Методические рекомендации начальной
Подборка наиболее важных документов по запросу Методические рекомендации начальной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)<19> Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)<19> Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Статья: Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)<14> Пункт 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)<14> Пункт 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказ Минсельхоза России от 04.08.2021 N 548
"Об утверждении Методических рекомендаций по формированию начальной цены предмета конкурса (лота) на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства"МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Методических рекомендаций по формированию начальной цены предмета конкурса (лота) на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства"МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).
Статья: Особенности закупок услуг оценки имущества для его продажи или сдачи в аренду
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 5)Следующий момент - это обоснование НМЦК. Здесь также нет нюансов и особенностей, ограничений, которые диктуют порядки на федеральном уровне. Однако если мы сравним самый дешевый и самый дорогой контракты, упомянутые выше (это N 3720202921323000027 и 2771016851523000043 из реестра контрактов), то увидим, что первый заказчик применяет классический метод анализа сопоставимых рыночных цен, а второй, Департамент экономической политики и развития города Москвы, - затратный метод, руководствуясь распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы". Применение затратного метода накладывает на заказчика определенную ответственность - нужно подробно прокалькулировать все статьи затрат, привязываясь ко времени работы оценщиков. Закупщик должен подробно вникнуть, из чего складывается стоимость работы оценщика, и разобраться со справедливой стоимостью почасовых ставок оплаты труда. В этом смысле для небольшой службы заказчика, где нет штата аналитиков и ресурсов для проведения такой глубокой работы, анализ сопоставимых рыночных цен кажется более реалистичным.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 5)Следующий момент - это обоснование НМЦК. Здесь также нет нюансов и особенностей, ограничений, которые диктуют порядки на федеральном уровне. Однако если мы сравним самый дешевый и самый дорогой контракты, упомянутые выше (это N 3720202921323000027 и 2771016851523000043 из реестра контрактов), то увидим, что первый заказчик применяет классический метод анализа сопоставимых рыночных цен, а второй, Департамент экономической политики и развития города Москвы, - затратный метод, руководствуясь распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы". Применение затратного метода накладывает на заказчика определенную ответственность - нужно подробно прокалькулировать все статьи затрат, привязываясь ко времени работы оценщиков. Закупщик должен подробно вникнуть, из чего складывается стоимость работы оценщика, и разобраться со справедливой стоимостью почасовых ставок оплаты труда. В этом смысле для небольшой службы заказчика, где нет штата аналитиков и ресурсов для проведения такой глубокой работы, анализ сопоставимых рыночных цен кажется более реалистичным.