Место установки приБора учета воды
Подборка наиболее важных документов по запросу Место установки приБора учета воды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.12.2024 N 88-34944/2024 (УИД 58RS0025-01-2023-000457-42)
Категория спора: Водоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта самовольного присоединения и пользования ответчиками системой водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.Сам факт установки А.В. в летней кухне прибора учета холодной воды, имевший место уже после выявленного факта самовольного подключения к системе водоснабжения, - 28.11.2022 года, не свидетельствует о соблюдении установленной действующим законодательством обязательной процедуры, предшествующей заключению договора водоснабжения, а следовательно не исключают факта самовольного подключения и пользования системой водоснабжения, за что обоснованно и в пределах установленного законом 6-месячного срока, предшествующего месяцу, в котором был выявлен факт самовольного подключения, была начислена плата, взысканная судом.
Категория спора: Водоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта самовольного присоединения и пользования ответчиками системой водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.Сам факт установки А.В. в летней кухне прибора учета холодной воды, имевший место уже после выявленного факта самовольного подключения к системе водоснабжения, - 28.11.2022 года, не свидетельствует о соблюдении установленной действующим законодательством обязательной процедуры, предшествующей заключению договора водоснабжения, а следовательно не исключают факта самовольного подключения и пользования системой водоснабжения, за что обоснованно и в пределах установленного законом 6-месячного срока, предшествующего месяцу, в котором был выявлен факт самовольного подключения, была начислена плата, взысканная судом.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2024 N 10АП-5340/2024 по делу N А41-80751/2022
Категория спора: Водоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждается, что ответчик уклонялся от заключения договоров холодного водоснабжения и предоставления протоколов разногласий, затягивал процесс заключения договоров, одновременно оспаривая статус истца в качестве гарантирующей организации. Доказательств оплаты задолженности ответчик не представил.
Решение: Удовлетворено.Актами проверок, представленными истцом в материалы дела, подтверждается внесение изменений в ранее существовавшую схему водоснабжения, позволяющих ответчику производить несанкционированное водопотребление через фильтры, установленные до (между) счетчиками, а также через места разбора воды перед счетчиком на указанных объектах, что в свою очередь, исключает возможность определения объема коммунального ресурса по данным этих приборов учета в спорный период (т. 1 л.д. 72 - 78, т. 3 л.д. 160 - 165).
Категория спора: Водоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждается, что ответчик уклонялся от заключения договоров холодного водоснабжения и предоставления протоколов разногласий, затягивал процесс заключения договоров, одновременно оспаривая статус истца в качестве гарантирующей организации. Доказательств оплаты задолженности ответчик не представил.
Решение: Удовлетворено.Актами проверок, представленными истцом в материалы дела, подтверждается внесение изменений в ранее существовавшую схему водоснабжения, позволяющих ответчику производить несанкционированное водопотребление через фильтры, установленные до (между) счетчиками, а также через места разбора воды перед счетчиком на указанных объектах, что в свою очередь, исключает возможность определения объема коммунального ресурса по данным этих приборов учета в спорный период (т. 1 л.д. 72 - 78, т. 3 л.д. 160 - 165).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приборы учета воды
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В зависимости от места установки приборы учета воды подразделяются на индивидуальные (квартирные) (установленные на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в индивидуальный жилой дом, в жилое или нежилое помещение здания) и коллективные (общедомовые) - установленные на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в здании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В зависимости от места установки приборы учета воды подразделяются на индивидуальные (квартирные) (установленные на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в индивидуальный жилой дом, в жилое или нежилое помещение здания) и коллективные (общедомовые) - установленные на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в здании.
Статья: Порядок установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приборы учета воды размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами. Приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и с которыми заключены договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 51 Правил коммерческого учета).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приборы учета воды размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами. Приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и с которыми заключены договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 51 Правил коммерческого учета).
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"м) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета для отбора проб воды и снятия показаний прибора учета в целях определения качества воды и объема поданной воды;
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"м) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета для отбора проб воды и снятия показаний прибора учета в целях определения качества воды и объема поданной воды;
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с подп. "г" и "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии в договоре о передаче электрической энергии должны быть указаны сведения о приборах учета электрической энергии <1>, установленных на дату заключения договора. Также определяются обязательства сторон по установке и допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, когда на момент заключения договора они не установлены или не соответствуют требованиям к ним. По общему правилу техническими условиями, составляемыми при технологическом присоединении, определяются мероприятия по установке приборов учета электроэнергии. По результатам технологического присоединения сетевой организацией среди прочего составляются акты допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии. В них указываются места установки, балансовая принадлежность, тип прибора учета, заводской номер и иные данные. В актах об осуществлении технологического присоединения схематично указываются границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационной ответственности сторон, включая информацию о приборах учета и местах их установки. Технические требования к системам и приборам учета электрической энергии среди прочего определены в Методических рекомендациях по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утвержденных Приказом Минпромторга России от 21 января 2011 г. N 57. Общие принципы предоставления доступа к интеллектуальной системе учета электрической энергии и ее функции, требования к ней, а также приборам учета электрической энергии установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)". Соответственно, за исключением случаев, указанных в подп. "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии, рассмотренное условие договора о передаче электрической энергии является также определенным и согласованным до его заключения в рамках мероприятий по технологическому присоединению. Для его определения в договоре о передаче электрической энергии достаточно указать реквизиты договора о технологическом присоединении. Это позволит идентифицировать точки поставки, в отношении которых заключается договор о передаче электрической энергии, и место исполнения обязательства соответственно. Акты допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии следует отнести к документам о технологическом присоединении, определенным в п. 2 Правил передачи электрической энергии.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с подп. "г" и "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии в договоре о передаче электрической энергии должны быть указаны сведения о приборах учета электрической энергии <1>, установленных на дату заключения договора. Также определяются обязательства сторон по установке и допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, когда на момент заключения договора они не установлены или не соответствуют требованиям к ним. По общему правилу техническими условиями, составляемыми при технологическом присоединении, определяются мероприятия по установке приборов учета электроэнергии. По результатам технологического присоединения сетевой организацией среди прочего составляются акты допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии. В них указываются места установки, балансовая принадлежность, тип прибора учета, заводской номер и иные данные. В актах об осуществлении технологического присоединения схематично указываются границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационной ответственности сторон, включая информацию о приборах учета и местах их установки. Технические требования к системам и приборам учета электрической энергии среди прочего определены в Методических рекомендациях по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утвержденных Приказом Минпромторга России от 21 января 2011 г. N 57. Общие принципы предоставления доступа к интеллектуальной системе учета электрической энергии и ее функции, требования к ней, а также приборам учета электрической энергии установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)". Соответственно, за исключением случаев, указанных в подп. "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии, рассмотренное условие договора о передаче электрической энергии является также определенным и согласованным до его заключения в рамках мероприятий по технологическому присоединению. Для его определения в договоре о передаче электрической энергии достаточно указать реквизиты договора о технологическом присоединении. Это позволит идентифицировать точки поставки, в отношении которых заключается договор о передаче электрической энергии, и место исполнения обязательства соответственно. Акты допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии следует отнести к документам о технологическом присоединении, определенным в п. 2 Правил передачи электрической энергии.
Статья: Права прописанного в квартире, но не собственника
(Васильева О., Дворовенко В., Николаенко М., Фоминых Е.)
("Жилищное право", 2024, N 12)Количество зарегистрированных лиц в квартире влияет в некоторой степени на сумму коммунальных платежей. Если в квартире не установлены приборы индивидуального учета, то потребление, например, света и воды рассчитывается по нормативам исходя из количества зарегистрированных лиц. Например, если норматив потребления холодной воды составляет 5 кубометров на человека в месяц, то для квартиры, где прописан один человек, начислят плату за 5 кубометров. Если же в квартире зарегистрировано три человека, то плата будет начислена уже за 15 кубометров.
(Васильева О., Дворовенко В., Николаенко М., Фоминых Е.)
("Жилищное право", 2024, N 12)Количество зарегистрированных лиц в квартире влияет в некоторой степени на сумму коммунальных платежей. Если в квартире не установлены приборы индивидуального учета, то потребление, например, света и воды рассчитывается по нормативам исходя из количества зарегистрированных лиц. Например, если норматив потребления холодной воды составляет 5 кубометров на человека в месяц, то для квартиры, где прописан один человек, начислят плату за 5 кубометров. Если же в квартире зарегистрировано три человека, то плата будет начислена уже за 15 кубометров.
Статья: Машино-место как объект гражданских прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
Вопрос: Об НДС при установке ресурсоснабжающей организацией общедомовых приборов учета в случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по оснащению дома такими приборами учета.
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-07-11/99243)Обязанность по оснащению домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении. Если данная обязанность собственниками помещений в МКД не исполнена, дома оснащают приборами учета ресурсоснабжающие организации, при этом общедомовые приборы учета являются общей собственностью многоквартирных домов. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу этих приборов в эксплуатацию (ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-07-11/99243)Обязанность по оснащению домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении. Если данная обязанность собственниками помещений в МКД не исполнена, дома оснащают приборами учета ресурсоснабжающие организации, при этом общедомовые приборы учета являются общей собственностью многоквартирных домов. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу этих приборов в эксплуатацию (ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Ситуация: Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом обязанность обеспечить приборами учета используемого природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом обязанность обеспечить приборами учета используемого природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
Статья: Машино-место: проблемы правового режима
(Долинская В.В., Анисимова А.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Несколько запутывает ситуацию п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 <16>, согласно которому объем потребляемых в отведенном в многоквартирном доме под машино-места помещении электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяются исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. Значит ли это, что размер всех машино-мест должен быть одинаковым или распределение расходов не учитывает возможные различия?
(Долинская В.В., Анисимова А.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Несколько запутывает ситуацию п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 <16>, согласно которому объем потребляемых в отведенном в многоквартирном доме под машино-места помещении электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяются исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. Значит ли это, что размер всех машино-мест должен быть одинаковым или распределение расходов не учитывает возможные различия?
Вопрос: В каком случае применяется повышающий коэффициент на воду (ГВС, ХВС) при расчете платы за коммунальные услуги?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при отсутствии приборов учета холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при отсутствии приборов учета холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места: