Метод административного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Метод административного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы и методы деятельности органов государственной власти в теории административного права
(Мотрович И.Д., Шевырев Д.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)"Административное право и процесс", 2022, N 12
(Мотрович И.Д., Шевырев Д.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)"Административное право и процесс", 2022, N 12
Статья: Система общих принципов административного права: методологическая "оптика"
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Вместе с тем в дореволюционной науке обращение к методам административного права считалось обязательным. Тогда проблемы методологии получили монографическое исследование. Так, Александр Владимирович Горбунов (1867 - ок. 1926) защитил в 1898 г. диссертацию по теме (на примере немецкой доктрины) <6>. Были подготовлены обстоятельные статьи о методах административного права <7>. Кроме того, методология государствоведения в тот период была единой, а значит, для административного права были пригодны разработки зарождающегося конституционализма <8>.
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Вместе с тем в дореволюционной науке обращение к методам административного права считалось обязательным. Тогда проблемы методологии получили монографическое исследование. Так, Александр Владимирович Горбунов (1867 - ок. 1926) защитил в 1898 г. диссертацию по теме (на примере немецкой доктрины) <6>. Были подготовлены обстоятельные статьи о методах административного права <7>. Кроме того, методология государствоведения в тот период была единой, а значит, для административного права были пригодны разработки зарождающегося конституционализма <8>.
Статья: К вопросу об эволюции взглядов на предмет административного права
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Полемика относительно предмета административного права ведется достаточно давно. В этом контексте обратим внимание на статью И. Топчеева. Имя этого автора практически ничего не говорит специалистам, которые занимаются проблемами административного права. Однако И. Топчеев в свое время выступил со статьей "Против путаницы в вопросе о предмете советского административного права" <4>. Название более чем содержательное, чего нельзя сказать о самой статье. В ней автор обрушился с неаргументированной критикой на С.М. Берцинского, который, по его мнению, в своей работе "Предмет советского административного права и метод его изучения" <5> определил предмет административного права с буржуазной точки зрения. Сам И. Топчеев также свел предмет административного права к праву управления.
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Полемика относительно предмета административного права ведется достаточно давно. В этом контексте обратим внимание на статью И. Топчеева. Имя этого автора практически ничего не говорит специалистам, которые занимаются проблемами административного права. Однако И. Топчеев в свое время выступил со статьей "Против путаницы в вопросе о предмете советского административного права" <4>. Название более чем содержательное, чего нельзя сказать о самой статье. В ней автор обрушился с неаргументированной критикой на С.М. Берцинского, который, по его мнению, в своей работе "Предмет советского административного права и метод его изучения" <5> определил предмет административного права с буржуазной точки зрения. Сам И. Топчеев также свел предмет административного права к праву управления.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговая правосубъектность характеризуется неравенством ее носителей. Отчасти это уже было отмечено выше. Сказанное определяется особенностью общественных отношений, регулируемых налоговым правом. Нередко один из участников таких отношений функционально подчинен другому. Известно, что для налогового права, как и для ряда других отраслей, присущ метод императивных предписаний, сущность которого выражается в том, что решение того или иного вопроса осуществляется в значительной степени в одностороннем порядке. Некоторая специфика налогово-правового метода проявляется в круге государственных органов, уполномоченных давать императивные предписания участникам налоговых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний исходит от органов государства, созданных специально для осуществления налогового контроля, охраны фискальных интересов государства. Участники налоговых отношений, которым они адресуют свои предписания (организации, физические лица), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь в связи с исполнением комплекса обязанностей определенного рода (обязанности по правильному исчислению налогового платежа, полному и своевременному его внесению, а также иные сопутствующие обязанности, обеспечивающие реализацию названных ст. 21, 23 - 24 НК РФ). Поэтому представляется справедливым утверждение, что в налогово-правовом регулировании метод императивных предписаний проявляется преимущественно в отношениях функционального подчинения. Известно, что аналогичный метод в административном праве проявляется, наоборот, главным образом, в отношениях вертикального подчинения, т.е. подчинения в полном объеме деятельности. В финансовом праве метод императивных предписаний проявляется как по линии функции финансовой деятельности, так и распространяется на отношения "вертикального" соподчинения <115>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговая правосубъектность характеризуется неравенством ее носителей. Отчасти это уже было отмечено выше. Сказанное определяется особенностью общественных отношений, регулируемых налоговым правом. Нередко один из участников таких отношений функционально подчинен другому. Известно, что для налогового права, как и для ряда других отраслей, присущ метод императивных предписаний, сущность которого выражается в том, что решение того или иного вопроса осуществляется в значительной степени в одностороннем порядке. Некоторая специфика налогово-правового метода проявляется в круге государственных органов, уполномоченных давать императивные предписания участникам налоговых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний исходит от органов государства, созданных специально для осуществления налогового контроля, охраны фискальных интересов государства. Участники налоговых отношений, которым они адресуют свои предписания (организации, физические лица), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь в связи с исполнением комплекса обязанностей определенного рода (обязанности по правильному исчислению налогового платежа, полному и своевременному его внесению, а также иные сопутствующие обязанности, обеспечивающие реализацию названных ст. 21, 23 - 24 НК РФ). Поэтому представляется справедливым утверждение, что в налогово-правовом регулировании метод императивных предписаний проявляется преимущественно в отношениях функционального подчинения. Известно, что аналогичный метод в административном праве проявляется, наоборот, главным образом, в отношениях вертикального подчинения, т.е. подчинения в полном объеме деятельности. В финансовом праве метод императивных предписаний проявляется как по линии функции финансовой деятельности, так и распространяется на отношения "вертикального" соподчинения <115>.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в свете реформы обращения с твердыми коммунальными отходами
(Осинцев Д.В., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)<12> Кобзарь-Фролова М.Н. Традиционные и модернизированные подходы к сути и содержанию предмета и метода административного права // Административное право и процесс. 2019. N 11. С. 17.
(Осинцев Д.В., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)<12> Кобзарь-Фролова М.Н. Традиционные и модернизированные подходы к сути и содержанию предмета и метода административного права // Административное право и процесс. 2019. N 11. С. 17.
Статья: Международное административное право
(Ноздрачев А.Ф., Мамедов А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Набор методов международного административного права в достаточной степени дифференцирован. Позиционируются методы правового и неправового политического регулирования. Для каждого института международного административного права, безусловно, имеется свой метод или набор методов, в которых учитывается специфика регулируемых отношений. Очевидна возрастающая тенденция динамичного смещения, учитывая нормативную жесткость, с "мягкого", диспозитивного регулирования на "жесткое" - императивное. Применительно к международным административным отношениям дифференциация регулирования - одностороннее, двустороннее, многостороннее и универсальное. По все большим институтам международного административного права происходит смещение к методам многостороннего и универсального регулирования.
(Ноздрачев А.Ф., Мамедов А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Набор методов международного административного права в достаточной степени дифференцирован. Позиционируются методы правового и неправового политического регулирования. Для каждого института международного административного права, безусловно, имеется свой метод или набор методов, в которых учитывается специфика регулируемых отношений. Очевидна возрастающая тенденция динамичного смещения, учитывая нормативную жесткость, с "мягкого", диспозитивного регулирования на "жесткое" - императивное. Применительно к международным административным отношениям дифференциация регулирования - одностороннее, двустороннее, многостороннее и универсальное. По все большим институтам международного административного права происходит смещение к методам многостороннего и универсального регулирования.
Статья: Возмещение убытков, причиненных незаконными решениями Роспатента
(Сергеев А.П.)
("Закон", 2023, N 5)Начну с вопроса, который на первый взгляд может показаться кому-то надуманным. Тем не менее задаться этим вопросом и ответить на него необходимо, чтобы на сей счет не оставалось никаких сомнений. Какова юридическая природа отношений, складывающихся между заинтересованными лицами <7> и Роспатентом? Казалось бы, ответ на этот вопрос ясен: эти отношения носят административно-правовой характер. Однако такой ответ явно не согласуется с традиционным взглядом на то, что методом административного права является метод властных предписаний, который характеризуется властно-императивными началами и подчиненностью одного субъекта правоотношения другому. Между тем Роспатент не обладает по отношению к заинтересованным лицам властными полномочиями, т.е. он не вправе диктовать им свою волю и контролировать их поведение.
(Сергеев А.П.)
("Закон", 2023, N 5)Начну с вопроса, который на первый взгляд может показаться кому-то надуманным. Тем не менее задаться этим вопросом и ответить на него необходимо, чтобы на сей счет не оставалось никаких сомнений. Какова юридическая природа отношений, складывающихся между заинтересованными лицами <7> и Роспатентом? Казалось бы, ответ на этот вопрос ясен: эти отношения носят административно-правовой характер. Однако такой ответ явно не согласуется с традиционным взглядом на то, что методом административного права является метод властных предписаний, который характеризуется властно-императивными началами и подчиненностью одного субъекта правоотношения другому. Между тем Роспатент не обладает по отношению к заинтересованным лицам властными полномочиями, т.е. он не вправе диктовать им свою волю и контролировать их поведение.
Статья: Государственное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием концепции "мягкой силы"
(Калюжный Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Вместе с тем в основе административно-правового регулирования находятся отношения власти и подчинения, реализация которых порой вынуждает государство прибегать к принуждению. Таким образом, возникает закономерный вопрос о возможности использования терминологии "мягкая сила" при реализации административно-правовых отношений. Принуждение как метод правового воздействия представляет собой исключительный способ управленческого влияния на социальные отношения и деятельность их участников, используемый преимущественно тогда, когда иные методы показали свою несостоятельность <3>. Соответственно, ответ очевиден: да, возможно, так как принуждение представляет собой далеко не единственный метод административного права.
(Калюжный Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Вместе с тем в основе административно-правового регулирования находятся отношения власти и подчинения, реализация которых порой вынуждает государство прибегать к принуждению. Таким образом, возникает закономерный вопрос о возможности использования терминологии "мягкая сила" при реализации административно-правовых отношений. Принуждение как метод правового воздействия представляет собой исключительный способ управленческого влияния на социальные отношения и деятельность их участников, используемый преимущественно тогда, когда иные методы показали свою несостоятельность <3>. Соответственно, ответ очевиден: да, возможно, так как принуждение представляет собой далеко не единственный метод административного права.
Статья: Методологические проблемы теории административного акта
(Домченко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Ключевые слова: административное право, административный акт, теория, предмет и метод науки административного права, понятийный аппарат.
(Домченко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Ключевые слова: административное право, административный акт, теория, предмет и метод науки административного права, понятийный аппарат.
Статья: Квинтэссенция административного права
(Демиденко Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)С.В. Кузякин и Ю.П. Кузякин выделили государственное управление, управление органов местного самоуправления, управление объединениями граждан, управление в области производства, а также семейное управление <6>. Действительно, в семье прослеживается свое особенное, небольшое "государство", где есть органы управления (обоюдное решение родителей), должностные лица (отец и мать), объекты управления (дети) и даже используются методы административного права <7> - императивный (запрет детям играть с ножами и огнем, гулять одним по ночам) и полицейский (контроль за поведением ребенка, за выполнением школьного домашнего задания). Тем не менее, устанавливая систему поведения в первичной ячейке общества, субъекты семейного управления не могут выходить за установленные государством рамки (законодательная база - Семейный кодекс Российской Федерации <8>, исполнительная власть - органы опеки и попечительства, Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2018 г. N 662 (ред. от 21.09.2022) "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей" <9>).
(Демиденко Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)С.В. Кузякин и Ю.П. Кузякин выделили государственное управление, управление органов местного самоуправления, управление объединениями граждан, управление в области производства, а также семейное управление <6>. Действительно, в семье прослеживается свое особенное, небольшое "государство", где есть органы управления (обоюдное решение родителей), должностные лица (отец и мать), объекты управления (дети) и даже используются методы административного права <7> - императивный (запрет детям играть с ножами и огнем, гулять одним по ночам) и полицейский (контроль за поведением ребенка, за выполнением школьного домашнего задания). Тем не менее, устанавливая систему поведения в первичной ячейке общества, субъекты семейного управления не могут выходить за установленные государством рамки (законодательная база - Семейный кодекс Российской Федерации <8>, исполнительная власть - органы опеки и попечительства, Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2018 г. N 662 (ред. от 21.09.2022) "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей" <9>).
Статья: Еще раз о границе между предметами исследования наук конституционного права и административного права
(Лукьянова П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)А.А. Демин, отмечая отличия конституционного права от административного, обращает внимание на метод правового регулирования. Конституционное право использует метод восходящего подчинения, а административное право - методы самоорганизации власти, а также власти и подчинения, охватываемые общим административно-правовым методом правового регулирования <29>. Метод восходящего подчинения заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Таким образом, административное право направлено на упорядочение организационной стороны деятельности органов исполнительной власти, а конституционное - на регулировании политических аспектов их практики. В этом смысле Правительство РФ в силу двойственности своих отраслевых статусов не имеет аналогов среди органов государственной власти федерального уровня.
(Лукьянова П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)А.А. Демин, отмечая отличия конституционного права от административного, обращает внимание на метод правового регулирования. Конституционное право использует метод восходящего подчинения, а административное право - методы самоорганизации власти, а также власти и подчинения, охватываемые общим административно-правовым методом правового регулирования <29>. Метод восходящего подчинения заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Таким образом, административное право направлено на упорядочение организационной стороны деятельности органов исполнительной власти, а конституционное - на регулировании политических аспектов их практики. В этом смысле Правительство РФ в силу двойственности своих отраслевых статусов не имеет аналогов среди органов государственной власти федерального уровня.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, в рамках института государственных услуг как структурного элемента системы административного права используется метод императивного правового регулирования. В науке отмечается, что подобная строгая регламентация и стандартизация определяются необходимостью минимизации усмотрительного характера деятельности должностных лиц государственных органов, большей предсказуемостью ее результатов и уменьшением коррупционных факторов <279>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, в рамках института государственных услуг как структурного элемента системы административного права используется метод императивного правового регулирования. В науке отмечается, что подобная строгая регламентация и стандартизация определяются необходимостью минимизации усмотрительного характера деятельности должностных лиц государственных органов, большей предсказуемостью ее результатов и уменьшением коррупционных факторов <279>.