Местный бюджет это
Подборка наиболее важных документов по запросу Местный бюджет это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242.5 "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений" БК РФПри этом на главного распорядителя средств местного бюджета, в ведении которого находится должник, возложена обязанность по обеспечению своевременного доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 15. Местный бюджет
(ред. от 31.07.2025)Статья 15. Местный бюджет
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "иск о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц");
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "иск о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц");
Вопрос: О принятии, исполнении бюджетных обязательств по концессионному соглашению и применении бюджетной классификации при планировании, исполнении местного бюджета в части обязательств по этому соглашению.
(Письмо Минфина России от 29.11.2022 N 02-12-01/116516)Вопрос: О принятии, исполнении бюджетных обязательств по концессионному соглашению и применении бюджетной классификации при планировании, исполнении местного бюджета в части обязательств по этому соглашению.
(Письмо Минфина России от 29.11.2022 N 02-12-01/116516)Вопрос: О принятии, исполнении бюджетных обязательств по концессионному соглашению и применении бюджетной классификации при планировании, исполнении местного бюджета в части обязательств по этому соглашению.
Статья: Социальный интерес в финансовом праве
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В настоящее время социальный интерес в финансовом праве, по мнению автора, наиболее ярко проявляется при осуществлении социальных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом даже при реализации общего социального интереса могут возникать противоречия между уровнями власти (например, между федеральным и региональными, или региональным и муниципальными уровнями в регионе), так как понимание правильности расходования средств может отличаться на различных территориях государства, особенно это проявляется при возникновении кризисных процессов. Подтверждением этому являются различные примеры из истории, когда территории с целью осуществления социальных расходов прибегали к самым разным способам получения дополнительных доходов в противовес политике центральной власти (выпуск региональных и местных денег <20>, выпуск региональных и местных ценных бумаг, проведение региональных розыгрышей лотерей <21> и многое другое).
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В настоящее время социальный интерес в финансовом праве, по мнению автора, наиболее ярко проявляется при осуществлении социальных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом даже при реализации общего социального интереса могут возникать противоречия между уровнями власти (например, между федеральным и региональными, или региональным и муниципальными уровнями в регионе), так как понимание правильности расходования средств может отличаться на различных территориях государства, особенно это проявляется при возникновении кризисных процессов. Подтверждением этому являются различные примеры из истории, когда территории с целью осуществления социальных расходов прибегали к самым разным способам получения дополнительных доходов в противовес политике центральной власти (выпуск региональных и местных денег <20>, выпуск региональных и местных ценных бумаг, проведение региональных розыгрышей лотерей <21> и многое другое).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальное унитарное предприятие, применяющее Закон N 223-ФЗ, осуществляет закупки за счет субсидии из местного бюджета, руководствуясь этим Законом. Исключение - случай, когда в муниципальном правовом акте, который регулирует предоставление субсидии, установлено требование об использовании Закона N 44-ФЗ при проведении таких закупок (Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-12-10/28036). Полагаем, что аналогичный подход может применяться государственными унитарными предприятиями.
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальное унитарное предприятие, применяющее Закон N 223-ФЗ, осуществляет закупки за счет субсидии из местного бюджета, руководствуясь этим Законом. Исключение - случай, когда в муниципальном правовом акте, который регулирует предоставление субсидии, установлено требование об использовании Закона N 44-ФЗ при проведении таких закупок (Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-12-10/28036). Полагаем, что аналогичный подход может применяться государственными унитарными предприятиями.
Ситуация: Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальные служащие имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет дополнительно к страховой пенсии по старости или по инвалидности при определенных условиях, в частности, при наличии необходимого стажа муниципальной службы. В 2025 г. его продолжительность составляет 19,5 лет. Кроме того, актами органов местного самоуправления могут определяться дополнительные условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов. Однако при этом нельзя устанавливать зависимость стажа для целей назначения пенсии муниципальной службой исключительно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования (п. 2 ст. 5, п. п. 1, 2, 4 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 25 Закона N 25-ФЗ; Положение, утв. Постановлением администрации городского округа Электросталь МО от 07.05.2018 N 381/5; п. 42 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальные служащие имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет дополнительно к страховой пенсии по старости или по инвалидности при определенных условиях, в частности, при наличии необходимого стажа муниципальной службы. В 2025 г. его продолжительность составляет 19,5 лет. Кроме того, актами органов местного самоуправления могут определяться дополнительные условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов. Однако при этом нельзя устанавливать зависимость стажа для целей назначения пенсии муниципальной службой исключительно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования (п. 2 ст. 5, п. п. 1, 2, 4 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 25 Закона N 25-ФЗ; Положение, утв. Постановлением администрации городского округа Электросталь МО от 07.05.2018 N 381/5; п. 42 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 25.08.2023 N СД-4-3/10888 <Признание для целей налогообложения прибыли организаций расходов унитарных предприятий по перечислению в бюджет средств от сдачи имущества в аренду>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Далее из законодательных положений контролеры вывели, что полученная МУП плата от аренды муниципального недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, признается в налоговых доходах в полном объеме. Что касается "прибыльных" расходов. Допустим, унитарное предприятие признает таковыми средства, полученные от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, и отправленные им в бюджет муниципального образования. Это, по убеждению фискалов:
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Далее из законодательных положений контролеры вывели, что полученная МУП плата от аренды муниципального недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, признается в налоговых доходах в полном объеме. Что касается "прибыльных" расходов. Допустим, унитарное предприятие признает таковыми средства, полученные от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, и отправленные им в бюджет муниципального образования. Это, по убеждению фискалов:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. В ч. 10 комментируемой статьи говорится об исключении из общего правила, согласно которому публичные слушания или общественные обсуждения проводятся за счет местного бюджета. В данном случае эти расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет заинтересованное физическое или юридическое лицо.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. В ч. 10 комментируемой статьи говорится об исключении из общего правила, согласно которому публичные слушания или общественные обсуждения проводятся за счет местного бюджета. В данном случае эти расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет заинтересованное физическое или юридическое лицо.