Меры поддержки пострадавших
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры поддержки пострадавших (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Введение моратория, помимо прочего, предусматривает установление запрета на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (пункт 1 статьи 9.1, пункт 1 статьи 63 Закона о банкротстве). При этом запрет не зависит ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 63 "Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Мораторием помимо прочего предусматривался запрет на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (пункт 2 части 1 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). При этом запрет не ставился в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кадастровый учет земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что положения п. 21.1 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости в числе перечисленных положений не применяются в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществляемых в целях оказания мер поддержки лицам, пострадавшим в результате боевых действий и (или) в связи с наступлением чрезвычайной ситуации (ч. 40 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что положения п. 21.1 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости в числе перечисленных положений не применяются в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществляемых в целях оказания мер поддержки лицам, пострадавшим в результате боевых действий и (или) в связи с наступлением чрезвычайной ситуации (ч. 40 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости).
Ситуация: Как возмещается ущерб, причиненный жилью граждан в результате наводнения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством субъектов РФ могут быть установлены меры социальной поддержки граждан, пострадавших в результате наводнения (п. 2 ст. 18 Закона N 68-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством субъектов РФ могут быть установлены меры социальной поддержки граждан, пострадавших в результате наводнения (п. 2 ст. 18 Закона N 68-ФЗ).
Нормативные акты
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 49. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 49. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 16. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 16. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья: Экологическая миграция: добровольный переезд или вынужденная мера - конституционно-правовые аспекты
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2024, N 1)Помимо этого, существует и ряд иных актуальных проблем, связанных с добровольной/вынужденной экологической миграцией. В первом случае следует говорить об отсутствии материальных средств, транспорта, возможности проживания в другом регионе из-за проблем со здоровьем (непереносимость климатических условий), способствующих развитию хронических заболеваний. Во втором случае меры поддержки, оказываемые пострадавшим от стихийных бедствий, носят временный характер и отсутствуют гарантии наступления новых природных катаклизмов. В связи с этим лицам, вынужденным покинуть места своего проживания, в большинстве случаев приходится заново обеспечивать себя условиями для проживания путем трудоустройства и поиском жилья.
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2024, N 1)Помимо этого, существует и ряд иных актуальных проблем, связанных с добровольной/вынужденной экологической миграцией. В первом случае следует говорить об отсутствии материальных средств, транспорта, возможности проживания в другом регионе из-за проблем со здоровьем (непереносимость климатических условий), способствующих развитию хронических заболеваний. Во втором случае меры поддержки, оказываемые пострадавшим от стихийных бедствий, носят временный характер и отсутствуют гарантии наступления новых природных катаклизмов. В связи с этим лицам, вынужденным покинуть места своего проживания, в большинстве случаев приходится заново обеспечивать себя условиями для проживания путем трудоустройства и поиском жилья.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. действовала еще одна мера поддержки: для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19, был установлен пониженный размер фиксированного взноса за 2020 г. - 20 318 руб. (п. 1.1 ст. 430 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2020 N 27-18/106601@). Если доход ИП превышал 300 000 руб., то кроме фиксированного платежа надо доплатить 1% с суммы превышения, но не более предельной величины взносов (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-15-05/105993). Максимальный размер страховых взносов на ОПС для таких ИП определялся по общему правилу, установленному пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ для всех остальных индивидуальных предпринимателей в 2020 г., то есть исходя из фиксированной суммы 32 448 руб. (Письма Минфина России от 19.01.2021 N 03-15-05/2387, от 19.11.2020 N 03-15-05/100955).
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. действовала еще одна мера поддержки: для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19, был установлен пониженный размер фиксированного взноса за 2020 г. - 20 318 руб. (п. 1.1 ст. 430 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2020 N 27-18/106601@). Если доход ИП превышал 300 000 руб., то кроме фиксированного платежа надо доплатить 1% с суммы превышения, но не более предельной величины взносов (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-15-05/105993). Максимальный размер страховых взносов на ОПС для таких ИП определялся по общему правилу, установленному пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ для всех остальных индивидуальных предпринимателей в 2020 г., то есть исходя из фиксированной суммы 32 448 руб. (Письма Минфина России от 19.01.2021 N 03-15-05/2387, от 19.11.2020 N 03-15-05/100955).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с распространением в 2020 г. новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для противодействия санкциям, введенным в 2022 г. против российской экономики, государством была разработана и реализована масштабная система мер по поддержке бизнеса, пострадавшего от вводимых ограничений и иных изменений условий деятельности <137>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с распространением в 2020 г. новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для противодействия санкциям, введенным в 2022 г. против российской экономики, государством была разработана и реализована масштабная система мер по поддержке бизнеса, пострадавшего от вводимых ограничений и иных изменений условий деятельности <137>.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные меры социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие радиационных воздействий, могут быть предусмотрены, в частности, региональным законодательством (ст. 26 Закона N 1244-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные меры социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие радиационных воздействий, могут быть предусмотрены, в частности, региональным законодательством (ст. 26 Закона N 1244-1).
Последние изменения: Перенос сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов Правительством РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Были расширены меры поддержки бизнеса, пострадавшего от распространения коронавируса.
(КонсультантПлюс, 2025)Были расширены меры поддержки бизнеса, пострадавшего от распространения коронавируса.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Государственная помощь должна быть адресной и адекватной для устранения сбоев в функционировании рынка. В связи с негативными последствиями пандемии COVID-19 Европейская комиссия временно разрешила государствам-членам принимать дополнительные меры государственной помощи для поддержки пострадавшего бизнеса, включая прямые гранты, налоговые льготы, субсидируемые гарантии, а также кредиты и страхование экспортных кредитов <1>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Государственная помощь должна быть адресной и адекватной для устранения сбоев в функционировании рынка. В связи с негативными последствиями пандемии COVID-19 Европейская комиссия временно разрешила государствам-членам принимать дополнительные меры государственной помощи для поддержки пострадавшего бизнеса, включая прямые гранты, налоговые льготы, субсидируемые гарантии, а также кредиты и страхование экспортных кредитов <1>.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кроме того, если учитывать, что меры государственного регулирования в основном обусловлены либо профилактикой, либо предотвращением провалов рынка, то особенно актуальны данные меры в период кризисов. Оценивая непосредственно антикризисное российское законодательство, И.И. Шувалов справедливо подчеркивает, что в условиях социально-экономического кризиса требуется принятие адресных мер поддержки наиболее пострадавших категорий физических и юридических лиц, которые содержались бы прежде всего в актах Президента РФ и Правительства РФ <1>. Однако задача выявления критериев для выделения адресатов государственной поддержки, которым действительно государство стремится помочь, обычно сводится к выделению отдельных отраслей экономики, организационно-правовых форм и т.д. Но обеспечивает ли такой подход максимально возможную адресность предоставления мер стимулирования? Представляется, что нет.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кроме того, если учитывать, что меры государственного регулирования в основном обусловлены либо профилактикой, либо предотвращением провалов рынка, то особенно актуальны данные меры в период кризисов. Оценивая непосредственно антикризисное российское законодательство, И.И. Шувалов справедливо подчеркивает, что в условиях социально-экономического кризиса требуется принятие адресных мер поддержки наиболее пострадавших категорий физических и юридических лиц, которые содержались бы прежде всего в актах Президента РФ и Правительства РФ <1>. Однако задача выявления критериев для выделения адресатов государственной поддержки, которым действительно государство стремится помочь, обычно сводится к выделению отдельных отраслей экономики, организационно-правовых форм и т.д. Но обеспечивает ли такой подход максимально возможную адресность предоставления мер стимулирования? Представляется, что нет.