Методология наставничества
Подборка наиболее важных документов по запросу Методология наставничества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за травлю (буллинг)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях (абз. 10 п. 2 Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утв. Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях (абз. 10 п. 2 Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утв. Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145).
Статья: Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Вместе с тем ученые, разработав методологические подходы к наставничеству в образовании, констатировали: "Многообразие и неформальный характер деятельности наставника препятствуют возможности формирования "профессионального стандарта наставника" в строгом понимании этого термина. Кроме того... наличие профессионального стандарта наставнической деятельности ограничит общественную инициативу в данной области и вступит в противоречие с принципом добровольности наставничества. Скорее, речь должна идти о "гештальте" или "абрисе" профессиональной деятельности наставника" <37>. Солидаризируемся с данной позицией.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Вместе с тем ученые, разработав методологические подходы к наставничеству в образовании, констатировали: "Многообразие и неформальный характер деятельности наставника препятствуют возможности формирования "профессионального стандарта наставника" в строгом понимании этого термина. Кроме того... наличие профессионального стандарта наставнической деятельности ограничит общественную инициативу в данной области и вступит в противоречие с принципом добровольности наставничества. Скорее, речь должна идти о "гештальте" или "абрисе" профессиональной деятельности наставника" <37>. Солидаризируемся с данной позицией.
Нормативные акты
Статья: Конституционное правопонимание vs "юридической эпистемологии": Бьярн Мелкевик и "другие"
(Крусс В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Время собирать камни? Исторически отношения между философско-теоретическим правоведением и юридической практикой носили "дуально-дуэльный" (Ж. Бодрийяр) характер. В этом контексте университетское образование культивировало убеждение в преобразующем воздействии науки права на предмет своего познания. Однако такие наставления неизбежно теряли актуальность по мере временного и пространственного удаления закончивших обучение студентов от alma mater. Сосредоточенные на карьере юристы "архивировали" пиетет по отношению к "высокой" теории права, склоняясь к прагматике инструментально-прикладного толка. Показательно в этом отношении и текущее положение дел в России, где двухуровневая модель подготовки юристов мало что меняет. Три дисциплины общенаучного цикла магистратуры - философия права, история политических и правовых учений, история и методология юридической науки - призваны помочь студентам приобщиться к научному уровню восприятия идеи права. И нередко бессильны убедить их даже, что "нельзя понять и положительного права, не имея понятия о том, какими теоретическими воззрениями руководствовались люди, созидавшие обычаи, законодательство, судебную практику" <1>. Большинство принимают такой довод лишь в качестве дидактической единицы для "рубежной" сертификации знаний.
(Крусс В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Время собирать камни? Исторически отношения между философско-теоретическим правоведением и юридической практикой носили "дуально-дуэльный" (Ж. Бодрийяр) характер. В этом контексте университетское образование культивировало убеждение в преобразующем воздействии науки права на предмет своего познания. Однако такие наставления неизбежно теряли актуальность по мере временного и пространственного удаления закончивших обучение студентов от alma mater. Сосредоточенные на карьере юристы "архивировали" пиетет по отношению к "высокой" теории права, склоняясь к прагматике инструментально-прикладного толка. Показательно в этом отношении и текущее положение дел в России, где двухуровневая модель подготовки юристов мало что меняет. Три дисциплины общенаучного цикла магистратуры - философия права, история политических и правовых учений, история и методология юридической науки - призваны помочь студентам приобщиться к научному уровню восприятия идеи права. И нередко бессильны убедить их даже, что "нельзя понять и положительного права, не имея понятия о том, какими теоретическими воззрениями руководствовались люди, созидавшие обычаи, законодательство, судебную практику" <1>. Большинство принимают такой довод лишь в качестве дидактической единицы для "рубежной" сертификации знаний.
Вопрос: Какими полномочиями обладает родительский комитет образовательной организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представители родительского комитета могут входить в жюри финального мероприятия по представлению лучших практик наставничества заинтересованным аудиториям (п. 4.9.3 Методических рекомендаций по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (Приложение к Письму Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представители родительского комитета могут входить в жюри финального мероприятия по представлению лучших практик наставничества заинтересованным аудиториям (п. 4.9.3 Методических рекомендаций по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (Приложение к Письму Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02)).
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)Таким образом, руководствуясь классическим подходом - рассмотренными в данной работе методологическими наставлениями, достижениями цивилистической доктрины и судебной практики, исходя из обоснованных выше признаков можно сформулировать следующее определение.
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)Таким образом, руководствуясь классическим подходом - рассмотренными в данной работе методологическими наставлениями, достижениями цивилистической доктрины и судебной практики, исходя из обоснованных выше признаков можно сформулировать следующее определение.
Статья: Нравственные ценности в образовании: правовые и организационные аспекты
(Воронцова Н.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Трудно переоценить важность межличностного взаимодействия между основными участниками образовательных отношений. Речь идет о взаимодействии между педагогом и обучающимся, о взаимодействии между педагогами, а также о взаимодействии между обучающимися. И здесь мы видим важность наставничества. При этом важно говорить о наставничестве не только как о возможности профессионального роста молодого педагога, в основе содержания которого лежит оказание психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации. Необходимо расширить понятие наставничества и включать в него педагогическое сопровождение обучающегося. Именно в этом контексте рассматривается наставничество в работе "Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент" <15>. Отметим методологически обоснованный подход авторов данной научной работы с выходом на важные составные аспекты наставнической деятельности как задачи, типы, формы и методы. Так, в числе задач были указаны четыре задачи, которые представляются содержательно продуманными. В числе задач на первом месте стоит передача ценностно-смысловых установок. Однако более важным предназначением наставничества нам представляется педагогическая поддержка нуждающихся в ней обучающихся и помощь в преодолении их внутренних образовательных дефицитов. Таким образом, наблюдается потребность в создании эффективной системы выявления способностей обучающихся. Эта система должна быть основана прежде всего на идеях гуманизма, справедливости и всеобщности.
(Воронцова Н.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Трудно переоценить важность межличностного взаимодействия между основными участниками образовательных отношений. Речь идет о взаимодействии между педагогом и обучающимся, о взаимодействии между педагогами, а также о взаимодействии между обучающимися. И здесь мы видим важность наставничества. При этом важно говорить о наставничестве не только как о возможности профессионального роста молодого педагога, в основе содержания которого лежит оказание психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации. Необходимо расширить понятие наставничества и включать в него педагогическое сопровождение обучающегося. Именно в этом контексте рассматривается наставничество в работе "Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент" <15>. Отметим методологически обоснованный подход авторов данной научной работы с выходом на важные составные аспекты наставнической деятельности как задачи, типы, формы и методы. Так, в числе задач были указаны четыре задачи, которые представляются содержательно продуманными. В числе задач на первом месте стоит передача ценностно-смысловых установок. Однако более важным предназначением наставничества нам представляется педагогическая поддержка нуждающихся в ней обучающихся и помощь в преодолении их внутренних образовательных дефицитов. Таким образом, наблюдается потребность в создании эффективной системы выявления способностей обучающихся. Эта система должна быть основана прежде всего на идеях гуманизма, справедливости и всеобщности.
Статья: Анализ публичных отчетов российских университетов в контексте ESG-повестки
(Вахрушина А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 18)Развитие методологий международных рейтингов университетов, безусловно, способствует развитию концепции устойчивости в сфере высшего образования. Информационной базой расчета приведенных показателей выступают данные, которые получают путем специальных запросов. Так, база данных Elsevier с помощью аналитической системы SciVal способна предоставить информацию о публикациях вуза по тематике ЦУР, патентах и иных индикаторах библиометрии по теме устойчивого развития. Вычисление и оценка качественных показателей, как, например, о существовании программ наставничества, наличии экологических сообществ, студенческих объединений по вопросам ЦУР, требуют доказательств, которые могут быть отражены в разных документах, публикуемых вузом: политике, инициативах, социальных отчетах. Этот факт актуализирует вопрос общедоступности и прозрачности информации о реализации университетом ESG-принципов, что, в свою очередь, подчеркивает важность публичного представления вузами данных по вопросам устойчивого развития в своих публичных отчетах. Кроме того, проблема аналитических возможностей таких отчетов на предмет раскрытия различных социальных, экологических и управленческих аспектов, раскрывающих реализацию ЦУР ООН, также заслуживает внимания к дальнейшему изучению.
(Вахрушина А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 18)Развитие методологий международных рейтингов университетов, безусловно, способствует развитию концепции устойчивости в сфере высшего образования. Информационной базой расчета приведенных показателей выступают данные, которые получают путем специальных запросов. Так, база данных Elsevier с помощью аналитической системы SciVal способна предоставить информацию о публикациях вуза по тематике ЦУР, патентах и иных индикаторах библиометрии по теме устойчивого развития. Вычисление и оценка качественных показателей, как, например, о существовании программ наставничества, наличии экологических сообществ, студенческих объединений по вопросам ЦУР, требуют доказательств, которые могут быть отражены в разных документах, публикуемых вузом: политике, инициативах, социальных отчетах. Этот факт актуализирует вопрос общедоступности и прозрачности информации о реализации университетом ESG-принципов, что, в свою очередь, подчеркивает важность публичного представления вузами данных по вопросам устойчивого развития в своих публичных отчетах. Кроме того, проблема аналитических возможностей таких отчетов на предмет раскрытия различных социальных, экологических и управленческих аспектов, раскрывающих реализацию ЦУР ООН, также заслуживает внимания к дальнейшему изучению.
Статья: И.В. Михайловский как последователь Б.Н. Чичерина и как самостоятельный мыслитель
(Чижков С.Л.)
("Российская юстиция", 2024, N 10)Строго говоря, чичеринская концепция разделения права и нравственности имеет совсем другой смысл, нежели тот, который ей приписывают. Чичерин, как никто другой, прекрасно видел внутренний единый источник двух форм нормативности, и видел его в самой форме человеческого существования. На этом построена методология его метафизического персонализма. Он отделял и даже противопоставлял право и нравственность как раз во имя защиты личной нравственности. Для Чичерина важно было сохранить внутреннюю свободу личности от любых на нее посягательств, а право этим часто грешит, стремясь регулировать все стороны человеческой жизни. Однако именно элемент принудительности при решении нравственных вопросов убивает саму нравственность, поскольку принудительная нравственность, по словам Чичерина, есть безнравственность.
(Чижков С.Л.)
("Российская юстиция", 2024, N 10)Строго говоря, чичеринская концепция разделения права и нравственности имеет совсем другой смысл, нежели тот, который ей приписывают. Чичерин, как никто другой, прекрасно видел внутренний единый источник двух форм нормативности, и видел его в самой форме человеческого существования. На этом построена методология его метафизического персонализма. Он отделял и даже противопоставлял право и нравственность как раз во имя защиты личной нравственности. Для Чичерина важно было сохранить внутреннюю свободу личности от любых на нее посягательств, а право этим часто грешит, стремясь регулировать все стороны человеческой жизни. Однако именно элемент принудительности при решении нравственных вопросов убивает саму нравственность, поскольку принудительная нравственность, по словам Чичерина, есть безнравственность.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целях методологического обеспечения деятельности кадровых служб государственных органов по реализации Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 N 1296, Минтрудом России подготовлен Методический инструментарий по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) (далее - Методический инструментарий).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целях методологического обеспечения деятельности кадровых служб государственных органов по реализации Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 N 1296, Минтрудом России подготовлен Методический инструментарий по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) (далее - Методический инструментарий).
Статья: Серафим Владимирович Юшков и дореволюционные традиции историко-правовой науки
(Дорская А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Получив с разницей в два года юридическое и историко-филологическое образование, с 1912 г. С.В. Юшков начал преподавательскую и научную деятельность на кафедре церковного права Санкт-Петербургского Императорского университета, восприняв не только идею важности источников канонического права при изучении истории государства и права России, но и методологию науки церковного права. С.В. Юшков благодаря такому всестороннему образованию знал как древние (латинский и греческий), так и современные ему иностранные языки.
(Дорская А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Получив с разницей в два года юридическое и историко-филологическое образование, с 1912 г. С.В. Юшков начал преподавательскую и научную деятельность на кафедре церковного права Санкт-Петербургского Императорского университета, восприняв не только идею важности источников канонического права при изучении истории государства и права России, но и методологию науки церковного права. С.В. Юшков благодаря такому всестороннему образованию знал как древние (латинский и греческий), так и современные ему иностранные языки.