Международные медико-санитарные правила 2005
Подборка наиболее важных документов по запросу Международные медико-санитарные правила 2005 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международные медико-санитарные правила: эволюция и современное состояние
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Устав ВОЗ предусматривает принятие трех различных типов правовых актов: конвенции (соглашения), правила и рекомендации. В соответствии со ст. 19 Устава Ассамблея может принимать конвенции и соглашения по любому отнесенному к компетенции организации вопросу, для чего требуется две трети голосов. На текущий момент принято лишь два документа: Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака 2003 г. и Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями 2012 г. Статья 21 Устава позволяет Ассамблее принимать юридически обязательные правила, касающиеся санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; стандартов диагностических методов исследования для их международного использования; стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле. Несмотря на доступность и неоспоримую важность этого правового инструмента, сегодня приняты лишь Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока 1981 г. и Международные медико-санитарные правила 2005 г. Статья 23 уполномочивает Ассамблею готовить рекомендации членам организации по любому вопросу, относящемуся к ее компетенции. Но рекомендаций ВОЗ также немного, среди них - Механизм обеспечения готовности к пандемическому гриппу для обмена вирусами гриппа и доступа к вакцинам и другим преимуществам 2011 г.
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Устав ВОЗ предусматривает принятие трех различных типов правовых актов: конвенции (соглашения), правила и рекомендации. В соответствии со ст. 19 Устава Ассамблея может принимать конвенции и соглашения по любому отнесенному к компетенции организации вопросу, для чего требуется две трети голосов. На текущий момент принято лишь два документа: Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака 2003 г. и Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями 2012 г. Статья 21 Устава позволяет Ассамблее принимать юридически обязательные правила, касающиеся санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; стандартов диагностических методов исследования для их международного использования; стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле. Несмотря на доступность и неоспоримую важность этого правового инструмента, сегодня приняты лишь Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока 1981 г. и Международные медико-санитарные правила 2005 г. Статья 23 уполномочивает Ассамблею готовить рекомендации членам организации по любому вопросу, относящемуся к ее компетенции. Но рекомендаций ВОЗ также немного, среди них - Механизм обеспечения готовности к пандемическому гриппу для обмена вирусами гриппа и доступа к вакцинам и другим преимуществам 2011 г.
Статья: Эволюция международно-правовых норм в сфере здравоохранения
(Чеснокова А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Основополагающими документами в сфере международного здравоохранительного права считаются Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., провозглашающий право на здоровье, как один из важнейших стандартов международного права; Международные медико-санитарные правила 2005 г., принятые на Всемирной ассамблее здравоохранения; материалы и документы, изданные по результатам международных конференций (например, Всемирная декларация по здравоохранению 1998 г., Политическая декларация по ВИЧ/СПИДу 2001 г., Политическая декларация заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по борьбе с туберкулезом 2018 г.) и региональные документы (в том числе Алма-Атинская декларация по первичной медико-санитарной помощи 1978 г., Сан-Сальвадорский протокол 1988 г., Оттавская хартия защиты здоровья 1986 г. и др.).
(Чеснокова А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Основополагающими документами в сфере международного здравоохранительного права считаются Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., провозглашающий право на здоровье, как один из важнейших стандартов международного права; Международные медико-санитарные правила 2005 г., принятые на Всемирной ассамблее здравоохранения; материалы и документы, изданные по результатам международных конференций (например, Всемирная декларация по здравоохранению 1998 г., Политическая декларация по ВИЧ/СПИДу 2001 г., Политическая декларация заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по борьбе с туберкулезом 2018 г.) и региональные документы (в том числе Алма-Атинская декларация по первичной медико-санитарной помощи 1978 г., Сан-Сальвадорский протокол 1988 г., Оттавская хартия защиты здоровья 1986 г. и др.).
Нормативные акты
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299
(ред. от 23.09.2025)
"О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2025)13. Санитарно-противоэпидемические мероприятия, предписанные транспортному (перевозочному) средству, грузам и в отношении больных болезнями (подозрительных на болезни), начинаются немедленно, осуществляются и завершаются без задержек и дискриминации в объеме, не превышающем требования Международных медико-санитарных правил (2005 года) и санитарно-эпидемиологического законодательства государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, согласно Приложению N 3.
(ред. от 23.09.2025)
"О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2025)13. Санитарно-противоэпидемические мероприятия, предписанные транспортному (перевозочному) средству, грузам и в отношении больных болезнями (подозрительных на болезни), начинаются немедленно, осуществляются и завершаются без задержек и дискриминации в объеме, не превышающем требования Международных медико-санитарных правил (2005 года) и санитарно-эпидемиологического законодательства государства-члена, на территории которого проводятся мероприятия, согласно Приложению N 3.
Временное руководство ВОЗ от 20.05.2020
"Контроль распространения COVID-19 на автомобильных пунктах пропуска через границу"Со времени вступления в силу Международных медико-санитарных правил (2005 г.) (ММСП 2005 г.) в 2007 г. все большее признание получает тот факт, что, в отличие от аэропортов и портов, наземные пункты пропуска часто представляют собой неформальные переходы между двумя странами без физической структуры, барьеров или границ. Кроме того, они играют важную роль в международном распространении болезней. Путешественники и люди, живущие и работающие на границах и вокруг них, особенно уязвимы перед угрозой.
"Контроль распространения COVID-19 на автомобильных пунктах пропуска через границу"Со времени вступления в силу Международных медико-санитарных правил (2005 г.) (ММСП 2005 г.) в 2007 г. все большее признание получает тот факт, что, в отличие от аэропортов и портов, наземные пункты пропуска часто представляют собой неформальные переходы между двумя странами без физической структуры, барьеров или границ. Кроме того, они играют важную роль в международном распространении болезней. Путешественники и люди, живущие и работающие на границах и вокруг них, особенно уязвимы перед угрозой.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок (см. Международные медико-санитарные правила от 23.05.2005);
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок (см. Международные медико-санитарные правила от 23.05.2005);