Методика исчисления размера вреда, причиненным водным
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика исчисления размера вреда, причиненным водным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 77 "Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Из положений пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, статьи 53 Закона N 166-ФЗ, пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Из положений пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, статьи 53 Закона N 166-ФЗ, пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на примере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В частности, вред, причиненный водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, возмещается по таксам, установленным Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" <2>.
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В частности, вред, причиненный водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, возмещается по таксам, установленным Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" <2>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Размер вреда, причиненного водным объектам при осуществлении запрещенного молевого сплава древесины и сплава древесины без судовой тяги, исчисляется по формуле, закрепленной в п. 18 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Размер вреда, причиненного водным объектам при осуществлении запрещенного молевого сплава древесины и сплава древесины без судовой тяги, исчисляется по формуле, закрепленной в п. 18 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87.
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза России от 31.03.2020 N 167
"Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59893)Зарегистрировано в Минюсте России 15 сентября 2020 г. N 59893
"Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59893)Зарегистрировано в Минюсте России 15 сентября 2020 г. N 59893
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Органом государственной власти, уполномоченным на нормативное регулирование в области любительского рыболовства, в настоящее время является Минсельхоз России. В частности, он принимает: методики исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам; перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов; правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна; перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов, для каждого рыбохозяйственного бассейна; порядок заключения договоров пользования рыболовным участком <1>. Например, в соответствии с указанными полномочиями Минсельхозом России в 2020 г. утверждены: Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна <2>, которые содержат раздел "Любительское рыболовство", а также перечень районов, запретных для вылова водных биоресурсов; форма заявки на распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (за исключением анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со ст. 29.1 Закона о рыболовстве) для организации любительского рыболовства <3>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Органом государственной власти, уполномоченным на нормативное регулирование в области любительского рыболовства, в настоящее время является Минсельхоз России. В частности, он принимает: методики исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам; перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов; правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна; перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов, для каждого рыбохозяйственного бассейна; порядок заключения договоров пользования рыболовным участком <1>. Например, в соответствии с указанными полномочиями Минсельхозом России в 2020 г. утверждены: Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна <2>, которые содержат раздел "Любительское рыболовство", а также перечень районов, запретных для вылова водных биоресурсов; форма заявки на распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (за исключением анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со ст. 29.1 Закона о рыболовстве) для организации любительского рыболовства <3>.
Статья: Правовая охрана водных объектов: проблемы возмещения вреда
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Авторы в статье рассматривают вопросы правовой охраны водных объектов от загрязнения и деградации при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Обращают внимание на проблемы, возникающие при реализации отдельных элементов механизма правовой охраны водных объектов. Обосновывают необходимость совершенствования правового регулирования юридической ответственности за нарушение водного законодательства. Особое внимание уделено возмещению вреда, причиненного водным объектам. На основе проведенного анализа норм права, регулирующих указанные правоотношения, и судебной практики обосновывается необходимость пересмотра методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Авторы в статье рассматривают вопросы правовой охраны водных объектов от загрязнения и деградации при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Обращают внимание на проблемы, возникающие при реализации отдельных элементов механизма правовой охраны водных объектов. Обосновывают необходимость совершенствования правового регулирования юридической ответственности за нарушение водного законодательства. Особое внимание уделено возмещению вреда, причиненного водным объектам. На основе проведенного анализа норм права, регулирующих указанные правоотношения, и судебной практики обосновывается необходимость пересмотра методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Несет ли арендатор ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, в связи с неисполнением обязанности по поддержанию в исправном состоянии арендованного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Удовлетворяя исковые требования частично, суд руководствовался статьями 60, 68, 69 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71 (далее - Методика) и исходил из доказанности факта причинения ущерба водному объекту, вины предприятия в причинении вреда, а также наличия причинно-следственной связи между его действиями и наступившими последствиями. Проверяя правильность расчета размера ущерба, суд пришел к выводу о неправильном применении управлением Методики, в связи с чем произвел расчет самостоятельно и снизил сумму ущерба.
Несет ли арендатор ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, в связи с неисполнением обязанности по поддержанию в исправном состоянии арендованного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Удовлетворяя исковые требования частично, суд руководствовался статьями 60, 68, 69 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71 (далее - Методика) и исходил из доказанности факта причинения ущерба водному объекту, вины предприятия в причинении вреда, а также наличия причинно-следственной связи между его действиями и наступившими последствиями. Проверяя правильность расчета размера ущерба, суд пришел к выводу о неправильном применении управлением Методики, в связи с чем произвел расчет самостоятельно и снизил сумму ущерба.
Статья: Выявление признаков вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод
(Кочемировский В.А., Мохоров Д.А., Фогель А.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Размер экологического ущерба исчисляется по формулам Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам <2> (далее - Методика). Ущерб устанавливается по формальным признакам: результатам лабораторных анализов, пересчитанных в рубли путем несложных математических преобразований. Такой подход представляется излишне формализованным. Нанесение ущерба окружающей среде имеет понятные признаки и проявления, например утрата природных ландшафтов, снижение биологического разнообразия. Запрос о возмещении вреда требует доказательств его наличия, оценку ущерба и наличие причинно-следственной связи между экологическим нарушением и возникшим ущербом. Для определения достоверности размера и причинно-следственной связи рекомендуется проведение экологической экспертизы (ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <3>, ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <4>).
(Кочемировский В.А., Мохоров Д.А., Фогель А.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Размер экологического ущерба исчисляется по формулам Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам <2> (далее - Методика). Ущерб устанавливается по формальным признакам: результатам лабораторных анализов, пересчитанных в рубли путем несложных математических преобразований. Такой подход представляется излишне формализованным. Нанесение ущерба окружающей среде имеет понятные признаки и проявления, например утрата природных ландшафтов, снижение биологического разнообразия. Запрос о возмещении вреда требует доказательств его наличия, оценку ущерба и наличие причинно-следственной связи между экологическим нарушением и возникшим ущербом. Для определения достоверности размера и причинно-следственной связи рекомендуется проведение экологической экспертизы (ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <3>, ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <4>).
Статья: К вопросу о выявлении признаков вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 (в ред. Приказа Минприроды России от 26 августа 2015 г. N 365) утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Указанная методика основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда, устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения. На практике это сводится к отбору проб из водного объекта, их лабораторному анализу, установлению количества вредных веществ и определению размера ущерба с применением специальных формул. Но такой подход представляется излишне формализованным, так как нанесение ущерба окружающей среде может проявляться и в утрате природных ландшафтов, и в снижении биологического разнообразия. Запрос на возмещение вреда требует доказательств его наличия, его оценки и подтверждения причинно-следственной связи между экологическим нарушением и вредом. Для определения размера вреда и наличия указанной причинно-следственной связи рекомендуется проведение экологической экспертизы (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ).
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 (в ред. Приказа Минприроды России от 26 августа 2015 г. N 365) утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Указанная методика основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда, устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения. На практике это сводится к отбору проб из водного объекта, их лабораторному анализу, установлению количества вредных веществ и определению размера ущерба с применением специальных формул. Но такой подход представляется излишне формализованным, так как нанесение ущерба окружающей среде может проявляться и в утрате природных ландшафтов, и в снижении биологического разнообразия. Запрос на возмещение вреда требует доказательств его наличия, его оценки и подтверждения причинно-следственной связи между экологическим нарушением и вредом. Для определения размера вреда и наличия указанной причинно-следственной связи рекомендуется проведение экологической экспертизы (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ).
Статья: Вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)На основании статьи 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (часть 1); методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2).
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)На основании статьи 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (часть 1); методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2).
Статья: Проблемные вопросы возмещения экологического вреда: замечания на полях Обзора судебной практики Верховного Суда РФ
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)<11> Вопреки разъяснениям о том, что экологическая ответственность за причинение экологического вреда обладает не штрафным, а компенсационным характером. Например, в решении ВС РФ от 22.04.2015 N АКПИ15-249 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 9, 11 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87".
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)<11> Вопреки разъяснениям о том, что экологическая ответственность за причинение экологического вреда обладает не штрафным, а компенсационным характером. Например, в решении ВС РФ от 22.04.2015 N АКПИ15-249 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 9, 11 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87".