Методика расчета прожиточного минимума пенсионера
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расчета прожиточного минимума пенсионера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2009 N 5-В09-92
При индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, индекс роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, подлежащий применению с 01.01.2002, определяется как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров в данном субъекте Российской Федерации за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в этом же субъекте Российской Федерации в 2000 году.Между тем в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 индекс роста величины прожиточного минимума в г. Москве, подлежащий применению с 1 января 2002 г., должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2000 год.
При индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, индекс роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, подлежащий применению с 01.01.2002, определяется как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров в данном субъекте Российской Федерации за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в этом же субъекте Российской Федерации в 2000 году.Между тем в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 индекс роста величины прожиточного минимума в г. Москве, подлежащий применению с 1 января 2002 г., должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2000 год.
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2009 N 5-В09-92
Дело об индексации возмещения вреда здоровью передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в связи с существенным нарушением судом норм материального права, влекущих для заявителя значительные последствия в виде уменьшения размера выплат сумм возмещения вреда здоровью.Между тем, в соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7, индекс роста величины прожиточного минимума в г. Москве, подлежащий применению с 1 января 2002 года, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2000 год.
Дело об индексации возмещения вреда здоровью передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в связи с существенным нарушением судом норм материального права, влекущих для заявителя значительные последствия в виде уменьшения размера выплат сумм возмещения вреда здоровью.Между тем, в соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7, индекс роста величины прожиточного минимума в г. Москве, подлежащий применению с 1 января 2002 года, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров г. Москвы за 2000 год.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии пенсионеров, как правило, неработающих. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии (ч. 1, 4, 5, 10 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии пенсионеров, как правило, неработающих. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии (ч. 1, 4, 5, 10 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).
Статья: Базовый элемент пенсионной системы
(Соловьев А.К.)
("Финансы", 2012, N 12)Важно подчеркнуть, что пенсионная формула исходя из страховой природы ее компонентов предназначена для расчета трудовой пенсии по старости. При наступлении других страховых рисков (пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца) должны учитываться следующие особенности. Во-первых, не должен применяться ограничительный норматив по минимальным нормам стажа (15 лет) и ССГ. Во-вторых, если объем пенсионных прав, исчисляемый по общей формуле, не обеспечивает установленное на плановый период соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), то размер пенсии все равно назначается на уровне страхового минимума. Если же размер пенсии превышает установленный минимум, то пенсионные выплаты будут осуществляться на основании общей формулы.
(Соловьев А.К.)
("Финансы", 2012, N 12)Важно подчеркнуть, что пенсионная формула исходя из страховой природы ее компонентов предназначена для расчета трудовой пенсии по старости. При наступлении других страховых рисков (пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца) должны учитываться следующие особенности. Во-первых, не должен применяться ограничительный норматив по минимальным нормам стажа (15 лет) и ССГ. Во-вторых, если объем пенсионных прав, исчисляемый по общей формуле, не обеспечивает установленное на плановый период соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), то размер пенсии все равно назначается на уровне страхового минимума. Если же размер пенсии превышает установленный минимум, то пенсионные выплаты будут осуществляться на основании общей формулы.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.06.2021 N 1022
(ред. от 25.02.2025)
"Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год"а) величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, полученная в соответствии с пунктами 6, 8 и 9 настоящих Правил, умножается на следующие коэффициенты:
(ред. от 25.02.2025)
"Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год"а) величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, полученная в соответствии с пунктами 6, 8 и 9 настоящих Правил, умножается на следующие коэффициенты:
Постановление Правительства РФ от 15.12.2022 N 2311
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1022"а) величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, полученная в соответствии с пунктами 6, 8 и 9 настоящих Правил, умножается на следующие коэффициенты:
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1022"а) величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, полученная в соответствии с пунктами 6, 8 и 9 настоящих Правил, умножается на следующие коэффициенты:
Тематический выпуск: Выплаты социальных пособий в 2010 году
(Захарьин В.Р.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2010, N 2)Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ, если общая сумма его материального обеспечения не достигает прожиточного минимума пенсионера. Прожиточный минимум определяется ежегодно законом субъекта РФ по месту жительства или по месту пребывания пенсионера (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; далее - Закон N 134-ФЗ). Указанные доплаты назначаются в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, но не превысила прожиточный минимум пенсионера в целом по Российской Федерации.
(Захарьин В.Р.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2010, N 2)Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ, если общая сумма его материального обеспечения не достигает прожиточного минимума пенсионера. Прожиточный минимум определяется ежегодно законом субъекта РФ по месту жительства или по месту пребывания пенсионера (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; далее - Закон N 134-ФЗ). Указанные доплаты назначаются в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, но не превысила прожиточный минимум пенсионера в целом по Российской Федерации.
"Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях"
(постатейный)
(отв. ред. Ю.В. Воронин)
("Норма", "Инфра-М", 2012)С учетом изложенных обстоятельств соотношение между средним размером пенсии и прожиточным минимумом пенсионера в 1998, 1999 и 2000 гг. составляло соответственно всего 79,7; 77,8 и 82,1%.
(постатейный)
(отв. ред. Ю.В. Воронин)
("Норма", "Инфра-М", 2012)С учетом изложенных обстоятельств соотношение между средним размером пенсии и прожиточным минимумом пенсионера в 1998, 1999 и 2000 гг. составляло соответственно всего 79,7; 77,8 и 82,1%.
"Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Е.Н. Сидоренко)
("Юрайт", 2003)С учетом изложенного соотношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в 1998, 1999 и 2000 гг. составляло соответственно 79,7%, 77,8% и 82,1%.
(постатейный)
(под ред. Е.Н. Сидоренко)
("Юрайт", 2003)С учетом изложенного соотношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в 1998, 1999 и 2000 гг. составляло соответственно 79,7%, 77,8% и 82,1%.