Место в детском саду
Подборка наиболее важных документов по запросу Место в детском саду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54 "Право ребенка жить и воспитываться в семье" СК РФ"Пересматривая дело в апелляционном порядке по апелляционной жалобе Т.Н. и установив, что несовершеннолетние дети Т.Р.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., и Т.М.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., остались после распада семьи с матерью и живут вместе с ней в служебной квартире, посещают школу и детский сад по месту жительства, вопрос об их выселении не ставился, и они сохраняют право пользования квартирой, в то же время, в силу своего малолетнего возраста не могут проживать самостоятельно, без законного представителя, и жилищных прав на какое-либо иное помещение не имеют, возможность приобрести другое жилье у Т.Н. отсутствует, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 10 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 54, 63, 65 Семейного кодекса РФ, ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из интересов несовершеннолетних детей, признал, что полное прекращение жилищных прав Т.Н. на спорную квартиру приведет к нарушению прав детей, в связи с чем посчитал необходимым предоставить ответчице отсрочку исполнения решения, сохранив за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на срок действия договора найма служебного жилого помещения от 07.03.2017, но не позднее достижения дочерью - Т.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершеннолетнего возраста."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как перевести ребенка в другой детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Узнайте о наличии свободных мест в детском саду
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Узнайте о наличии свободных мест в детском саду
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также при невыполнении условий, установленных частью 2.1 статьи 78 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также при невыполнении условий, установленных частью 2.1 статьи 78 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2020 N 58681)Зарегистрировано в Минюсте России 17 июня 2020 г. N 58681
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2020 N 58681)Зарегистрировано в Минюсте России 17 июня 2020 г. N 58681
Статья: Актуальные проблемы миграции в России
(Мазурин С.Ф.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Следует отметить, что среди актуальных проблем миграционного процесса в России отмечается и такой факт, как миграция из ближнего зарубежья в Россию трудовых мигрантов в составе полных многодетных семей, которые пользуются всеми конституционными правами коренного населения, в том числе правом на внеочередное обеспечение их детей социальными дошкольными учреждениями (детские сады), местами в школах, удобно расположенных к их месту временного проживания, в то время как коренные жители, имеющие одного или двоих детей, нередко должны ждать годами своей очереди на получение удобного по расположению к месту своего жительства социального детского сада или школы для своих детей. Неоднократные обращения коренных граждан в административные органы своих регионов, в ведении которых находится решение указанной проблемы, не находят своего разрешения. Никаким образом разрешение данной проблемы не находит отражения и в федеральных нормативных правовых актах. Тем не менее указанная проблема может быть разрешена за счет самих мигрантов, для которых воспитание и обучение их детей может быть установлено на платной основе.
(Мазурин С.Ф.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Следует отметить, что среди актуальных проблем миграционного процесса в России отмечается и такой факт, как миграция из ближнего зарубежья в Россию трудовых мигрантов в составе полных многодетных семей, которые пользуются всеми конституционными правами коренного населения, в том числе правом на внеочередное обеспечение их детей социальными дошкольными учреждениями (детские сады), местами в школах, удобно расположенных к их месту временного проживания, в то время как коренные жители, имеющие одного или двоих детей, нередко должны ждать годами своей очереди на получение удобного по расположению к месту своего жительства социального детского сада или школы для своих детей. Неоднократные обращения коренных граждан в административные органы своих регионов, в ведении которых находится решение указанной проблемы, не находят своего разрешения. Никаким образом разрешение данной проблемы не находит отражения и в федеральных нормативных правовых актах. Тем не менее указанная проблема может быть разрешена за счет самих мигрантов, для которых воспитание и обучение их детей может быть установлено на платной основе.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В то же время на практике распространены ситуации, когда непредоставление места в детском саду по причине отсутствия вакантных мест расценивается судами как правомерное.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В то же время на практике распространены ситуации, когда непредоставление места в детском саду по причине отсутствия вакантных мест расценивается судами как правомерное.
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для военнослужащих и членов их семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К наиболее значимым льготам и гарантиям для военнослужащих относятся предоставление денежного довольствия, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, обеспечение жильем; для членов их семей - право на отпуск одновременно с супругом-военнослужащим, внеочередное предоставление мест в детсадах, выплаты в случае гибели военнослужащего.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К наиболее значимым льготам и гарантиям для военнослужащих относятся предоставление денежного довольствия, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, обеспечение жильем; для членов их семей - право на отпуск одновременно с супругом-военнослужащим, внеочередное предоставление мест в детсадах, выплаты в случае гибели военнослужащего.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Учитывая положения о территориальном планировании, ПЗЗ применительно к тем частям муниципального образования, которые пока не обеспечены должным образом объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, не устанавливают градостроительный регламент, допускающий масштабную жилую застройку; иное приведет к строительству жилья, не отвечающего базовым стандартам комфортности проживания. Только после строительства или начала строительства таких объектов в градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны вносятся изменения, допускающие строительство иных объектов (закрепление в качестве одного из основных видов разрешенного использования многоэтажной жилой застройки) с параметрами разрешенного строительства, соответствующими емкости коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры (например, посредством установления максимальной плотности застройки). Таким образом, правообладатели земельных участков могут выбирать виды разрешенного использования, получать градостроительные планы земельных участков, начинать проектирование и строительство; а покупатели квартир в рассматриваемом примере могут быть уверены в том, что для них будут места в детских садах, школах, поликлиниках.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Учитывая положения о территориальном планировании, ПЗЗ применительно к тем частям муниципального образования, которые пока не обеспечены должным образом объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, не устанавливают градостроительный регламент, допускающий масштабную жилую застройку; иное приведет к строительству жилья, не отвечающего базовым стандартам комфортности проживания. Только после строительства или начала строительства таких объектов в градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны вносятся изменения, допускающие строительство иных объектов (закрепление в качестве одного из основных видов разрешенного использования многоэтажной жилой застройки) с параметрами разрешенного строительства, соответствующими емкости коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры (например, посредством установления максимальной плотности застройки). Таким образом, правообладатели земельных участков могут выбирать виды разрешенного использования, получать градостроительные планы земельных участков, начинать проектирование и строительство; а покупатели квартир в рассматриваемом примере могут быть уверены в том, что для них будут места в детских садах, школах, поликлиниках.
Ситуация: Может ли быть отказано в приеме в детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В заявлении о постановке ребенка на учет, как правило, указывается приоритетный детский сад (детские сады). При отсутствии свободных мест направление в него (в них) не выдается (может быть получен отказ уполномоченного органа в выдаче направления). При наличии могут быть предложены свободные места в других детских садах, в том числе не по месту проживания. При этом информация о таких местах может предоставляться по обращению родителей. Согласие о направлении ребенка в предложенный детский сад необходимо дать в установленный срок. Если место в детском саду не было предложено, а также при отказе от предложенного варианта или отсутствии согласия (отказа) изменяется желаемая дата поступления ребенка на следующий учебный год с сохранением даты постановки его на учет (п. 3.6.2 Административного регламента N 2977-р; п. п. 4.27, 4.29 - 4.32, 4.35, 4.44, 4.49 Порядка, утв. Постановлением главы Волоколамского городского округа МО от 25.07.2022 N 485; п. п. 16.16, 16.17, 16.23, 16.26 Административного регламента N 285).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В заявлении о постановке ребенка на учет, как правило, указывается приоритетный детский сад (детские сады). При отсутствии свободных мест направление в него (в них) не выдается (может быть получен отказ уполномоченного органа в выдаче направления). При наличии могут быть предложены свободные места в других детских садах, в том числе не по месту проживания. При этом информация о таких местах может предоставляться по обращению родителей. Согласие о направлении ребенка в предложенный детский сад необходимо дать в установленный срок. Если место в детском саду не было предложено, а также при отказе от предложенного варианта или отсутствии согласия (отказа) изменяется желаемая дата поступления ребенка на следующий учебный год с сохранением даты постановки его на учет (п. 3.6.2 Административного регламента N 2977-р; п. п. 4.27, 4.29 - 4.32, 4.35, 4.44, 4.49 Порядка, утв. Постановлением главы Волоколамского городского округа МО от 25.07.2022 N 485; п. п. 16.16, 16.17, 16.23, 16.26 Административного регламента N 285).
Статья: Иррациональная экология: правовой аспект
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)История использования хлора для дезинфекции берет свое начало с XVIII в., в дальнейшем он стал применяться в большинстве учреждений здравоохранения мира, что существенно снизило, в частности, послеродовые осложнения, а также для дезинфекции во время европейской эпидемии холеры 1832 г., для очистки и дезинфекции водопроводной воды, для дезинфекции на пищевых предприятиях. В период Первой мировой войны его использование помогло решить проблему тяжелых инфекций у раненых солдат <12>. Конечно, хлор использовался и как боевое химическое оружие, но, может быть, косвенно многие из нас обязаны своей жизнью открытию этого вещества и применению его как эффективного антисептика и дезинфицирующего средства ("мирного атома"). В памяти поколений людей, родившихся в 1990-х годах и раньше, утренний запах хлорки в общественных местах (детских садах, школах, магазинах, поликлиниках, больницах, в других учреждениях и на предприятиях) прочно связан с чувством чистоты и безопасности.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)История использования хлора для дезинфекции берет свое начало с XVIII в., в дальнейшем он стал применяться в большинстве учреждений здравоохранения мира, что существенно снизило, в частности, послеродовые осложнения, а также для дезинфекции во время европейской эпидемии холеры 1832 г., для очистки и дезинфекции водопроводной воды, для дезинфекции на пищевых предприятиях. В период Первой мировой войны его использование помогло решить проблему тяжелых инфекций у раненых солдат <12>. Конечно, хлор использовался и как боевое химическое оружие, но, может быть, косвенно многие из нас обязаны своей жизнью открытию этого вещества и применению его как эффективного антисептика и дезинфицирующего средства ("мирного атома"). В памяти поколений людей, родившихся в 1990-х годах и раньше, утренний запах хлорки в общественных местах (детских садах, школах, магазинах, поликлиниках, больницах, в других учреждениях и на предприятиях) прочно связан с чувством чистоты и безопасности.
Статья: Построение стратегических моделей в правовом прогнозировании
(Баранча В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Рассматривая агломерации как явление правового прогнозирования, необходимо отметить, что фундаментом для него выступает Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, согласно которой выделены квалифицирующие признаки: "городская агломерация", "крупная городская агломерация", "крупнейшая городская агломерация", "опорный населенный пункт" и "сельская территория". То есть в формальном смысле правовое прогнозирование агломераций как объектов правового регулирования реализовано в рамках Закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. Однако нельзя не отметить, что имеется смысловое противопоставление агломерации опорному населенному пункту. Эти термины не используются в качестве синонимов, между ними имеется антагонизм. Действительно, дальнейшее изучение актов, формирующих стратегическую модель правового прогнозирования, позволяет утверждать со всей определенностью, что под агломерацией в данной модели понимается естественный рост урбанизированной территории, привлекательной в качестве места жизни уровнем социального и инфраструктурного комфорта. Эта привлекательность вызывает рост населения, т.е. рабочей силы, находящейся в условиях высокой конкуренции на рынке продажи квалифицированного труда, следствием чего является интенсификация экономического роста хозяйствующих субъектов, могущих позволить себе (в условиях конкуренции за рабочее место) формирование излишнего прибавочного продукта, т.е. более интенсивно формировать рост капитала, нежели в условиях отсутствия конкуренции за рабочее место. Следствием названных процессов выступает более чем активная застройка агломерируемых территорий, и в конечном счете наступает обратный эффект - падение уровня социального и коммунального комфорта, что выражается в банальном дефиците мест в детских садиках, школах, отсутствии либо значимых сложностях получения доступной медицинской помощи и иных негативных факторах <9>.
(Баранча В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Рассматривая агломерации как явление правового прогнозирования, необходимо отметить, что фундаментом для него выступает Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, согласно которой выделены квалифицирующие признаки: "городская агломерация", "крупная городская агломерация", "крупнейшая городская агломерация", "опорный населенный пункт" и "сельская территория". То есть в формальном смысле правовое прогнозирование агломераций как объектов правового регулирования реализовано в рамках Закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. Однако нельзя не отметить, что имеется смысловое противопоставление агломерации опорному населенному пункту. Эти термины не используются в качестве синонимов, между ними имеется антагонизм. Действительно, дальнейшее изучение актов, формирующих стратегическую модель правового прогнозирования, позволяет утверждать со всей определенностью, что под агломерацией в данной модели понимается естественный рост урбанизированной территории, привлекательной в качестве места жизни уровнем социального и инфраструктурного комфорта. Эта привлекательность вызывает рост населения, т.е. рабочей силы, находящейся в условиях высокой конкуренции на рынке продажи квалифицированного труда, следствием чего является интенсификация экономического роста хозяйствующих субъектов, могущих позволить себе (в условиях конкуренции за рабочее место) формирование излишнего прибавочного продукта, т.е. более интенсивно формировать рост капитала, нежели в условиях отсутствия конкуренции за рабочее место. Следствием названных процессов выступает более чем активная застройка агломерируемых территорий, и в конечном счете наступает обратный эффект - падение уровня социального и коммунального комфорта, что выражается в банальном дефиците мест в детских садиках, школах, отсутствии либо значимых сложностях получения доступной медицинской помощи и иных негативных факторах <9>.