Метод определения доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Метод определения доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" НК РФ"Законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Однако, положения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 1 статьи 54, пункта 1 статьи 93, статьи 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, довод налогоплательщика о том, что в решении суда отсутствует расчет и метод определения доходов, отклонен, поскольку все расчеты приведены в оспариваемом решении инспекции.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, довод налогоплательщика о том, что в решении суда отсутствует расчет и метод определения доходов, отклонен, поскольку все расчеты приведены в оспариваемом решении инспекции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Применение кассового метода определения доходов и расходов >>>
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)2. Если использование рыночных цен при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика предусмотрено главами части второй НК РФ, в этих целях налоговые инспекции вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 Кодекса.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)2. Если использование рыночных цен при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика предусмотрено главами части второй НК РФ, в этих целях налоговые инспекции вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 Кодекса.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Представляется уместным упомянуть, что законодательство РФ о налогах и сборах использует понятие "учетная политика для целей налогообложения", которое определено в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ <119>) следующим образом: выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых данным Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Представляется уместным упомянуть, что законодательство РФ о налогах и сборах использует понятие "учетная политика для целей налогообложения", которое определено в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ <119>) следующим образом: выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых данным Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату труда
(КонсультантПлюс, 2025)Учет расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль зависит от метода учета доходов и расходов, который применяет организация, - кассовый или метод начисления.
(КонсультантПлюс, 2025)Учет расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль зависит от метода учета доходов и расходов, который применяет организация, - кассовый или метод начисления.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Статья: Нужна ли налоговая учетная политика при применении УСН?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 31)Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 31)Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).
Статья: Деформация законодательной конструкции объекта по налогу на имущество организаций посредством подзаконного регулирования правил бухгалтерского учета
(Ногина О.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ, правила ведения бухгалтерского учета и формирования первоначальной и остаточной стоимости имущества для целей уплаты налога должны быть установлены в учетной политике организации. В силу ст. 11 НК РФ учетной политикой организации для целей налогообложения <24> признается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. То есть в случаях, прямо не предписанных налоговым законодательством или актами о порядке ведения бухгалтерского учета, налогоплательщик вправе самостоятельно определить в учетной политике, разработанной для целей налогообложения, способы формирования первоначальной и остаточной стоимости имущества.
(Ногина О.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ, правила ведения бухгалтерского учета и формирования первоначальной и остаточной стоимости имущества для целей уплаты налога должны быть установлены в учетной политике организации. В силу ст. 11 НК РФ учетной политикой организации для целей налогообложения <24> признается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. То есть в случаях, прямо не предписанных налоговым законодательством или актами о порядке ведения бухгалтерского учета, налогоплательщик вправе самостоятельно определить в учетной политике, разработанной для целей налогообложения, способы формирования первоначальной и остаточной стоимости имущества.
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).
Статья: Практика применения метода дисконтированного денежного потока для расчета компенсации в инвестиционных спорах
(Пименова С.Д., Апурина И.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Проблема установления размера компенсации при разрешении инвестиционных споров между иностранными инвесторами и государствами - реципиентами инвестиций вызвана произошедшим в последнее десятилетие резким ростом сумм, присуждаемых инвесторам по итогам рассмотрения споров, а также отсутствием предсказуемости и последовательности в отношении применяемых арбитрами методов расчета. Зачастую необходимость выплаты присужденной инвестору компенсации ложится тяжким бременем на бюджет государств-ответчиков, оказывая значительное воздействие на их финансы, а также увеличивая общую задолженность развивающихся и наименее развитых стран. Детальный анализ тренда общей инфляции арбитражных решений показывает, что это многофакторный процесс, который не может быть объяснен лишь общемировой инфляцией, увеличением среднего размера инвестиционных проектов или растущими исковыми требованиями, заявляемыми инвесторами. Стремительный рост размера компенсации, по мнению авторов, в значительной степени связан с использованием арбитрами для расчета рыночной стоимости инвестиций и связанной с этим суммы компенсации метода дисконтированного потока ожидаемых в результате деятельности предприятия денежных средств в ходе полной реализации инвестиционного проекта, который на сегодняшний день является наиболее популярным среди заявителей и арбитражных трибуналов. Подобная тенденция, в свою очередь, также стимулирует заявителей предъявлять завышенные требования к государству, в том числе за счет применения заявителями и привлеченными ими экспертами новых и малодоступных для понимания большинством арбитров методов расчета получаемого дохода и применяемых ставок дисконтирования. При этом отмечается, что методы расчета ущерба, используемые при арбитражном рассмотрении инвестиционных споров, отличаются от методов, применяемых в других отраслях международного права, а метод дисконтированного денежного потока остается наиболее сложным в использовании, поскольку требует прогнозирования и, следовательно, многочисленных допущений и предположений. Сложившаяся ситуация поставила государства перед необходимостью ее адекватной оценки и выработки ответной реакции на такой подход арбитражных трибуналов. Площадкой для этого послужила Рабочая группа III ЮНСИТРАЛ по реформированию системы урегулирования споров между инвесторами и государствами, в рамках которой предпринимаются попытки ограничить применение арбитрами метода дисконтированного денежного потока, несмотря на то что практическая реализация этих предложений остается проблематичной.
(Пименова С.Д., Апурина И.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Проблема установления размера компенсации при разрешении инвестиционных споров между иностранными инвесторами и государствами - реципиентами инвестиций вызвана произошедшим в последнее десятилетие резким ростом сумм, присуждаемых инвесторам по итогам рассмотрения споров, а также отсутствием предсказуемости и последовательности в отношении применяемых арбитрами методов расчета. Зачастую необходимость выплаты присужденной инвестору компенсации ложится тяжким бременем на бюджет государств-ответчиков, оказывая значительное воздействие на их финансы, а также увеличивая общую задолженность развивающихся и наименее развитых стран. Детальный анализ тренда общей инфляции арбитражных решений показывает, что это многофакторный процесс, который не может быть объяснен лишь общемировой инфляцией, увеличением среднего размера инвестиционных проектов или растущими исковыми требованиями, заявляемыми инвесторами. Стремительный рост размера компенсации, по мнению авторов, в значительной степени связан с использованием арбитрами для расчета рыночной стоимости инвестиций и связанной с этим суммы компенсации метода дисконтированного потока ожидаемых в результате деятельности предприятия денежных средств в ходе полной реализации инвестиционного проекта, который на сегодняшний день является наиболее популярным среди заявителей и арбитражных трибуналов. Подобная тенденция, в свою очередь, также стимулирует заявителей предъявлять завышенные требования к государству, в том числе за счет применения заявителями и привлеченными ими экспертами новых и малодоступных для понимания большинством арбитров методов расчета получаемого дохода и применяемых ставок дисконтирования. При этом отмечается, что методы расчета ущерба, используемые при арбитражном рассмотрении инвестиционных споров, отличаются от методов, применяемых в других отраслях международного права, а метод дисконтированного денежного потока остается наиболее сложным в использовании, поскольку требует прогнозирования и, следовательно, многочисленных допущений и предположений. Сложившаяся ситуация поставила государства перед необходимостью ее адекватной оценки и выработки ответной реакции на такой подход арбитражных трибуналов. Площадкой для этого послужила Рабочая группа III ЮНСИТРАЛ по реформированию системы урегулирования споров между инвесторами и государствами, в рамках которой предпринимаются попытки ограничить применение арбитрами метода дисконтированного денежного потока, несмотря на то что практическая реализация этих предложений остается проблематичной.
Статья: Правовые проблемы налогообложения цифровых бизнес-моделей
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Суд отметил, что при изучении метода расчета налогооблагаемого дохода МГК, одобренного налоговыми органами Люксембурга, Комиссия должна была доказать, что методологические ошибки повлияли на трансфертное ценообразование и не позволили достичь результата, аналогичного тому, что получен при применении правил "вытянутой руки". Также Комиссия не доказала, что это привело к снижению налогооблагаемой прибыли компании по сравнению с налоговым бременем, возникающим в результате применения обычных правил налогообложения.
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Суд отметил, что при изучении метода расчета налогооблагаемого дохода МГК, одобренного налоговыми органами Люксембурга, Комиссия должна была доказать, что методологические ошибки повлияли на трансфертное ценообразование и не позволили достичь результата, аналогичного тому, что получен при применении правил "вытянутой руки". Также Комиссия не доказала, что это привело к снижению налогооблагаемой прибыли компании по сравнению с налоговым бременем, возникающим в результате применения обычных правил налогообложения.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.