Международные стандарты внутреннего аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Международные стандарты внутреннего аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)Для организации внутреннего аудита можно руководствоваться общепринятыми международными стандартами аудита, в том числе Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита Института внутренних аудиторов (п. 6 Письма Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35).
(КонсультантПлюс, 2025)Для организации внутреннего аудита можно руководствоваться общепринятыми международными стандартами аудита, в том числе Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита Института внутренних аудиторов (п. 6 Письма Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35).
Статья: Как аудит велит
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2024, N 12)Одним из результатов этой деятельности стало утверждение Международных стандартов внутреннего аудита (МСВА), которые вступают в силу 9 января 2025 года.
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2024, N 12)Одним из результатов этой деятельности стало утверждение Международных стандартов внутреннего аудита (МСВА), которые вступают в силу 9 января 2025 года.
Нормативные акты
"Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов"
(утв. Решением Правления СРО ААС от 25.07.2025, протокол N 742)5.27. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"
(утв. Решением Правления СРО ААС от 25.07.2025, протокол N 742)5.27. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"
Статья: Политика риск-ориентированного внутреннего аудита предприятий реального сектора экономики
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)4. Международные основы профессиональной практики внутренних аудиторов, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита).
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)4. Международные основы профессиональной практики внутренних аудиторов, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита).
Статья: Особенности аудита консолидированной отчетности
(Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2025, N 4)6. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) (ред. от 16.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
(Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2025, N 4)6. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) (ред. от 16.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. A19 Международного стандарта аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита", введенного в действие на территории России Приказом Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н (в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 16 октября 2023 г. N 166н), обязанности аудиторской организации по установлению и поддержанию системы внутреннего контроля проводимого аудита описываются в Международном стандарте управления качеством (МСК) 1 или в не менее строгих требованиях национального законодательства, касаются обязанностей аудиторской организации по разработке, внедрению ее системы управления качеством и призваны обеспечить организацию разумной уверенностью в том, аудиторская организация и ее персонал выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми требованиями. МСК 1 требует, чтобы аудиторская организация, как часть своей системы управления качеством, устанавливала цели в области качества, которые касаются выполнения обязанностей в соответствии с соответствующими этическими требованиями, включая требования независимости; обязанности руководителя задания относительно соответствующих этических требований, включая требования независимости устанавливаются в МСА 220 "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности" (пересмотренном); в МСА 220 (пересмотренном) также описывается, какое влияние оказывают на рабочую группу политика или процедуры аудиторской организации по управлению и достижению качества на уровне задания.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. A19 Международного стандарта аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита", введенного в действие на территории России Приказом Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н (в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 16 октября 2023 г. N 166н), обязанности аудиторской организации по установлению и поддержанию системы внутреннего контроля проводимого аудита описываются в Международном стандарте управления качеством (МСК) 1 или в не менее строгих требованиях национального законодательства, касаются обязанностей аудиторской организации по разработке, внедрению ее системы управления качеством и призваны обеспечить организацию разумной уверенностью в том, аудиторская организация и ее персонал выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми требованиями. МСК 1 требует, чтобы аудиторская организация, как часть своей системы управления качеством, устанавливала цели в области качества, которые касаются выполнения обязанностей в соответствии с соответствующими этическими требованиями, включая требования независимости; обязанности руководителя задания относительно соответствующих этических требований, включая требования независимости устанавливаются в МСА 220 "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности" (пересмотренном); в МСА 220 (пересмотренном) также описывается, какое влияние оказывают на рабочую группу политика или процедуры аудиторской организации по управлению и достижению качества на уровне задания.
Статья: К вопросу о некоторых правовых проблемах внедрения экологических технологий промышленного производства и экологических стандартов в России и в странах ЕС и их значении для предпринимательской деятельности
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Системный подход к экологическому менеджменту обеспечивает высшее руководство информацией для достижения долгосрочного успеха и создания условий для внесения вклада в обеспечение устойчивого развития посредством охраны окружающей среды за счет предотвращения или смягчения (снижения) негативного воздействия на нее, смягчения (снижения) потенциально негативного воздействия на организацию условий окружающей среды, поддержки организации в ее деятельности по выполнению принятых обязательств. Организация по стандартам экологического менеджмента должна создать, внедрить и применять процессы, необходимые для оценки выполнения принятых ею обязательств. Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации о том, является ли система экологического менеджмента: a) соответствующей: 1) собственным требованиям организации к своей системе экологического менеджмента; 2) требованиям настоящего международного стандарта; b) результативно внедренной и функционирующей. При разработке программы внутренних аудитов организация рассматривает экологическую значимость выбранных для проверки процессов, изменения, влияющие на организацию, и результаты предыдущих аудитов. Успех системы экологического менеджмента зависит от обязательств, принятых на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации, руководимой высшим руководством. Организация может сгенерировать возможности предотвращения или смягчения (снижения) негативных воздействий на окружающую среду и усилить положительные воздействия на окружающую среду, в особенности те, которые имеют особое значение с точки зрения стратегии развития и конкурентоспособности. Высшее руководство может результативно рассматривать риски и возможности организации путем объединения экологического менеджмента с ее бизнес-процессами, стратегией развития и механизмом принятия решений, связывая их с другими бизнес-приоритетами и включая управление деятельностью в области окружающей среды в общую систему менеджмента организации. Демонстрация успешного внедрения настоящего международного стандарта может быть использована для создания у заинтересованных сторон уверенности в том, что в организации действительно существует результативная система экологического менеджмента.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Системный подход к экологическому менеджменту обеспечивает высшее руководство информацией для достижения долгосрочного успеха и создания условий для внесения вклада в обеспечение устойчивого развития посредством охраны окружающей среды за счет предотвращения или смягчения (снижения) негативного воздействия на нее, смягчения (снижения) потенциально негативного воздействия на организацию условий окружающей среды, поддержки организации в ее деятельности по выполнению принятых обязательств. Организация по стандартам экологического менеджмента должна создать, внедрить и применять процессы, необходимые для оценки выполнения принятых ею обязательств. Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации о том, является ли система экологического менеджмента: a) соответствующей: 1) собственным требованиям организации к своей системе экологического менеджмента; 2) требованиям настоящего международного стандарта; b) результативно внедренной и функционирующей. При разработке программы внутренних аудитов организация рассматривает экологическую значимость выбранных для проверки процессов, изменения, влияющие на организацию, и результаты предыдущих аудитов. Успех системы экологического менеджмента зависит от обязательств, принятых на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации, руководимой высшим руководством. Организация может сгенерировать возможности предотвращения или смягчения (снижения) негативных воздействий на окружающую среду и усилить положительные воздействия на окружающую среду, в особенности те, которые имеют особое значение с точки зрения стратегии развития и конкурентоспособности. Высшее руководство может результативно рассматривать риски и возможности организации путем объединения экологического менеджмента с ее бизнес-процессами, стратегией развития и механизмом принятия решений, связывая их с другими бизнес-приоритетами и включая управление деятельностью в области окружающей среды в общую систему менеджмента организации. Демонстрация успешного внедрения настоящего международного стандарта может быть использована для создания у заинтересованных сторон уверенности в том, что в организации действительно существует результативная система экологического менеджмента.
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Согласно Международным стандартам внутреннего аудита план работы внутреннего аудита в такой холдинговой структуре формируется с использованием риск-ориентированного подхода <6> - в периметр проверок в первую очередь попадают ДЗО, имеющие высокий риск неисполнения основных финансово-результативных показателей: EBITDA <7> и чистого денежного потока.
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Согласно Международным стандартам внутреннего аудита план работы внутреннего аудита в такой холдинговой структуре формируется с использованием риск-ориентированного подхода <6> - в периметр проверок в первую очередь попадают ДЗО, имеющие высокий риск неисполнения основных финансово-результативных показателей: EBITDA <7> и чистого денежного потока.