Местное сообщество
Подборка наиболее важных документов по запросу Местное сообщество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена и оспаривание муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)Самостоятельная отмена администрацией принятого ею ранее постановления... привела к правовым последствиям, неблагоприятным для реализации обществом своих прав и законных интересов. Такая отмена не является необходимым элементом регулирования полномочий администрации. В результате этого создана угроза нарушения интересов и общества, и местного сообщества в целом, искажения должного баланса интересов сторон, нарушения принципа поддержания стабильности правовых отношений и доверия общества к закону, необеспечения гарантии конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)Самостоятельная отмена администрацией принятого ею ранее постановления... привела к правовым последствиям, неблагоприятным для реализации обществом своих прав и законных интересов. Такая отмена не является необходимым элементом регулирования полномочий администрации. В результате этого создана угроза нарушения интересов и общества, и местного сообщества в целом, искажения должного баланса интересов сторон, нарушения принципа поддержания стабильности правовых отношений и доверия общества к закону, необеспечения гарантии конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности администрации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"Указанная норма Закона N 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения НТО баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Местное сообщество как институт гражданского общества и субъект местного самоуправления: публично-правовые аспекты
(Писарев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2
(Писарев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2022)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: вести самостоятельный образ жизни и быть вовлеченным в местное сообщество, как это отражено в статье 19 Конвенции, означает осуществление свободы выбора и контроля в отношении решений, влияющих на жизнь человека, с максимальной степенью самоопределения и взаимозависимости внутри общества <19>. Статья 19 Конвенции требует, чтобы государства-участники принимали эффективные и надлежащие меры для содействия полной реализации людьми с инвалидностью их права жить в общине, при равных с другими вариантами выбора, и их полному включению и вовлечению в жизнь местного сообщества, обеспечивая людям с инвалидностью доступ к ряду услуг по поддержке на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества. Комитет далее напоминает, что люди с инвалидностью имеют право на выбор услуг <20>, и что, хотя индивидуальные вспомогательные услуги могут различаться по названию, типу или виду в зависимости от культурных, экономических и географических особенностей государства-участника, но все они должны предназначаться для содействия жизни в местном сообществе, недопущения изоляции и сегрегации от других людей и должны на практике соответствовать этим целям <21> (пункт 9.2 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: вести самостоятельный образ жизни и быть вовлеченным в местное сообщество, как это отражено в статье 19 Конвенции, означает осуществление свободы выбора и контроля в отношении решений, влияющих на жизнь человека, с максимальной степенью самоопределения и взаимозависимости внутри общества <19>. Статья 19 Конвенции требует, чтобы государства-участники принимали эффективные и надлежащие меры для содействия полной реализации людьми с инвалидностью их права жить в общине, при равных с другими вариантами выбора, и их полному включению и вовлечению в жизнь местного сообщества, обеспечивая людям с инвалидностью доступ к ряду услуг по поддержке на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества. Комитет далее напоминает, что люди с инвалидностью имеют право на выбор услуг <20>, и что, хотя индивидуальные вспомогательные услуги могут различаться по названию, типу или виду в зависимости от культурных, экономических и географических особенностей государства-участника, но все они должны предназначаться для содействия жизни в местном сообществе, недопущения изоляции и сегрегации от других людей и должны на практике соответствовать этим целям <21> (пункт 9.2 Соображений).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Для инвалидов, которые, в силу своего состояния или факторов, связанных с инвалидностью, временно потеряли или столкнулись с сокращением своих доходов, которым было отказано в устройстве на работу или которые имеют пожизненную инвалидность, программы социального обеспечения и поддержания доходов имеют особое значение <1> и позволяют им иметь достаточный уровень жизни, жить самостоятельно и быть достойным образом вовлеченными в местное сообщество <2>. Оказываемая помощь, по мере возможности, должна также охватывать членов семьи или других лиц, участвующих в уходе за инвалидом <3> (пункт 10.5 Соображения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Для инвалидов, которые, в силу своего состояния или факторов, связанных с инвалидностью, временно потеряли или столкнулись с сокращением своих доходов, которым было отказано в устройстве на работу или которые имеют пожизненную инвалидность, программы социального обеспечения и поддержания доходов имеют особое значение <1> и позволяют им иметь достаточный уровень жизни, жить самостоятельно и быть достойным образом вовлеченными в местное сообщество <2>. Оказываемая помощь, по мере возможности, должна также охватывать членов семьи или других лиц, участвующих в уходе за инвалидом <3> (пункт 10.5 Соображения).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.11.2022 N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой" было отмечено, что самостоятельная отмена органом местного самоуправления выданного им ранее разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, способна существенно затронуть интересы как его собственников, так и местного сообщества в целом. Исходя из этого абз. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может рассматриваться как предполагающий возможность самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после государственной регистрации права собственности на него. Иное допускало бы искажение должного баланса интересов сторон, действующих в условиях установленного публичным регулированием контроля за соблюдением норм и правил в градостроительной сфере, нарушало бы принцип поддержания стабильности правовых отношений и доверия граждан, в них вовлеченных, к закону, не отвечало бы требованиям обеспечения гарантий конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности органов местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.11.2022 N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой" было отмечено, что самостоятельная отмена органом местного самоуправления выданного им ранее разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, способна существенно затронуть интересы как его собственников, так и местного сообщества в целом. Исходя из этого абз. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может рассматриваться как предполагающий возможность самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после государственной регистрации права собственности на него. Иное допускало бы искажение должного баланса интересов сторон, действующих в условиях установленного публичным регулированием контроля за соблюдением норм и правил в градостроительной сфере, нарушало бы принцип поддержания стабильности правовых отношений и доверия граждан, в них вовлеченных, к закону, не отвечало бы требованиям обеспечения гарантий конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности органов местного самоуправления.
Статья: Местное сообщество: сущность понятия и роль в осуществлении местного самоуправления
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)- активно развивать корпоративную социальную ответственность, что позволит помимо демонстрации ответственного подхода повысить лояльность персонала, государства, местных сообществ;
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)- активно развивать корпоративную социальную ответственность, что позволит помимо демонстрации ответственного подхода повысить лояльность персонала, государства, местных сообществ;
Статья: Экономическая сущность управленческой отчетности по мелиоративным работам сельскохозяйственных организаций
(Уллах Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Предлагаемый классификационный признак ориентирован на повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной деятельности с соблюдением баланса интересов местных сообществ. Данный признак особенно важен для государственных программ развития сельских территорий, социально ответственного инвестирования, проектов, связанных с государственно-частным партнерством и участием местных сообществ, оценки комплексной эффективности мелиорации.
(Уллах Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Предлагаемый классификационный признак ориентирован на повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной деятельности с соблюдением баланса интересов местных сообществ. Данный признак особенно важен для государственных программ развития сельских территорий, социально ответственного инвестирования, проектов, связанных с государственно-частным партнерством и участием местных сообществ, оценки комплексной эффективности мелиорации.
Статья: Нефинансовая отчетность как информационная база анализа инвестиционной привлекательности предприятий аграрного сектора экономики
(Салахутдинова Э.Р., Уллах Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)- Социальная ответственность: инвесторы все больше ценят компании, которые демонстрируют социальную ответственность. Нефинансовая отчетность позволяет инвесторам оценить, насколько компания интегрирована в общество, какие меры она принимает для поддержки местных сообществ и какие программы социальной поддержки она предоставляет. Это важно для инвесторов, чтобы понимать приверженность предприятия этическим методам ведения бизнеса и его способность поддерживать позитивные отношения с заинтересованными сторонами.
(Салахутдинова Э.Р., Уллах Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)- Социальная ответственность: инвесторы все больше ценят компании, которые демонстрируют социальную ответственность. Нефинансовая отчетность позволяет инвесторам оценить, насколько компания интегрирована в общество, какие меры она принимает для поддержки местных сообществ и какие программы социальной поддержки она предоставляет. Это важно для инвесторов, чтобы понимать приверженность предприятия этическим методам ведения бизнеса и его способность поддерживать позитивные отношения с заинтересованными сторонами.
Статья: Индекс WIG-ESG как инструмент оценки инвестиционной привлекательности корпораций
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Социальные критерии измеряют как прямое, так и косвенное воздействие финансово-хозяйственной деятельности компании на ее заинтересованные стороны (акционеров, сотрудников, клиентов, органы государственной власти, поставщиков, профсоюзы, местные сообщества) в соответствии с определенными общечеловеческими ценностями, которые считаются универсальными: права человека, международные трудовые стандарты и т.д.
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Социальные критерии измеряют как прямое, так и косвенное воздействие финансово-хозяйственной деятельности компании на ее заинтересованные стороны (акционеров, сотрудников, клиентов, органы государственной власти, поставщиков, профсоюзы, местные сообщества) в соответствии с определенными общечеловеческими ценностями, которые считаются универсальными: права человека, международные трудовые стандарты и т.д.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Австралии муниципальными властями устанавливается специальный сбор - Development Infrastructure Levy, который взимается в рамках Плана участия в развитии территории (Development contributions plans), согласованного с правительством штата. В рамках Плана определяются ключевые услуги и инфраструктура, необходимые для поддержки местного сообщества на территории; План позволяет определить и предоставить сметы для инфраструктурных проектов на всей территории, создать структуру финансирования для реализации этих проектов, убедиться, что расходы на инфраструктуру будут справедливо распределены. Сборы поступают в городской бюджет.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Австралии муниципальными властями устанавливается специальный сбор - Development Infrastructure Levy, который взимается в рамках Плана участия в развитии территории (Development contributions plans), согласованного с правительством штата. В рамках Плана определяются ключевые услуги и инфраструктура, необходимые для поддержки местного сообщества на территории; План позволяет определить и предоставить сметы для инфраструктурных проектов на всей территории, создать структуру финансирования для реализации этих проектов, убедиться, что расходы на инфраструктуру будут справедливо распределены. Сборы поступают в городской бюджет.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Основной акцент в решении проблемы дефицита человеческих ресурсов должен быть сделан на повышении качества и уровня жизни населения, организации благоприятной среды для его развития. Для этого необходимо кардинально пересмотреть организацию и функционирование систем образования, здравоохранения, социальной помощи. Авторы настоящего исследования обращают внимание на необходимость более целенаправленного и рационального использования средств, сочетания государственных гарантий с частной инициативой. Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Оно требует дифференциации мер и конкуренции подходов. Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому требуется усиление самостоятельности региональных и особенно муниципальных властей в области социальной политики.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Основной акцент в решении проблемы дефицита человеческих ресурсов должен быть сделан на повышении качества и уровня жизни населения, организации благоприятной среды для его развития. Для этого необходимо кардинально пересмотреть организацию и функционирование систем образования, здравоохранения, социальной помощи. Авторы настоящего исследования обращают внимание на необходимость более целенаправленного и рационального использования средств, сочетания государственных гарантий с частной инициативой. Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Оно требует дифференциации мер и конкуренции подходов. Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому требуется усиление самостоятельности региональных и особенно муниципальных властей в области социальной политики.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимость исследования проблем муниципального контроля, осуществляемого органами местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения и создания благоприятной среды проживания населения, обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, он способствует выявлению и устранению, а также предупреждению нарушений обязательных требований, установленных законодательством, и в целом правопорядка. Во-вторых, посредством муниципального контроля повышается эффективность управления местными делами и конструктивность диалога местных властей с осуществляющими экономическую и иную деятельность юридическими лицами, предпринимателями и населением муниципальных образований в целом. В-третьих, муниципальный контроль нацелен на улучшение качества жизни местного сообщества, которое в нем заинтересовано и тесно сотрудничает с органами местного самоуправления, решающими повседневные насущные проблемы во всех сферах общественной жизни, включая благоустройство, градостроение, дороги и транспортное сообщение, экологию, развитие бизнеса и другие сферы, непосредственно связанные с жизнедеятельностью граждан. Именно эти обстоятельства лежат в основе современного этапа реформирования всей контрольно-надзорной деятельности государства и, в частности, муниципального контроля, который является частью единой системы публичного контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимость исследования проблем муниципального контроля, осуществляемого органами местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения и создания благоприятной среды проживания населения, обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, он способствует выявлению и устранению, а также предупреждению нарушений обязательных требований, установленных законодательством, и в целом правопорядка. Во-вторых, посредством муниципального контроля повышается эффективность управления местными делами и конструктивность диалога местных властей с осуществляющими экономическую и иную деятельность юридическими лицами, предпринимателями и населением муниципальных образований в целом. В-третьих, муниципальный контроль нацелен на улучшение качества жизни местного сообщества, которое в нем заинтересовано и тесно сотрудничает с органами местного самоуправления, решающими повседневные насущные проблемы во всех сферах общественной жизни, включая благоустройство, градостроение, дороги и транспортное сообщение, экологию, развитие бизнеса и другие сферы, непосредственно связанные с жизнедеятельностью граждан. Именно эти обстоятельства лежат в основе современного этапа реформирования всей контрольно-надзорной деятельности государства и, в частности, муниципального контроля, который является частью единой системы публичного контроля.