Методика расчета выбросов
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расчета выбросов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 22 "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Таким образом, использование при определении величин выбросов загрязняющих веществ, в том числе расчетным методом, методик расчета выбросов, не включенных в перечень, является нарушением требований статьи 22 Закона N 96-ФЗ и пунктов 10, 28 Порядка проведения инвентаризации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Письмо Минприроды России от 2 апреля 2024 г. N 12-47/13523
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Письмо Минприроды России от 2 апреля 2024 г. N 12-47/13523
Статья: Нормативно-правовые механизмы регулирования климатических процессов в России
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
Нормативные акты
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Обращает на себя внимание то, что, несмотря на внедрение подобных электронных систем, требования к ним на уровне экологического законодательства практически не устанавливаются. Исключения единичны. Так, в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" определено, что программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится уполномоченным органом, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Такая экспертиза проводится за счет средств правообладателя программы в установленном порядке (ст. 5 и 12).
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Обращает на себя внимание то, что, несмотря на внедрение подобных электронных систем, требования к ним на уровне экологического законодательства практически не устанавливаются. Исключения единичны. Так, в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" определено, что программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится уполномоченным органом, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Такая экспертиза проводится за счет средств правообладателя программы в установленном порядке (ст. 5 и 12).
Готовое решение: Плата за негативное воздействие на окружающую среду при сверхнормативных сбросах и выбросах
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета платы по сверхнормативным сбросам или выбросам используйте формулу (п. 33 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета платы по сверхнормативным сбросам или выбросам используйте формулу (п. 33 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
Статья: Квотирование выбросов как способ снижения негативного воздействия на атмосферный воздух: проблемы реализации экспериментального правового режима
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Серьезным препятствием для эффективной реализации эксперимента стала слабость его методического обеспечения. В частности, вследствие отсутствия одобренных уполномоченным органом власти методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками возникали трудности с исчислением показателей таких выбросов <11>.
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Серьезным препятствием для эффективной реализации эксперимента стала слабость его методического обеспечения. В частности, вследствие отсутствия одобренных уполномоченным органом власти методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками возникали трудности с исчислением показателей таких выбросов <11>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.