Межбюджетные трансферты без условий
Подборка наиболее важных документов по запросу Межбюджетные трансферты без условий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры с участием руководителя и (или) участника юрлица: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области налогов, сборов и бюджетного регулирования: Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетный трансферт, допустило нарушение условий и порядка его предоставления (на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии не произведен отбор финансируемых инвестпроектов, проект соглашения не содержит сроков перечисления межбюджетного трансфера и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетный трансферт, допустило нарушение условий и порядка его предоставления (на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии не произведен отбор финансируемых инвестпроектов, проект соглашения не содержит сроков перечисления межбюджетного трансфера и пр.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об учете НДС в цене государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемого в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Следует отметить, что если контракт изначально заключен с НДС, но впоследствии стороны заменили его различными коэффициентами, то усматривается нецелевое использование бюджетных средств или нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выражающееся в отсутствии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Следует отметить, что если контракт изначально заключен с НДС, но впоследствии стороны заменили его различными коэффициентами, то усматривается нецелевое использование бюджетных средств или нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выражающееся в отсутствии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ст. 6 БК РФ закреплено определение термина "дотация" как межбюджетных трансфертов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования. Однако следует обратить внимание на то, что в рамках действующей редакции БК РФ не сформулировано общее понятие субсидий и субвенций. Определение понятий "субсидия" и "субвенция" было исключено из БК РФ в связи с принятием Закона о внесении изменений в БК РФ, что представляется нелогичным, так как в результате этого был утрачен единый подход к определению соответствующих форм межбюджетных трансфертов. В БК РФ закреплены определения отдельных видов субсидий и субвенций <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ст. 6 БК РФ закреплено определение термина "дотация" как межбюджетных трансфертов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования. Однако следует обратить внимание на то, что в рамках действующей редакции БК РФ не сформулировано общее понятие субсидий и субвенций. Определение понятий "субсидия" и "субвенция" было исключено из БК РФ в связи с принятием Закона о внесении изменений в БК РФ, что представляется нелогичным, так как в результате этого был утрачен единый подход к определению соответствующих форм межбюджетных трансфертов. В БК РФ закреплены определения отдельных видов субсидий и субвенций <1>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)32. Для целей отражения в бюджетном учете расчетов по поступлениям от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и операций по их изменению в части расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на начало финансового года, при условии отсутствия у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году целевых межбюджетных трансфертов, в случае, если обособление указанных расходов не предусмотрено по соответствующему направлению расходов, применяется направление расходов 58000 "Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет".
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)32. Для целей отражения в бюджетном учете расчетов по поступлениям от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и операций по их изменению в части расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на начало финансового года, при условии отсутствия у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году целевых межбюджетных трансфертов, в случае, если обособление указанных расходов не предусмотрено по соответствующему направлению расходов, применяется направление расходов 58000 "Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет".
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
Статья: Финансово-правовой статус наукоградов и особенности его реализации
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)С 2008 по 2016 год установленные Правила предоставления межбюджетных трансфертов определяли ряд условий предоставления их наукоградам, в том числе размер трансферта зависел от общей численности постоянного населения наукоградов в целом и численности населения конкретного наукограда, которому выделялся межбюджетный трансферт. Появилось положение, что в случае отсутствия утвержденного перечня мероприятий трансферты не выделялись, а перераспределялись на другие нужды в рамках федерального бюджета.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)С 2008 по 2016 год установленные Правила предоставления межбюджетных трансфертов определяли ряд условий предоставления их наукоградам, в том числе размер трансферта зависел от общей численности постоянного населения наукоградов в целом и численности населения конкретного наукограда, которому выделялся межбюджетный трансферт. Появилось положение, что в случае отсутствия утвержденного перечня мероприятий трансферты не выделялись, а перераспределялись на другие нужды в рамках федерального бюджета.
Готовое решение: Как отразить в бюджетном учете межбюджетные трансферты
(КонсультантПлюс, 2025)К МБТ без условий относятся межбюджетные трансферты, на которые не распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по условию возврата неиспользованных средств трансферта (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666):
(КонсультантПлюс, 2025)К МБТ без условий относятся межбюджетные трансферты, на которые не распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по условию возврата неиспользованных средств трансферта (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666):
Статья: Нарушили сроки представления отчетности по МБТ - уплатите штраф!
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Получается, должностное лицо - начальник департамента нарушил порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии) в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств. Данный факт образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Получается, должностное лицо - начальник департамента нарушил порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии) в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств. Данный факт образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;
Статья: Краудфандинг как способ активизации участия граждан в решении вопросов местного значения
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Параллельно, если говорить о преимуществах реализации национальных проектов, многие муниципалитеты отмечают возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, положительное воздействие на экономические процессы, решение местных социальных задач. Это, бесспорно, способствует реальному развитию территорий. Однако для получения соответствующих финансовых ресурсов у муниципального образования должна иметься необходимая база бюджетных средств, которые следует изначально вложить в проект. И это в условиях отсутствия у многих муниципалитетов достаточных финансов на реализацию вопросов местного значения и, как следствие, потребности в получении межбюджетных трансфертов и даже бюджетных кредитов. Вышеназванные причины обусловливают вопрос о поиске новых источников для финансирования проводимых мероприятий, в том числе о привлечении населения в указанных целях.
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Параллельно, если говорить о преимуществах реализации национальных проектов, многие муниципалитеты отмечают возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, положительное воздействие на экономические процессы, решение местных социальных задач. Это, бесспорно, способствует реальному развитию территорий. Однако для получения соответствующих финансовых ресурсов у муниципального образования должна иметься необходимая база бюджетных средств, которые следует изначально вложить в проект. И это в условиях отсутствия у многих муниципалитетов достаточных финансов на реализацию вопросов местного значения и, как следствие, потребности в получении межбюджетных трансфертов и даже бюджетных кредитов. Вышеназванные причины обусловливают вопрос о поиске новых источников для финансирования проводимых мероприятий, в том числе о привлечении населения в указанных целях.
Статья: Межмуниципальное сотрудничество: некоторые проблемы и перспективы развития в контексте муниципальной реформы
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Масштабным решением подобного рода проблем видится пересмотр бюджетной и налоговой политики государства с целью повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований. Из более реалистичных опций представляется необходимым некоторое увеличение доли дотаций среди межбюджетных трансфертов и более гибкое отношение контролирующих органов к вопросу расходов целевых бюджетных средств при условии очевидного отсутствия коррупционной составляющей. В указанном вопросе большую роль могут сыграть судебные органы, в том числе посредством более активного применения доктрины добросовестности в публичном праве, о применимости которой к публичным правоотношениям справедливо указывается в отечественной <11> и зарубежной литературе <12>. Однако, как правило, для этого требуется соответствующее нормативное регулирование <13>: без прямого указания в законе суды нередко весьма формально применяют нормы права.
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Масштабным решением подобного рода проблем видится пересмотр бюджетной и налоговой политики государства с целью повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований. Из более реалистичных опций представляется необходимым некоторое увеличение доли дотаций среди межбюджетных трансфертов и более гибкое отношение контролирующих органов к вопросу расходов целевых бюджетных средств при условии очевидного отсутствия коррупционной составляющей. В указанном вопросе большую роль могут сыграть судебные органы, в том числе посредством более активного применения доктрины добросовестности в публичном праве, о применимости которой к публичным правоотношениям справедливо указывается в отечественной <11> и зарубежной литературе <12>. Однако, как правило, для этого требуется соответствующее нормативное регулирование <13>: без прямого указания в законе суды нередко весьма формально применяют нормы права.
Статья: В Порядок формирования и применения КБК внесены изменения
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет. Согласно п. 32 Порядка N 82н в новой редакции в целях отражения в бюджетном учете расчетов по поступлениям от бюджетов бюджетной системы РФ и операций по их изменению в части расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на начало финансового года, при условии отсутствия у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году целевых межбюджетных трансфертов, в случае, если обособление указанных расходов не предусмотрено по соответствующему направлению расходов, применяется направление расходов 58000 "Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет".
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет. Согласно п. 32 Порядка N 82н в новой редакции в целях отражения в бюджетном учете расчетов по поступлениям от бюджетов бюджетной системы РФ и операций по их изменению в части расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на начало финансового года, при условии отсутствия у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году целевых межбюджетных трансфертов, в случае, если обособление указанных расходов не предусмотрено по соответствующему направлению расходов, применяется направление расходов 58000 "Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<419> Ранее в ст. 6 БК РФ субсидия рассматривалась как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В действующей редакции БК РФ определение "субсидии" отсутствует.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<419> Ранее в ст. 6 БК РФ субсидия рассматривалась как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В действующей редакции БК РФ определение "субсидии" отсутствует.
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Актуальным примером является ситуация, когда главный распорядитель бюджетных средств ввиду санкционного давления на фоне выпадающих доходов бюджета не имеет возможности на покрытие расходов для выплаты заработной платы врачам, что вынуждает его использовать для выплат на указанную цель средства из целевой субсидии на строительство автомобильной дороги. В условиях, если произошло нецелевое расходование межбюджетного трансферта на покрытие заработной платы бюджетных работников из временно невостребованных средств, а покрытие расходов на строительство было компенсировано дополнительными бюджетными поступлениями в дальнейшем без срыва сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию, применение мер бюджетного принуждения является нерелевантным. Безусловно, указанные действия отражают формальный состав нарушения, однако его последствия сознательно, деятельно и своевременно устранены нарушителем бюджетного законодательства. Источником нецелевого покрытия расходных статей бюджета бюджетной системы послужили денежные средства, единовременно зачисленные на казначейские счета субъекта межбюджетных трансфертов и предполагающие долгосрочное расходование в течение длительного периода времени. В то же время согласование и получение выплат в целях финансирования строительных работ и выполнения регулярных поставок товаров обычно происходит в последние месяцы календарного года, что вынуждает распорядителей бюджетных средств использовать временно невостребованные финансовые остатки на лицевых счетах в составе единого казначейского счета на исполнение текущих обязательств во избежание остановки строительства либо производственного цикла, возобновление которых создаст для бюджетной системы существенные финансовые издержки в совокупности с утратой конкурентоспособности. Привлечение указанного лица к ответственности посредством использования мер бюджетного принуждения в виде, например, сокращения в следующем финансовом году объемов межбюджетных трансфертов вызовет риск неисполнения регионального бюджета и срыв национальных целей развития, несмотря на своевременное устранение последствий формального состава нарушения. Такие вынужденные действия участников бюджетных правоотношений, по сути, являются коллизионными, приводящими к реализации мер бюджетного принуждения посредством использования формальных оснований без учета сопутствующих рисков для экономической безопасности государства.
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Актуальным примером является ситуация, когда главный распорядитель бюджетных средств ввиду санкционного давления на фоне выпадающих доходов бюджета не имеет возможности на покрытие расходов для выплаты заработной платы врачам, что вынуждает его использовать для выплат на указанную цель средства из целевой субсидии на строительство автомобильной дороги. В условиях, если произошло нецелевое расходование межбюджетного трансферта на покрытие заработной платы бюджетных работников из временно невостребованных средств, а покрытие расходов на строительство было компенсировано дополнительными бюджетными поступлениями в дальнейшем без срыва сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию, применение мер бюджетного принуждения является нерелевантным. Безусловно, указанные действия отражают формальный состав нарушения, однако его последствия сознательно, деятельно и своевременно устранены нарушителем бюджетного законодательства. Источником нецелевого покрытия расходных статей бюджета бюджетной системы послужили денежные средства, единовременно зачисленные на казначейские счета субъекта межбюджетных трансфертов и предполагающие долгосрочное расходование в течение длительного периода времени. В то же время согласование и получение выплат в целях финансирования строительных работ и выполнения регулярных поставок товаров обычно происходит в последние месяцы календарного года, что вынуждает распорядителей бюджетных средств использовать временно невостребованные финансовые остатки на лицевых счетах в составе единого казначейского счета на исполнение текущих обязательств во избежание остановки строительства либо производственного цикла, возобновление которых создаст для бюджетной системы существенные финансовые издержки в совокупности с утратой конкурентоспособности. Привлечение указанного лица к ответственности посредством использования мер бюджетного принуждения в виде, например, сокращения в следующем финансовом году объемов межбюджетных трансфертов вызовет риск неисполнения регионального бюджета и срыв национальных целей развития, несмотря на своевременное устранение последствий формального состава нарушения. Такие вынужденные действия участников бюджетных правоотношений, по сути, являются коллизионными, приводящими к реализации мер бюджетного принуждения посредством использования формальных оснований без учета сопутствующих рисков для экономической безопасности государства.