Методы определения таможенной стоимости товаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Методы определения таможенной стоимости товаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)Для определения таможенной стоимости товаров существует несколько методов. Основной - метод 1 - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (п. 15 ст. 38, ст. 39 ТК ЕАЭС).
(КонсультантПлюс, 2025)Для определения таможенной стоимости товаров существует несколько методов. Основной - метод 1 - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (п. 15 ст. 38, ст. 39 ТК ЕАЭС).
Вопрос: О включении в таможенную стоимость ввозимых товаров при ее определении по методу 1 расходов, установленных в иностранной валюте и осуществленных в рублях.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 27-01-21/76724)Вопрос: О включении в таможенную стоимость ввозимых товаров при ее определении по методу 1 расходов, установленных в иностранной валюте и осуществленных в рублях.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 27-01-21/76724)Вопрос: О включении в таможенную стоимость ввозимых товаров при ее определении по методу 1 расходов, установленных в иностранной валюте и осуществленных в рублях.
Нормативные акты
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 39. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 39. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)
Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694
"Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации"III. Методы определения таможенной стоимости
"Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации"III. Методы определения таможенной стоимости
Статья: Применение риск-ориентированного подхода при контроле таможенной стоимости товаров
(Сидорова Е.Ю., Хусаинова В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)<3> Акимова К.В., Макарова А.С., Мельников С.А. Проблемы и перспективы применения методов определения таможенной стоимости товаров // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. N 4-2(86). С. 6 - 10.
(Сидорова Е.Ю., Хусаинова В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)<3> Акимова К.В., Макарова А.С., Мельников С.А. Проблемы и перспективы применения методов определения таможенной стоимости товаров // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. N 4-2(86). С. 6 - 10.
Статья: Импорт основных средств
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)Методы определения таможенной стоимости
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)Методы определения таможенной стоимости
Вопрос: О применении курса валют при определении таможенной стоимости товаров по методу 1, если одна часть расходов оплачена до регистрации таможенной декларации, а другая часть - после выпуска товаров.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 27-01-21/12637)Вопрос: О применении курса валют при определении таможенной стоимости товаров по методу 1, если одна часть расходов оплачена до регистрации таможенной декларации, а другая часть - после выпуска товаров.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 27-01-21/12637)Вопрос: О применении курса валют при определении таможенной стоимости товаров по методу 1, если одна часть расходов оплачена до регистрации таможенной декларации, а другая часть - после выпуска товаров.
Статья: Особенности определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации
(Агапова А.В., Трофимова Н.К.)
("Право и экономика", 2025, N 4)В статье рассматриваются нормативные аспекты, регулирующие ввоз и определение таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, а также позиции исследователей, которые занимаются изучением данного вопроса. Установлены методы определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Кроме того, рассматривается практика реализации процесса определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации в судебных делах; доводы, приводимые сторонами для обоснования своей позиции.
(Агапова А.В., Трофимова Н.К.)
("Право и экономика", 2025, N 4)В статье рассматриваются нормативные аспекты, регулирующие ввоз и определение таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, а также позиции исследователей, которые занимаются изучением данного вопроса. Установлены методы определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Кроме того, рассматривается практика реализации процесса определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации в судебных делах; доводы, приводимые сторонами для обоснования своей позиции.
Вопрос: О применении курса валюты при определении таможенной стоимости товаров по методу 1, если в контракте цена товара указана в долларах США, но оплата производится в юанях по курсу, указанному в инвойсе.
(Письмо ФТС России от 01.04.2025 N 13-23/Т-2713)Вопрос: У организации заключен контракт на поставку товаров из Китая. По условиям контракта цена товара указывается в долларах США, при этом оплата товаров производится в юанях и применяется курс доллара, который указывается в инвойсе. Соответственно, курс в инвойсе отличается от курса доллара США, установленного Банком России. Товар отгружается в Китае на условиях FOB. В каком порядке должна рассчитываться стоимость товара для таможенного декларирования: по курсу Банка России в долларах (валюта, предусмотренная в контракте) или по курсу юаня (валюта, в которой производится оплата)? Курс валюты на какую дату должен применяться: на дату перехода права собственности на товар (после отгрузки в порту) или на дату оплаты товара авансом (до отгрузки)?
(Письмо ФТС России от 01.04.2025 N 13-23/Т-2713)Вопрос: У организации заключен контракт на поставку товаров из Китая. По условиям контракта цена товара указывается в долларах США, при этом оплата товаров производится в юанях и применяется курс доллара, который указывается в инвойсе. Соответственно, курс в инвойсе отличается от курса доллара США, установленного Банком России. Товар отгружается в Китае на условиях FOB. В каком порядке должна рассчитываться стоимость товара для таможенного декларирования: по курсу Банка России в долларах (валюта, предусмотренная в контракте) или по курсу юаня (валюта, в которой производится оплата)? Курс валюты на какую дату должен применяться: на дату перехода права собственности на товар (после отгрузки в порту) или на дату оплаты товара авансом (до отгрузки)?
Статья: Ответственность за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей: особенности отграничения
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Исследование следственно-судебной практики также не позволяет прийти к однозначному выводу относительно единственного варианта квалификации. К примеру, 6 марта 2017 года Ленинским районным судом г. Красноярска гражданин К.Д.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. Судом было установлено, что К.Д.М. из корыстных побуждений, а именно с целью снижения затрат на уплату таможенных платежей, а также получения вознаграждения за количество экспортируемого лома, незаконно переместил лом и отходы черного металла, являющегося стратегически важным товаром, через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС посредством недостоверного декларирования, в частности предоставив таможенному органу недостоверные сведения, касающиеся изготовителя перевозимых предметов, их таможенной и статической стоимости, метода определения таможенной стоимости экспортируемого товара. В результате таких действий общая масса незаконно перемещенного товара составила 23 056 480 килограмм, общей стоимостью свыше 178 398 970 рублей <9>.
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Исследование следственно-судебной практики также не позволяет прийти к однозначному выводу относительно единственного варианта квалификации. К примеру, 6 марта 2017 года Ленинским районным судом г. Красноярска гражданин К.Д.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. Судом было установлено, что К.Д.М. из корыстных побуждений, а именно с целью снижения затрат на уплату таможенных платежей, а также получения вознаграждения за количество экспортируемого лома, незаконно переместил лом и отходы черного металла, являющегося стратегически важным товаром, через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС посредством недостоверного декларирования, в частности предоставив таможенному органу недостоверные сведения, касающиеся изготовителя перевозимых предметов, их таможенной и статической стоимости, метода определения таможенной стоимости экспортируемого товара. В результате таких действий общая масса незаконно перемещенного товара составила 23 056 480 килограмм, общей стоимостью свыше 178 398 970 рублей <9>.
Статья: Исследование теоретико-правовых основ порядка проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.
Статья: Подтверждение расходов налоговой в полном объеме в ходе выездной проверки - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 48)В ходе таможенного декларирования товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения таможенной стоимости товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 48)В ходе таможенного декларирования товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения таможенной стоимости товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Статья: Как санкционные ограничения влияют на таможенное регулирование: последствия для импортеров и конечных потребителей товаров
(Матрон О., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 22)Судами трех инстанций по делу N А40-21745/2023 было признано недействительным решение таможенного органа об использовании резервного метода определения таможенной стоимости и о включении вознаграждения агента в таможенную стоимость товаров. Сумма перевода денежных средств за оплату товара превышала сумму, выставленную продавцом в инвойсе, на 1,3%. В приложениях к контракту указано, что оплата по контракту возможна третьим лицом. Суды посчитали, что платежный агент является посредником по закупке в понимании Положения, при этом его вознаграждение не подлежит включению в таможенную стоимость, поскольку не является затратами продавца, а расчеты с участием платежного агента подтверждены документально.
(Матрон О., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 22)Судами трех инстанций по делу N А40-21745/2023 было признано недействительным решение таможенного органа об использовании резервного метода определения таможенной стоимости и о включении вознаграждения агента в таможенную стоимость товаров. Сумма перевода денежных средств за оплату товара превышала сумму, выставленную продавцом в инвойсе, на 1,3%. В приложениях к контракту указано, что оплата по контракту возможна третьим лицом. Суды посчитали, что платежный агент является посредником по закупке в понимании Положения, при этом его вознаграждение не подлежит включению в таможенную стоимость, поскольку не является затратами продавца, а расчеты с участием платежного агента подтверждены документально.