Методика определения расходов топлива
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика определения расходов топлива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации, оказывающей транспортные услуги, операции по приобретению топлива для автомобилей с использованием топливных карт, которые поставщик предоставляет бесплатно?..
(Консультация эксперта, 2025)<*> При нормировании расхода на ГСМ как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения автотранспортная организация может руководствоваться Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (п. п. 1, 3 Методических рекомендаций).
(Консультация эксперта, 2025)<*> При нормировании расхода на ГСМ как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения автотранспортная организация может руководствоваться Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (п. п. 1, 3 Методических рекомендаций).
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Вместе с тем при определении обоснованности затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Вместе с тем при определении обоснованности затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")7. При принятии регулируемой организацией решения о переходе от метода распределения расхода топлива, установленного правилами определения нормативов удельного расхода условного топлива, к методу распределения расхода топлива, установленному методическими указаниями, регулируемая организация представляет в орган регулирования в сроки, установленные для подачи предложения об установлении цен (тарифов) Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, уведомление с указанием:
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")7. При принятии регулируемой организацией решения о переходе от метода распределения расхода топлива, установленного правилами определения нормативов удельного расхода условного топлива, к методу распределения расхода топлива, установленному методическими указаниями, регулируемая организация представляет в орган регулирования в сроки, установленные для подачи предложения об установлении цен (тарифов) Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, уведомление с указанием:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")При расчете цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности), с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение (потребление) энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")При расчете цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности), с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение (потребление) энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды.
Вопрос: Как в целях налога на прибыль учесть расходы на топливо для самоходной машины (гусеничного трактора)? Требуется ли путевой лист?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)В части нормирования расходов следует отметить, что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов. Однако согласно позиции Минфина России в Письме от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097 при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля (ст. 252 НК РФ) налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)В части нормирования расходов следует отметить, что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов. Однако согласно позиции Минфина России в Письме от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097 при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля (ст. 252 НК РФ) налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Последние изменения: Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМ
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, при определении обоснованности расходов на ГСМ можно учитывать Методические рекомендации Минтранса России.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, при определении обоснованности расходов на ГСМ можно учитывать Методические рекомендации Минтранса России.
Статья: Правила ведения налогового учета в рамках УСН
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Расходы на приобретение ГСМ (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 5, 12 п. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Расходы на приобретение ГСМ (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 5, 12 п. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Однако во всех разъяснениях Минфина России содержится недвусмысленный намек на то, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщикам следует ориентироваться на Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (см. письма Минфина России от 27.09.2018 N 03-11-11/69335, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Однако во всех разъяснениях Минфина России содержится недвусмысленный намек на то, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщикам следует ориентироваться на Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (см. письма Минфина России от 27.09.2018 N 03-11-11/69335, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).
Готовое решение: Как рассчитать расход ГСМ по нормам
(КонсультантПлюс, 2025)Для определения нормативного расхода топлива для грузовых автомобилей рассчитайте:
(КонсультантПлюс, 2025)Для определения нормативного расхода топлива для грузовых автомобилей рассчитайте:
Вопрос: Каким первичным документом в целях подтверждения расходов в налоговом учете оформлять работу большегрузного самосвала БЕЛАЗ 45 тонн, принадлежащего организации, если он работает исключительно в карьере месторождения, без движения по дорогам общего пользования?
(Консультация эксперта, 2025)НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов. При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).
(Консультация эксперта, 2025)НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов. При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).
Готовое решение: Как оплатить (компенсировать) стоимость проезда в отпуск и обратно работнику учреждения Крайнего Севера
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что специальные нормы расходов топлива для проезда в отпуск и обратно не установлены. Можно руководствоваться нормами расходов топлива из Методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Другие расходы, например на паромную переправу машины, оплачивать не нужно (см., например Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2009 N 70-В09-5).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что специальные нормы расходов топлива для проезда в отпуск и обратно не установлены. Можно руководствоваться нормами расходов топлива из Методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Другие расходы, например на паромную переправу машины, оплачивать не нужно (см., например Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2009 N 70-В09-5).
Статья: Из зала суда: о применении нормы расхода топлив Минтранса
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Заявителем на основании учетной политики учреждения, согласно которой нормы расхода ГСМ утверждаются в виде отдельного документа на основании Методических рекомендаций N АМ-23-р, приняты ведомственные приказы, которыми установлены нормы расхода топлива. Базовые нормы расхода топлива приняты в соответствии с Методическими рекомендациями N АМ-23-р, а в отношении автомобилей Toyota Highlander и Nissan Teana утверждены с учетом методики определения топлива, выполненной ООО "Т.". Последнее действовало исходя из сублицензионного договора на передачу неисключительных прав на программное обеспечение "Программный пакет для комплексных исследований автомобиля "МВК" и применяло основанную на данном ПО методику определения норм расхода топлива государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта ГНИИАТ (г. Москва). Обозначенным ПО пользуется и ГНИИАТ при расчете базовых норм расчета топлива, которые отражены и в Методических рекомендациях N АМ-23-р. Данное ПО является основой методики определения базовых норм ГНИИАТ.
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Заявителем на основании учетной политики учреждения, согласно которой нормы расхода ГСМ утверждаются в виде отдельного документа на основании Методических рекомендаций N АМ-23-р, приняты ведомственные приказы, которыми установлены нормы расхода топлива. Базовые нормы расхода топлива приняты в соответствии с Методическими рекомендациями N АМ-23-р, а в отношении автомобилей Toyota Highlander и Nissan Teana утверждены с учетом методики определения топлива, выполненной ООО "Т.". Последнее действовало исходя из сублицензионного договора на передачу неисключительных прав на программное обеспечение "Программный пакет для комплексных исследований автомобиля "МВК" и применяло основанную на данном ПО методику определения норм расхода топлива государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта ГНИИАТ (г. Москва). Обозначенным ПО пользуется и ГНИИАТ при расчете базовых норм расчета топлива, которые отражены и в Методических рекомендациях N АМ-23-р. Данное ПО является основой методики определения базовых норм ГНИИАТ.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Как учитываются затраты на ГСМ для автомобиля, для которого не утверждены нормы расхода топлива
(КонсультантПлюс, 2025)Отмечено, что затраты на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Нормирование указанных расходов Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, правила определения их обоснованности не установлены. При подтверждении обоснованности затрат на приобретение топлива налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Как учитываются затраты на ГСМ для автомобиля, для которого не утверждены нормы расхода топлива
(КонсультантПлюс, 2025)Отмечено, что затраты на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Нормирование указанных расходов Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, правила определения их обоснованности не установлены. При подтверждении обоснованности затрат на приобретение топлива налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ
(КонсультантПлюс, 2025)Разъясняется, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ
(КонсультантПлюс, 2025)Разъясняется, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.