Места несанкционированного размещения отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Места несанкционированного размещения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение государственным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами... истец... силами подрядчика... ликвидировал четыре места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов...
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами... истец... силами подрядчика... ликвидировал четыре места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 72 "Муниципальный земельный контроль" ЗК РФ"Проверяя довод о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", суды не выяснили, по чьей вине образовалась свалка ТКО, осуществляла ли администрация Усть-Ишимского района полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в границах Усть-Ишимского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета Усть-Ишимского муниципального района Омской области от 26 ноября 2021 года N 122, совершала ли иные действия для минимизации возникновения мест несанкционированного размещения отходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)выявление мест несанкционированного размещения отходов;
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)выявление мест несанкционированного размещения отходов;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Правообладатели земельных участков должны быть освобождены от обязанности повышать плодородие сельскохозяйственных угодий. При этом следует сохранить обязанность не допускать зарастание земельных участков древесно-кустарниковой растительностью в том числе в целях обеспечения противопожарной безопасности. Допустимость изъятия земельных участков у собственников должна быть ограничена случаями возведения самовольных построек, организацией несанкционированных мест размещения отходов, нарушения правил противопожарной безопасности. Предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования должно осуществляться на срок не более трех лет с включением в договор аренды условия о расторжении такого договора при изменении градостроительного регламента территориальной зоны.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Правообладатели земельных участков должны быть освобождены от обязанности повышать плодородие сельскохозяйственных угодий. При этом следует сохранить обязанность не допускать зарастание земельных участков древесно-кустарниковой растительностью в том числе в целях обеспечения противопожарной безопасности. Допустимость изъятия земельных участков у собственников должна быть ограничена случаями возведения самовольных построек, организацией несанкционированных мест размещения отходов, нарушения правил противопожарной безопасности. Предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования должно осуществляться на срок не более трех лет с включением в договор аренды условия о расторжении такого договора при изменении градостроительного регламента территориальной зоны.
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО обязан правообладатель земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов (пп. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ; ст. 1064 ГК РФ; п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО обязан правообладатель земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов (пп. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ; ст. 1064 ГК РФ; п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ четыре контракта с одним исполнителем на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Общая сумма контрактов превысила максимально допустимую цену, предусмотренную п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ четыре контракта с одним исполнителем на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Общая сумма контрактов превысила максимально допустимую цену, предусмотренную п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)В 2019 году прокуратура Мостовского района с участием представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора провела проверку исполнения требований законодательства о безопасности обращения с отходами I и II классов опасности на территории района. В ходе проверки были обнаружены две несанкционированные свалки, доступ к которым не был ограничен. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу произвел отбор проб отходов и почв в местах несанкционированного размещения отходов. По результатам биотестирования отходы были отнесены к III классу опасности для окружающей среды, было установлено негативное изменение состояния почвы в местах несанкционированных свалок.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)В 2019 году прокуратура Мостовского района с участием представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора провела проверку исполнения требований законодательства о безопасности обращения с отходами I и II классов опасности на территории района. В ходе проверки были обнаружены две несанкционированные свалки, доступ к которым не был ограничен. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу произвел отбор проб отходов и почв в местах несанкционированного размещения отходов. По результатам биотестирования отходы были отнесены к III классу опасности для окружающей среды, было установлено негативное изменение состояния почвы в местах несанкционированных свалок.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, органы местного самоуправления не должны нести ответственность за ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования (абз. 4 п. 7 Постановления КС РФ N 27).
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, органы местного самоуправления не должны нести ответственность за ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования (абз. 4 п. 7 Постановления КС РФ N 27).
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшем при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), - по формуле, предусмотренной п. 10 Методики N 238;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшем при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), - по формуле, предусмотренной п. 10 Методики N 238;
Последние изменения: Дополнительные требования к участникам по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)предусмотрены доптребования к участникам закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (позиция 38 Приложения), работ по геологическому изучению недр (позиция 39 Приложения), работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (позиция 40 Приложения), услуг по оценке недвижимого имущества (позиция 41 Приложения).
(КонсультантПлюс, 2025)предусмотрены доптребования к участникам закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (позиция 38 Приложения), работ по геологическому изучению недр (позиция 39 Приложения), работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (позиция 40 Приложения), услуг по оценке недвижимого имущества (позиция 41 Приложения).
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Можно ожидать, что в итоге дополнительная проработка механизма реализации отдельных государственных полномочий органами МС будет способствовать сбалансированному распределению ответственности, реализации формулы "справедливого гарантированного софинансирования", упомянутой Конституционным Судом РФ при рассмотрении дела о возложении на орган МС обязательства по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов <30>.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Можно ожидать, что в итоге дополнительная проработка механизма реализации отдельных государственных полномочий органами МС будет способствовать сбалансированному распределению ответственности, реализации формулы "справедливого гарантированного софинансирования", упомянутой Конституционным Судом РФ при рассмотрении дела о возложении на орган МС обязательства по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов <30>.
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".