Метод осуществления контрольного мероприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Метод осуществления контрольного мероприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования: основные направления и контуры цифровой трансформации
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Приоритетными направлениями государственного контроля и надзора должно стать применение современных форм и методов осуществления контрольно-надзорных мероприятий, в том числе применение в этой сфере современных цифровых технологий. Цифровизация контрольно-надзорной функции государства прежде всего должна обеспечивать эффективные механизмы защиты прав и законных интересов граждан и организаций при осуществлении процедур контроля и надзора, значительное улучшение взаимодействия проверяющих и контролируемых лиц <4>. Автоматизация государственного контроля и надзора снижает контрольно-надзорное воздействие и, соответственно, уровень административного давления в контрольно-надзорных отношениях. При этом повышается уровень точечности и выборочности работы уполномоченных органов, фокусируется внимание на "проблемных" участках.
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Приоритетными направлениями государственного контроля и надзора должно стать применение современных форм и методов осуществления контрольно-надзорных мероприятий, в том числе применение в этой сфере современных цифровых технологий. Цифровизация контрольно-надзорной функции государства прежде всего должна обеспечивать эффективные механизмы защиты прав и законных интересов граждан и организаций при осуществлении процедур контроля и надзора, значительное улучшение взаимодействия проверяющих и контролируемых лиц <4>. Автоматизация государственного контроля и надзора снижает контрольно-надзорное воздействие и, соответственно, уровень административного давления в контрольно-надзорных отношениях. При этом повышается уровень точечности и выборочности работы уполномоченных органов, фокусируется внимание на "проблемных" участках.
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Что касается основополагающих потребностей цифровизации контрольной (надзорной) деятельности, таких как использование единой модели данных, наличие обратной связи, преимущественный электронный документооборот, использование единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, методы осуществления органами государственной власти дистанционного контроля (надзора), в том числе с использованием информационных систем органов и организаций, подлежащих контролю (надзору), мобильного приложения "Инспектор", являющегося подсистемой государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", то их решение возможно в рамках внесения изменений в базовый Федеральный закон N 248.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Что касается основополагающих потребностей цифровизации контрольной (надзорной) деятельности, таких как использование единой модели данных, наличие обратной связи, преимущественный электронный документооборот, использование единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, методы осуществления органами государственной власти дистанционного контроля (надзора), в том числе с использованием информационных систем органов и организаций, подлежащих контролю (надзору), мобильного приложения "Инспектор", являющегося подсистемой государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", то их решение возможно в рамках внесения изменений в базовый Федеральный закон N 248.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О техническом регулировании"6. Изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с обоснованным предложением об использовании при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 5 настоящей статьи, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при оценке соответствия такой продукции и не включенных в перечень документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
(ред. от 25.12.2023)
"О техническом регулировании"6. Изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с обоснованным предложением об использовании при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 5 настоящей статьи, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при оценке соответствия такой продукции и не включенных в перечень документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Статья: Угроза причинения вреда как основание проведения внепланового проверочного мероприятия: проблемы применения
(Ахметова И.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей, безусловно, необходим. Вместе с тем осуществление контроля (надзора) для галочки в отчетности или с коррупционной подоплекой причиняет существенный репутационный вред предпринимательству в целом. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <7> закрепляет юридические средства, прежде всего касающиеся правил и порядка организации, и проведения проверок, позволяющие, с одной стороны, осуществлять качественный и эффективный контроль (надзор), с другой - препятствовать злоупотреблениям и предотвращать ошибки со стороны контролирующих (надзорных) инстанций. Важным средством, установленным данным Законом, является риск-ориентированный подход. Данный метод представляет собой осуществление контроля (надзора), при котором частота проведения проверочных мероприятий зависит от определенной классификации опасности или вида риска бизнеса.
(Ахметова И.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей, безусловно, необходим. Вместе с тем осуществление контроля (надзора) для галочки в отчетности или с коррупционной подоплекой причиняет существенный репутационный вред предпринимательству в целом. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <7> закрепляет юридические средства, прежде всего касающиеся правил и порядка организации, и проведения проверок, позволяющие, с одной стороны, осуществлять качественный и эффективный контроль (надзор), с другой - препятствовать злоупотреблениям и предотвращать ошибки со стороны контролирующих (надзорных) инстанций. Важным средством, установленным данным Законом, является риск-ориентированный подход. Данный метод представляет собой осуществление контроля (надзора), при котором частота проведения проверочных мероприятий зависит от определенной классификации опасности или вида риска бизнеса.
Вопрос: Как организовать проведение производственного контроля по охране труда в организации?
(Консультация эксперта, 2025)других мероприятий, предусматривающих обеспечение безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, и мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
(Консультация эксперта, 2025)других мероприятий, предусматривающих обеспечение безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, и мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Риск-ориентированный подход, о котором упоминается в ч. 3 комментируемой статьи, согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 26.12.2024) представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Риск-ориентированный подход, о котором упоминается в ч. 3 комментируемой статьи, согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 26.12.2024) представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Статья: Аудит управления персоналом в управляющих организациях
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Этап выполнения контрольных процедур предусматривает сбор информации, включающий проведение мониторинга персонала, проверку документации и отчетности, проведение наблюдения, опросов, анкетирования, бесед, запросов и других контрольных мероприятий (использование различных методов, способов и приемов получения необходимой информации), осуществление предварительной обработки полученных данных, использование современных информационных технологий, а также обработку и анализ информации, куда, помимо непосредственно обработки полученной информации, включается формализация информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм для удобства представления и анализа данных. Кроме того, на этом этапе может проводиться анализ и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с другими аналогичными организациями или научно обоснованными нормами согласно разработанному алгоритму, что позволит оценить эффективность управления персоналом конкретной управляющей организации.
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Этап выполнения контрольных процедур предусматривает сбор информации, включающий проведение мониторинга персонала, проверку документации и отчетности, проведение наблюдения, опросов, анкетирования, бесед, запросов и других контрольных мероприятий (использование различных методов, способов и приемов получения необходимой информации), осуществление предварительной обработки полученных данных, использование современных информационных технологий, а также обработку и анализ информации, куда, помимо непосредственно обработки полученной информации, включается формализация информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм для удобства представления и анализа данных. Кроме того, на этом этапе может проводиться анализ и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с другими аналогичными организациями или научно обоснованными нормами согласно разработанному алгоритму, что позволит оценить эффективность управления персоналом конкретной управляющей организации.
Статья: Калькулятор рисков в сфере интеллектуальной собственности
(Наумов В.Б., Дождиков К.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Интересно, что сами понятия "риск-ориентированный подход" или "управление рисками" не имеют устоявшихся общепризнанных определений в законодательстве и по-разному раскрываются в его отраслях. Например, риск-ориентированный подход в федеральном законодательстве о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусматривает отнесение организаций или индивидуальных предпринимателей к определенному уровню риска несоблюдения требований законодательства <6>. В описании риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) говорится о методе организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий с определенной степенью интенсивности, рассчитываемой исходя из соотношения деятельности лица и определенных категорий риска, к которым приравнивается соответствующая деятельность <7>. Категории риска ранжируются от низкого до чрезвычайно высокого и корреспондируют с классами опасности, в зависимости от которых для субъектов контроля (надзора) наступают различные правовые последствия <8>.
(Наумов В.Б., Дождиков К.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Интересно, что сами понятия "риск-ориентированный подход" или "управление рисками" не имеют устоявшихся общепризнанных определений в законодательстве и по-разному раскрываются в его отраслях. Например, риск-ориентированный подход в федеральном законодательстве о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусматривает отнесение организаций или индивидуальных предпринимателей к определенному уровню риска несоблюдения требований законодательства <6>. В описании риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) говорится о методе организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий с определенной степенью интенсивности, рассчитываемой исходя из соотношения деятельности лица и определенных категорий риска, к которым приравнивается соответствующая деятельность <7>. Категории риска ранжируются от низкого до чрезвычайно высокого и корреспондируют с классами опасности, в зависимости от которых для субъектов контроля (надзора) наступают различные правовые последствия <8>.
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Одним из подготовительных этапов внедрения ведомственного проекта "Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений" [9] в 2021 году было внесение изменений в гл. 26 Бюджетного кодекса. Так ФЗ 224-ФЗ от 01.07.2021 была введена отдельная ст. 269.3 [2]. Действие статьи регламентирует прямую обязанность определенного перечня органов, государственных структур, организаций и их должностных лиц представлять информацию, иные материалы и документы, связанные с деятельностью объекта контроля. Обязанностью для владельцев информационных систем также определено предоставление доступа к таким информационным системам по запросам органов внутреннего государственного финансового контроля (далее - внутренний ГФК). И если в п. 1 данной статьи закреплена общеустановленная обязанность представления информации, широко реализуемая в практике контроля при проверках, ревизиях и обследованиях, то п. 2 ст. 269.3 носит также и перспективный характер, когда, помимо планирования контрольных мероприятий, доступ должен быть реализован при осуществлении новых методов - наблюдения или контрольного мониторинга при проведении внутреннего ГФК. Так, с 2021 года заложена правовая обязанность предоставления доступа к неограниченному объему ресурсов информационных систем для проведения как последующего, так и предварительного контроля с учетом требований законодательства по информационной безопасности и государственной и охраняемой законом тайне.
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Одним из подготовительных этапов внедрения ведомственного проекта "Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений" [9] в 2021 году было внесение изменений в гл. 26 Бюджетного кодекса. Так ФЗ 224-ФЗ от 01.07.2021 была введена отдельная ст. 269.3 [2]. Действие статьи регламентирует прямую обязанность определенного перечня органов, государственных структур, организаций и их должностных лиц представлять информацию, иные материалы и документы, связанные с деятельностью объекта контроля. Обязанностью для владельцев информационных систем также определено предоставление доступа к таким информационным системам по запросам органов внутреннего государственного финансового контроля (далее - внутренний ГФК). И если в п. 1 данной статьи закреплена общеустановленная обязанность представления информации, широко реализуемая в практике контроля при проверках, ревизиях и обследованиях, то п. 2 ст. 269.3 носит также и перспективный характер, когда, помимо планирования контрольных мероприятий, доступ должен быть реализован при осуществлении новых методов - наблюдения или контрольного мониторинга при проведении внутреннего ГФК. Так, с 2021 года заложена правовая обязанность предоставления доступа к неограниченному объему ресурсов информационных систем для проведения как последующего, так и предварительного контроля с учетом требований законодательства по информационной безопасности и государственной и охраняемой законом тайне.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Одним из ярких примеров учета индивидуальных экономических характеристик (показателей) является применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8.1 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля под риск-ориентированным подходом понимается такой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором "выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности" <1>. Таким образом, дифференциация контрольно-надзорных мероприятий по показателям, которые характеризуют деятельность участников экономического оборота, способна стимулировать их к соблюдению определенных значений, не обременяя излишней административной нагрузкой тех лиц, которым не свойственны определенные показатели.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Одним из ярких примеров учета индивидуальных экономических характеристик (показателей) является применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8.1 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля под риск-ориентированным подходом понимается такой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором "выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности" <1>. Таким образом, дифференциация контрольно-надзорных мероприятий по показателям, которые характеризуют деятельность участников экономического оборота, способна стимулировать их к соблюдению определенных значений, не обременяя излишней административной нагрузкой тех лиц, которым не свойственны определенные показатели.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Данное мероприятие осуществляется методом управления рисками специальными контрольными службами предприятия.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Данное мероприятие осуществляется методом управления рисками специальными контрольными службами предприятия.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Под методами бюджетного контроля понимаются приемы и способы проведения контрольных мероприятий. Согласно ст. 267.1 БК РФ к методам осуществления государственного (муниципального) финансового контроля относятся проверка, ревизия, обследование.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Под методами бюджетного контроля понимаются приемы и способы проведения контрольных мероприятий. Согласно ст. 267.1 БК РФ к методам осуществления государственного (муниципального) финансового контроля относятся проверка, ревизия, обследование.
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Под риск-ориентированным подходом понимают метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проведения контрольных мероприятий определяется путем отнесения деятельности юридического лица к определенной категории риска <1>. Всего существует 6 категорий риска <2>:
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Под риск-ориентированным подходом понимают метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проведения контрольных мероприятий определяется путем отнесения деятельности юридического лица к определенной категории риска <1>. Всего существует 6 категорий риска <2>: