Методология налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Методология налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 375 "Налоговая база" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество за 2016 - 2018 годы, сделав вывод о допущении обществом нарушений при определении остаточной стоимости основных средств. Суд установил, что налогоплательщик провел добровольную переоценку основных средств по состоянию на 31.12.2014, в результате чего была увеличена рыночная стоимость основных средств группы "здания и сооружения". Налоговый орган пришел к выводу, что налоговая база в результате переоценки была обществом занижена, доначисление налога на имущество основано на данных о стоимости основных средств, содержащихся в отчете оценщика, подготовленного по запросу налогового органа. Признавая доначисление налога на имущество неправомерным, суд принял во внимание многочисленные искажения и нарушения методологии, содержащиеся в представленном налоговом органом отчете. Также суд указал, что налоговым органом не была установлена недействительность представленного обществом отчета об оценке, сам отчет в судебном порядке оспорен не был. Кроме того, выявив недостоверность отчета, налоговый орган должен был при доначислении налога руководствоваться не собственным отчетом об оценке, а отраженными в бухгалтерской отчетности налогоплательщика сведениями без учета переоценки. Суд отметил, что налоговый орган при проверке правильности исчисления налога на имущество организаций за 2016 - 2018 годы фактически оспаривает хозяйственную операцию 2014 года и правомерность и обоснованность ее отражения в бухгалтерском учете в 2014 году, что невозможно, поскольку данный период уже являлся периодом выездной налоговой проверки, повторный анализ совершенных налогоплательщиком в 2014 году хозяйственных операций возможен только в рамках повторной налоговой проверки за указанный период.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество за 2016 - 2018 годы, сделав вывод о допущении обществом нарушений при определении остаточной стоимости основных средств. Суд установил, что налогоплательщик провел добровольную переоценку основных средств по состоянию на 31.12.2014, в результате чего была увеличена рыночная стоимость основных средств группы "здания и сооружения". Налоговый орган пришел к выводу, что налоговая база в результате переоценки была обществом занижена, доначисление налога на имущество основано на данных о стоимости основных средств, содержащихся в отчете оценщика, подготовленного по запросу налогового органа. Признавая доначисление налога на имущество неправомерным, суд принял во внимание многочисленные искажения и нарушения методологии, содержащиеся в представленном налоговом органом отчете. Также суд указал, что налоговым органом не была установлена недействительность представленного обществом отчета об оценке, сам отчет в судебном порядке оспорен не был. Кроме того, выявив недостоверность отчета, налоговый орган должен был при доначислении налога руководствоваться не собственным отчетом об оценке, а отраженными в бухгалтерской отчетности налогоплательщика сведениями без учета переоценки. Суд отметил, что налоговый орган при проверке правильности исчисления налога на имущество организаций за 2016 - 2018 годы фактически оспаривает хозяйственную операцию 2014 года и правомерность и обоснованность ее отражения в бухгалтерском учете в 2014 году, что невозможно, поскольку данный период уже являлся периодом выездной налоговой проверки, повторный анализ совершенных налогоплательщиком в 2014 году хозяйственных операций возможен только в рамках повторной налоговой проверки за указанный период.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 295 "Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, указал, что признан методологически неверным представленный налоговым органом информационный расчет, поскольку согласно расчету из совокупного дохода без учета расходов на приобретение акций вычитается доход из ставки ЦБ РФ, что противоречит нормам НК РФ, а также общим принципам налогообложения прибыли организаций.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, указал, что признан методологически неверным представленный налоговым органом информационный расчет, поскольку согласно расчету из совокупного дохода без учета расходов на приобретение акций вычитается доход из ставки ЦБ РФ, что противоречит нормам НК РФ, а также общим принципам налогообложения прибыли организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Развитие методологии налогообложения
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Развитие методологии налогообложения
Нормативные акты
Приказ Росстата от 17.12.2021 N 926
"Об утверждении Официальной статистической методологии расчета показателя "Чистые налоги на продукты"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Официальной статистической методологии расчета показателя "Чистые налоги на продукты"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Готовое решение: Налоговое администрирование
(КонсультантПлюс, 2025)Под налоговым администрированием обычно понимают налоговый контроль, а также организационную и методологическую работу налоговых органов.
(КонсультантПлюс, 2025)Под налоговым администрированием обычно понимают налоговый контроль, а также организационную и методологическую работу налоговых органов.
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)7. Блошенко Т.А. Методология налогообложения добычи полезных ископаемых // Международный бухгалтерский учет. 2012. Т. 15. Вып. 36. С. 33 - 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nalogooblozheniya-dobychi-poleznyh-iskopaemyh.
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)7. Блошенко Т.А. Методология налогообложения добычи полезных ископаемых // Международный бухгалтерский учет. 2012. Т. 15. Вып. 36. С. 33 - 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nalogooblozheniya-dobychi-poleznyh-iskopaemyh.
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Изменение методологии при расчете налога
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Изменение методологии при расчете налога
Статья: Эволюция и проблемы дефиниции объекта обложения страховыми взносами в российском законодательстве и правоприменительной практике
(Шушанов О.П.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Шушанов Олег Павлович, начальник управления методологии бухгалтерского и налогового учета ООО "СТМ-Сервис" (группа Синара), магистрант кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета.
(Шушанов О.П.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Шушанов Олег Павлович, начальник управления методологии бухгалтерского и налогового учета ООО "СТМ-Сервис" (группа Синара), магистрант кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета.
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)Для расширенного информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком при проведении налогового мониторинга разработана единая цифровая методологическая модель - Цифровой Налоговый кодекс. В целях его формирования утверждены справочники: контролей (этапов контролей), регистров, статей Налогового кодекса РФ, рисков, этапов бизнес-процесса, видов транспорта и транспортировки товаров, видов полезных ископаемых для проведения налогового мониторинга. Для каждого из них закреплен Порядок ведения. Справочники предназначены для использования в прикладной подсистеме "Налоговый мониторинг" АИС "Налог-3" и в информационных системах налогоплательщиков, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
(КонсультантПлюс, 2025)Для расширенного информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком при проведении налогового мониторинга разработана единая цифровая методологическая модель - Цифровой Налоговый кодекс. В целях его формирования утверждены справочники: контролей (этапов контролей), регистров, статей Налогового кодекса РФ, рисков, этапов бизнес-процесса, видов транспорта и транспортировки товаров, видов полезных ископаемых для проведения налогового мониторинга. Для каждого из них закреплен Порядок ведения. Справочники предназначены для использования в прикладной подсистеме "Налоговый мониторинг" АИС "Налог-3" и в информационных системах налогоплательщиков, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Статья: Налог в системе общего блага
(Батарин А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Адриан Ведер в своем труде "Налоги" приводил 3 приемлемых, по его мнению, подхода к определению налогов: "материальный вклад отдельного лица в пользу общественного развития", "уплата, требуемая от граждан вследствие их общественной обязанности поддерживать социальную жизнь, не принимая во внимание специальных выгод от общественных услуг по отношению к отдельным плательщикам" и "обязательный взнос, делаемый отдельным лицом в пользу расходов, которые необходимы для сохранения и развития социального тела в целом. Эти расходы вызваны отчасти отжившими поколениями, отчасти же необходимы как плата за услуги, которые живущее поколение получает от общества (государства)" <30>. Как можно увидеть, в данных определениях налога прямо подчеркивается их социальная направленность, их целеполагание как элемента конструирования общего блага, хотя сам А. Вебер в этой же публикации отмечал, что налоги "создают опасность для свободы личности и причиняют людям множество затруднений и неприятностей" <31>. Предположим, что данный подход связан с политическими взглядами автора и, соответственно, содержит тень идеологии, хотя и не лишен смысла подход к разумности методологии налогообложения.
(Батарин А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Адриан Ведер в своем труде "Налоги" приводил 3 приемлемых, по его мнению, подхода к определению налогов: "материальный вклад отдельного лица в пользу общественного развития", "уплата, требуемая от граждан вследствие их общественной обязанности поддерживать социальную жизнь, не принимая во внимание специальных выгод от общественных услуг по отношению к отдельным плательщикам" и "обязательный взнос, делаемый отдельным лицом в пользу расходов, которые необходимы для сохранения и развития социального тела в целом. Эти расходы вызваны отчасти отжившими поколениями, отчасти же необходимы как плата за услуги, которые живущее поколение получает от общества (государства)" <30>. Как можно увидеть, в данных определениях налога прямо подчеркивается их социальная направленность, их целеполагание как элемента конструирования общего блага, хотя сам А. Вебер в этой же публикации отмечал, что налоги "создают опасность для свободы личности и причиняют людям множество затруднений и неприятностей" <31>. Предположим, что данный подход связан с политическими взглядами автора и, соответственно, содержит тень идеологии, хотя и не лишен смысла подход к разумности методологии налогообложения.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В последнее время наметилась тенденция обсуждения создания отдельных цифровых кодексов. По заявлению Минцифры России, цифровой кодекс "должен унифицировать имеющиеся регуляторные особенности в сфере связи, цифровой трансформации и телекома, а также ввести в правовое поле новые технологии и разработки" <1>, причем данный документ должен позволить "сформировать стройную взаимоувязанную систему отраслевых правовых норм... обеспечивающий комплексное регулирование развития и использования информационных технологий и инфраструктуры связи" <2>. В сфере контрольно-надзорных отношений о разработке Цифрового налогового кодекса заявили налоговые органы. ФНС России разработала единую цифровую методологическую модель проведения налогового мониторинга, которая включает в себя несколько актов: справочники контролей (этапов контроля) <3>, справочник регистров <4> и справочник статей Налогового кодекса РФ <5> для проведения налогового мониторинга. Факт появления такого документа обусловлен необходимостью стандартизации информации, контрольных действий и унификации алгоритмов автоматического контроля для использования АИС "Налог-3" и содержит описание механизма кодирования технико-экономической информации для возможности обеспечения автоматизации проведения налогового мониторинга, использования единых стандартов кодирования информации со стороны органа контроля и налогоплательщика (объекта контроля). ФНС России в утвержденные приказами порядки ведения справочников включает описание каждой таблицы и ее состав, вводит определенные коды, позволяющие систематизировать информацию. Основываясь на анализе обозначенных приказов ФНС России, можно сделать вывод, что Цифровой налоговый кодекс - это совокупность актов, содержащих требования к кодированию и идентификации информации и положений норм действующего законодательства, вносимых записей, наименование полей, определяющих формат и требования для перевода в цифровой формат указанных данных и наполнения ими автоматизированной системы. Соответственно, можно выделить цифровую норму - правило, определяющее требование к формату оцифровки, кодирования информации, для размещения в цифровой среде. При этом представляется, что цифровые нормы являются разновидностью технических норм, поскольку содержательно устанавливают требования программно-инженерного характера, причем подобные правила являются обязательными для налогового органа и для налогоплательщика, иначе реализация заключенного соглашения о проведении налогового мониторинга будет невозможна. Соответственно, указанные нормы являются технико-юридическими.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В последнее время наметилась тенденция обсуждения создания отдельных цифровых кодексов. По заявлению Минцифры России, цифровой кодекс "должен унифицировать имеющиеся регуляторные особенности в сфере связи, цифровой трансформации и телекома, а также ввести в правовое поле новые технологии и разработки" <1>, причем данный документ должен позволить "сформировать стройную взаимоувязанную систему отраслевых правовых норм... обеспечивающий комплексное регулирование развития и использования информационных технологий и инфраструктуры связи" <2>. В сфере контрольно-надзорных отношений о разработке Цифрового налогового кодекса заявили налоговые органы. ФНС России разработала единую цифровую методологическую модель проведения налогового мониторинга, которая включает в себя несколько актов: справочники контролей (этапов контроля) <3>, справочник регистров <4> и справочник статей Налогового кодекса РФ <5> для проведения налогового мониторинга. Факт появления такого документа обусловлен необходимостью стандартизации информации, контрольных действий и унификации алгоритмов автоматического контроля для использования АИС "Налог-3" и содержит описание механизма кодирования технико-экономической информации для возможности обеспечения автоматизации проведения налогового мониторинга, использования единых стандартов кодирования информации со стороны органа контроля и налогоплательщика (объекта контроля). ФНС России в утвержденные приказами порядки ведения справочников включает описание каждой таблицы и ее состав, вводит определенные коды, позволяющие систематизировать информацию. Основываясь на анализе обозначенных приказов ФНС России, можно сделать вывод, что Цифровой налоговый кодекс - это совокупность актов, содержащих требования к кодированию и идентификации информации и положений норм действующего законодательства, вносимых записей, наименование полей, определяющих формат и требования для перевода в цифровой формат указанных данных и наполнения ими автоматизированной системы. Соответственно, можно выделить цифровую норму - правило, определяющее требование к формату оцифровки, кодирования информации, для размещения в цифровой среде. При этом представляется, что цифровые нормы являются разновидностью технических норм, поскольку содержательно устанавливают требования программно-инженерного характера, причем подобные правила являются обязательными для налогового органа и для налогоплательщика, иначе реализация заключенного соглашения о проведении налогового мониторинга будет невозможна. Соответственно, указанные нормы являются технико-юридическими.
Статья: Долговые обязательства в подоходном налогообложении: от теории к решению проблем
(Борисов О.И.)
("Финансы", 2025, N 8)Выделенные характерные черты процентов и долговых обязательств для целей налогообложения не только обладают теоретической значимостью и вносят вклад в развитие методологии налогообложения финансовых операций, но и показывают, что с развитием новых финансовых инструментов нормы НК РФ также должны обновляться.
(Борисов О.И.)
("Финансы", 2025, N 8)Выделенные характерные черты процентов и долговых обязательств для целей налогообложения не только обладают теоретической значимостью и вносят вклад в развитие методологии налогообложения финансовых операций, но и показывают, что с развитием новых финансовых инструментов нормы НК РФ также должны обновляться.