного права // Международное публичное и частное право. 2021. N 6. С. 40 - 42.
(Фарков Д.О., Блинова Е.А., Золоткова Д.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)<4> См.: Грачев Ю.А., Кежов А.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (79). С. 46 - 49; Красноусов С.Д. Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе // Общество: политика, экономика, право. 2019. N 4 (69). С. 69 - 72; Писаренко А.П. Инструментарий борьбы с коррупцией в позитивном зарубежном опыте // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 75 - 79; Трунцевский Ю.В. Формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов ведения частного бизнеса в ракурсе международного и внутригосударственного права // Международное публичное и частное право. 2021. N 6. С. 40 - 42.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Прокурором Ростовской области в 2019 г. в порядке антикоррупционного просвещения совместно с Комитетом по молодежной политике Ростовской области и правительством к Международному дню борьбы с коррупцией проведен молодежный областной конкурс социальной рекламы "Чистые руки". По итогам конкурса комиссией определены победители, награжденные в том числе дипломами и благодарственными письмами прокурора области.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Прокурором Ростовской области в 2019 г. в порядке антикоррупционного просвещения совместно с Комитетом по молодежной политике Ростовской области и правительством к Международному дню борьбы с коррупцией проведен молодежный областной конкурс социальной рекламы "Чистые руки". По итогам конкурса комиссией определены победители, награжденные в том числе дипломами и благодарственными письмами прокурора области.
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)На сегодняшний день фундаментальные международные принципы борьбы с коррупцией закреплены в Конвенции против коррупции от 31 октября 2003 г. (далее - Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" <1>. В Конвенции отмечается, что государствам-участникам необходимо принимать надлежащие меры для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции. При этом, согласно ст. 13 Конвенции, участие следует укреплять с помощью таких мер, как усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений, проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)На сегодняшний день фундаментальные международные принципы борьбы с коррупцией закреплены в Конвенции против коррупции от 31 октября 2003 г. (далее - Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" <1>. В Конвенции отмечается, что государствам-участникам необходимо принимать надлежащие меры для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции. При этом, согласно ст. 13 Конвенции, участие следует укреплять с помощью таких мер, как усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений, проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.
Статья: Антикоррупционный комплаенс: индийская модель
(Грибанова А.С., Зобова А.В., Согоян Д.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)В последние годы индийская экономика стремительно развивается, по некоторым показателям опережая даже Китай, поэтому вполне закономерным является стремление национальных компаний к расширению экономического присутствия на внешних рынках. Вследствие этого возрастает риск возникновения коррупционных проявлений как средства лоббирования интересов. В то же время следует учитывать и желание индийского бизнеса соответствовать международной практике и стандартам противодействия коррупции. Помимо репутационного фактора, такое поведение бизнеса, как мы уже отмечали ранее, формируется под влиянием культуры и особенностей исторического развития, связанных с правовой системой Индии, в которой и по сей день сочетаются элементы, характерные как для общего, так и для континентального права <1>.
(Грибанова А.С., Зобова А.В., Согоян Д.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)В последние годы индийская экономика стремительно развивается, по некоторым показателям опережая даже Китай, поэтому вполне закономерным является стремление национальных компаний к расширению экономического присутствия на внешних рынках. Вследствие этого возрастает риск возникновения коррупционных проявлений как средства лоббирования интересов. В то же время следует учитывать и желание индийского бизнеса соответствовать международной практике и стандартам противодействия коррупции. Помимо репутационного фактора, такое поведение бизнеса, как мы уже отмечали ранее, формируется под влиянием культуры и особенностей исторического развития, связанных с правовой системой Индии, в которой и по сей день сочетаются элементы, характерные как для общего, так и для континентального права <1>.
Статья: Имплементация международных антикоррупционных стандартов, касающихся уголовной юрисдикции, в российское законодательство
(Зимин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Эффективное противодействие коррупции в целом можно осуществлять только за счет рационального сочетания внутригосударственных (национальных) и международных усилий при взаимодействии большинства членов международного сообщества. Отметим при этом, что противодействие коррупции практически постоянно находится на повестке дня большинства универсальных, трансрегиональных и региональных (субрегиональных) международных организаций (объединений, форумов).
(Зимин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Эффективное противодействие коррупции в целом можно осуществлять только за счет рационального сочетания внутригосударственных (национальных) и международных усилий при взаимодействии большинства членов международного сообщества. Отметим при этом, что противодействие коррупции практически постоянно находится на повестке дня большинства универсальных, трансрегиональных и региональных (субрегиональных) международных организаций (объединений, форумов).
Статья: Международные стандарты открытости и прозрачности
(Есаян А.К.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)В последние два десятилетия коррупция стала одним из главных вопросов глобальной повестки дня. Руководители правительств, организаций гражданского общества, частного сектора и международных учреждений подчеркнули воздействие коррупции на глобальную стабильность и инклюзивное развитие. В ряде глобальных инициатив содержится призыв к созданию прочной и надежной правовой базы для решения проблем коррупции, таких как взяточничество, а также возможностей для координации действий правительств и учреждений. В ответ на это мировое сообщество достигло конкретных договоренностей и обязательств по борьбе с коррупцией и борьбе с ней. Рабочая группа G20 по борьбе с коррупцией (G20 ACWG) была создана в Торонто в 2010 г. в ответ на воздействие коррупции и взяточничества на международный экономический рост. Повестка дня группы включает прозрачность бенефициарной собственности, взяточничество, коррупцию в секторах высокого риска, прозрачность и честность государственного сектора, международное сотрудничество и прозрачность и честность частного сектора.
(Есаян А.К.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)В последние два десятилетия коррупция стала одним из главных вопросов глобальной повестки дня. Руководители правительств, организаций гражданского общества, частного сектора и международных учреждений подчеркнули воздействие коррупции на глобальную стабильность и инклюзивное развитие. В ряде глобальных инициатив содержится призыв к созданию прочной и надежной правовой базы для решения проблем коррупции, таких как взяточничество, а также возможностей для координации действий правительств и учреждений. В ответ на это мировое сообщество достигло конкретных договоренностей и обязательств по борьбе с коррупцией и борьбе с ней. Рабочая группа G20 по борьбе с коррупцией (G20 ACWG) была создана в Торонто в 2010 г. в ответ на воздействие коррупции и взяточничества на международный экономический рост. Повестка дня группы включает прозрачность бенефициарной собственности, взяточничество, коррупцию в секторах высокого риска, прозрачность и честность государственного сектора, международное сотрудничество и прозрачность и честность частного сектора.
Статья: Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Подводя итог, следует отметить, что международное сотрудничество по борьбе с коррупцией является весьма перспективным направлением объединения глобальных усилий по противодействию данному социально-правовому явлению. На сегодняшний день существует множество международных соглашений в этой области, однако их эффективность до сих пор не находится на достаточном уровне. Думается, это связано с тем, что на практике международное сотрудничество сводится лишь к взаимодействию между государствами, без включения в него ведомственного сотрудничества и обмена опытом. Межгосударственное же сотрудничество не будет давать никакого позитивного результата, если одно из участвующих в нем государств фактически основывается на коррупции при осуществлении государственного управления. Соответственно, Российской Федерации необходимо расширять установившееся международное сотрудничество, вовлекая в эту деятельность представителей гражданского общества, поддерживая в нем неизменно высокий уровень правовой культуры и правосознания.
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Подводя итог, следует отметить, что международное сотрудничество по борьбе с коррупцией является весьма перспективным направлением объединения глобальных усилий по противодействию данному социально-правовому явлению. На сегодняшний день существует множество международных соглашений в этой области, однако их эффективность до сих пор не находится на достаточном уровне. Думается, это связано с тем, что на практике международное сотрудничество сводится лишь к взаимодействию между государствами, без включения в него ведомственного сотрудничества и обмена опытом. Межгосударственное же сотрудничество не будет давать никакого позитивного результата, если одно из участвующих в нем государств фактически основывается на коррупции при осуществлении государственного управления. Соответственно, Российской Федерации необходимо расширять установившееся международное сотрудничество, вовлекая в эту деятельность представителей гражданского общества, поддерживая в нем неизменно высокий уровень правовой культуры и правосознания.