Меры поддержки коронавирус Башкортостан
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры поддержки коронавирус Башкортостан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.07.2022 N Ф09-3246/22 по делу N А07-32956/2020
Требование: Об обязании направить проект дополнительного соглашения об уменьшении платы по договору аренды земельного участка.
Обстоятельства: Общество сдает в аренду помещения в торговом центре, расположенном на арендуемом участке, полагало, что имеет право на снижение арендной платы в связи со снижением доходов из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как приостановление деятельности торговых центров не означает того, что общество прекратило использование участка, на котором располагается торговый центр, падение выручки от сдачи имущества в аренду может служить основанием для мер поддержки применительно к данному имуществу, но не к земельному участку, на котором оно располагается.Оснований для дополнительного применения мер государственной поддержки, предусмотренных частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, при недоказанности наличия указанных в ней условий, судом обоснованно не усмотрено. Как верно указано судом, падение выручки от сдачи имущества в аренду может служить основанием для мер государственной поддержки применительно к данному имуществу, но не к земельному участку, на котором оно располагается. Предъявлением рассматриваемого иска общество, чей основной вид деятельности даже не был включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, преследует цель переложения на муниципальный бюджет своих издержек (предпринимательских рисков), обусловленных введенными ограничительными мероприятиями на территории Республики Башкортостан.
Требование: Об обязании направить проект дополнительного соглашения об уменьшении платы по договору аренды земельного участка.
Обстоятельства: Общество сдает в аренду помещения в торговом центре, расположенном на арендуемом участке, полагало, что имеет право на снижение арендной платы в связи со снижением доходов из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как приостановление деятельности торговых центров не означает того, что общество прекратило использование участка, на котором располагается торговый центр, падение выручки от сдачи имущества в аренду может служить основанием для мер поддержки применительно к данному имуществу, но не к земельному участку, на котором оно располагается.Оснований для дополнительного применения мер государственной поддержки, предусмотренных частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, при недоказанности наличия указанных в ней условий, судом обоснованно не усмотрено. Как верно указано судом, падение выручки от сдачи имущества в аренду может служить основанием для мер государственной поддержки применительно к данному имуществу, но не к земельному участку, на котором оно располагается. Предъявлением рассматриваемого иска общество, чей основной вид деятельности даже не был включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, преследует цель переложения на муниципальный бюджет своих издержек (предпринимательских рисков), обусловленных введенными ограничительными мероприятиями на территории Республики Башкортостан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о содействии занятости и сокращению уровня бедности инвалидов
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)С учетом социально-экономических и демографических особенностей субъекты РФ принимают нормативные правовые акты, направленные на расширение мер государственной поддержки содействия занятости инвалидов. Так, в Республике Башкортостан (РБ) согласно распоряжению Правительства РБ от 27 марта 2024 г. N 285-Р <9> реализуется проект по комплексной профессиональной подготовке лиц с инвалидностью на площадке Мультицентра социальной и трудовой интеграции Республики Башкортостан (далее - Мультицентр). В задачи Мультицентра входит профессиональная переподготовка инвалидов с учетом требований работодателей к будущим работникам, а также сопровождаемое трудоустройство, направленное на адаптацию инвалида на рабочем месте при использовании дуальной системы обучения <10>. Практический опыт обучения инвалидов в Республике Башкортостан может быть интересен не только для отдельных субъектов РФ, но и на федеральном уровне <11>.
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)С учетом социально-экономических и демографических особенностей субъекты РФ принимают нормативные правовые акты, направленные на расширение мер государственной поддержки содействия занятости инвалидов. Так, в Республике Башкортостан (РБ) согласно распоряжению Правительства РБ от 27 марта 2024 г. N 285-Р <9> реализуется проект по комплексной профессиональной подготовке лиц с инвалидностью на площадке Мультицентра социальной и трудовой интеграции Республики Башкортостан (далее - Мультицентр). В задачи Мультицентра входит профессиональная переподготовка инвалидов с учетом требований работодателей к будущим работникам, а также сопровождаемое трудоустройство, направленное на адаптацию инвалида на рабочем месте при использовании дуальной системы обучения <10>. Практический опыт обучения инвалидов в Республике Башкортостан может быть интересен не только для отдельных субъектов РФ, но и на федеральном уровне <11>.
Нормативные акты
Решение Башкортостанского УФАС России от 02.09.2020 N ТО002/06/105-2365/2020
Обстоятельства: Поступила жалоба на действия Заказчика и Муниципального казенного учреждения при осуществлении закупки "Поставка конвертов", а именно: Заказчик в регламентированный срок не разместил проект контракта.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Согласно Указу Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 N УГ-111 в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) на территории Республики Башкортостан введен режим "Повышенная готовность". Пунктом 26 Указа Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 N УГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" на органы местного самоуправления возложена обязанность по внесению изменений в местные бюджеты, предусматривающих перераспределение (резервирование) бюджетных средств, прежде всего на оказание мер по поддержке социально-эконмической сферы. В соответствии с письмом Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, которое повлекло за собой невозможность обеспечения финансирования муниципального контракта, предполагаемого к заключению по результатам проведенного электронного аукциона.
Обстоятельства: Поступила жалоба на действия Заказчика и Муниципального казенного учреждения при осуществлении закупки "Поставка конвертов", а именно: Заказчик в регламентированный срок не разместил проект контракта.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Согласно Указу Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 N УГ-111 в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) на территории Республики Башкортостан введен режим "Повышенная готовность". Пунктом 26 Указа Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 N УГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" на органы местного самоуправления возложена обязанность по внесению изменений в местные бюджеты, предусматривающих перераспределение (резервирование) бюджетных средств, прежде всего на оказание мер по поддержке социально-эконмической сферы. В соответствии с письмом Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, которое повлекло за собой невозможность обеспечения финансирования муниципального контракта, предполагаемого к заключению по результатам проведенного электронного аукциона.
Статья: Порядок использования дополнительной господдержки семьями с детьми при улучшении жилищных условий (к 10-летию реализации Закона)
(Михайлов В.К.)
("Семейное и жилищное право", 2018, N 1)Реализуя данное законоположение, правоприменители порой пренебрегают важнейшей оговоркой, связанной с порядком определения размера долей таких сособственников, и интерпретируют его по-своему. Отдельные территориальные подразделения Пенсионного фонда, призванные реализовывать указанные дополнительные меры государственной поддержки, неофициально вынуждают лиц, обратившихся с заявлением о распоряжении сертификатом, представить письменное обязательство с указанием на размер доли, подлежащей передаче детям. Так, Верховный суд Республики Башкортостан своим Определением от 12.08.2014 по делу N 33-11212/2014 признал законным решение Советского районного суда г. Уфы от 19 декабря 2013 г., обязывающее лицо, распорядившееся материнским капиталом, исполнить обязательство по оформлению приобретенной квартиры в равнодолевую собственность с супругом и детьми, поскольку обязательство было оформлено именно в такой форме.
(Михайлов В.К.)
("Семейное и жилищное право", 2018, N 1)Реализуя данное законоположение, правоприменители порой пренебрегают важнейшей оговоркой, связанной с порядком определения размера долей таких сособственников, и интерпретируют его по-своему. Отдельные территориальные подразделения Пенсионного фонда, призванные реализовывать указанные дополнительные меры государственной поддержки, неофициально вынуждают лиц, обратившихся с заявлением о распоряжении сертификатом, представить письменное обязательство с указанием на размер доли, подлежащей передаче детям. Так, Верховный суд Республики Башкортостан своим Определением от 12.08.2014 по делу N 33-11212/2014 признал законным решение Советского районного суда г. Уфы от 19 декабря 2013 г., обязывающее лицо, распорядившееся материнским капиталом, исполнить обязательство по оформлению приобретенной квартиры в равнодолевую собственность с супругом и детьми, поскольку обязательство было оформлено именно в такой форме.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Например, Закон Республики Башкортостан "Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье" позволяет обеспечить дополнительные правовые гарантии приемных родителям. Оплата их труда осуществляется по 9-му разряду ЕТС, что составляет более 3 тысяч рублей. Дополнительно выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере 4 тысяч рублей на питание, одежду и иные нужды ребенка. В Республике установлен целый ряд льгот и пособий, которых нет в других регионах страны. Так, например, уже много лет выплачиваются ежемесячные пособия семьям, имеющим четырех детей, в размере 1000 рублей, пятерых и более - 1500 рублей. На выплату данного пособия из бюджета Республики ежегодно выделяется более 120 млн. рублей. Для многодетных малоимущих семей законодательством предусмотрено бесплатное обеспечение учащихся школьной формой и бесплатное питание <54>.
(постатейный)
(Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Например, Закон Республики Башкортостан "Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье" позволяет обеспечить дополнительные правовые гарантии приемных родителям. Оплата их труда осуществляется по 9-му разряду ЕТС, что составляет более 3 тысяч рублей. Дополнительно выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере 4 тысяч рублей на питание, одежду и иные нужды ребенка. В Республике установлен целый ряд льгот и пособий, которых нет в других регионах страны. Так, например, уже много лет выплачиваются ежемесячные пособия семьям, имеющим четырех детей, в размере 1000 рублей, пятерых и более - 1500 рублей. На выплату данного пособия из бюджета Республики ежегодно выделяется более 120 млн. рублей. Для многодетных малоимущих семей законодательством предусмотрено бесплатное обеспечение учащихся школьной формой и бесплатное питание <54>.
"Комментарий к Закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
(постатейный)
(Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л.)
("Проспект", 2017)<4> См., например: Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил" // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1995. N 3 (33). Ст. 83; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1997. N 5 (59). Ст. 290; Закон Республики Северной Осетии - Алании от 5 марта 2005 г. N 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" // Северная Осетия. 2005. N 53 (24354).
(постатейный)
(Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л.)
("Проспект", 2017)<4> См., например: Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил" // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1995. N 3 (33). Ст. 83; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1997. N 5 (59). Ст. 290; Закон Республики Северной Осетии - Алании от 5 марта 2005 г. N 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" // Северная Осетия. 2005. N 53 (24354).
Статья: Правовое регулирование налогообложения семейного предпринимательства как фактор развития экономики
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Данная категория уже получила нормативное закрепление в ряде регионов Российской Федерации в целях предоставления мер региональной поддержки, например в Рязанской области <7>, Нижегородской области <8>, Владимирской области <9>, Тамбовской области <10>, Кировской области <11>, Камчатском крае <12>, Республике Башкортостан <13> и некоторых других регионах, что говорит о востребованности урегулирования данной конструкции на федеральном уровне и внесении в качестве одной из целей национального проекта по развитию предпринимательской деятельности. При этом дефиниция семейного предпринимательства в региональных нормативных актах коррелирует с дефиницией, указанной в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятия "семейное предприятие".
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Данная категория уже получила нормативное закрепление в ряде регионов Российской Федерации в целях предоставления мер региональной поддержки, например в Рязанской области <7>, Нижегородской области <8>, Владимирской области <9>, Тамбовской области <10>, Кировской области <11>, Камчатском крае <12>, Республике Башкортостан <13> и некоторых других регионах, что говорит о востребованности урегулирования данной конструкции на федеральном уровне и внесении в качестве одной из целей национального проекта по развитию предпринимательской деятельности. При этом дефиниция семейного предпринимательства в региональных нормативных актах коррелирует с дефиницией, указанной в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятия "семейное предприятие".
Статья: Об отдельных экономических и муниципальных предпосылках преодоления кризиса сельских территорий
(Баженова О.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 4)<3> Результативность мер финансовой поддержки мелких сельхозпроизводителей может быть продемонстрирована на примере Республики Калмыкия (URL: http://gov.kalmregion.ru/news/main-news/7450-9), Республики Башкортостан (Системный подход к аграрному бизнесу // URL: http://nivanews.ru) и т.д.
(Баженова О.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 4)<3> Результативность мер финансовой поддержки мелких сельхозпроизводителей может быть продемонстрирована на примере Республики Калмыкия (URL: http://gov.kalmregion.ru/news/main-news/7450-9), Республики Башкортостан (Системный подход к аграрному бизнесу // URL: http://nivanews.ru) и т.д.
Статья: Правовое регулирование денежно-кредитного механизма
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Проблемы вызывают субординированные инструменты управления денежно-кредитным механизмом. Они включаются в расчет капитала и оказывают поддержку нормативам достаточности банков, однако являются рискованными для инвесторов, поскольку при введении мер по предупреждению банкротства банка они могут конвертироваться в инструменты санации банковской системы. Применение субординированных инструментов наносит ущерб не только физическим лицам и организациям, но и публично-правовым образованиям. Например, средства АО "Региональный Фонд", единственным акционером которого является Республика Башкортостан, превратились в инструмент санации банковской системы, поскольку банком в одностороннем порядке были прекращены обязательства по договору субординированного депозита <18>.
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Проблемы вызывают субординированные инструменты управления денежно-кредитным механизмом. Они включаются в расчет капитала и оказывают поддержку нормативам достаточности банков, однако являются рискованными для инвесторов, поскольку при введении мер по предупреждению банкротства банка они могут конвертироваться в инструменты санации банковской системы. Применение субординированных инструментов наносит ущерб не только физическим лицам и организациям, но и публично-правовым образованиям. Например, средства АО "Региональный Фонд", единственным акционером которого является Республика Башкортостан, превратились в инструмент санации банковской системы, поскольку банком в одностороннем порядке были прекращены обязательства по договору субординированного депозита <18>.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидий, предоставленных региональным операторам по обращению с ТКО из бюджета Башкортостана в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Письмо ФНС России от 15.02.2021 N СД-4-3/1845@)Вопрос: В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" Правительство Республики Башкортостан утвердило порядок предоставления в 2020 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, от 04.08.2020 N 481.
(Письмо ФНС России от 15.02.2021 N СД-4-3/1845@)Вопрос: В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" Правительство Республики Башкортостан утвердило порядок предоставления в 2020 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, от 04.08.2020 N 481.
"Право граждан на лекарственное обеспечение: Монография"
(Н.В. Путило, Н.С. Волкова, Ф.В. Цомартова и др.)
(отв. ред. Н.В. Путило)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2017)<1> См.: решение Совета муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 28.10.2011 N 47-180 "О мерах по поддержке многодетных семей, семей с приемными и патронатными детьми в муниципальном районе Благовещенский район Республики Башкортостан".
(Н.В. Путило, Н.С. Волкова, Ф.В. Цомартова и др.)
(отв. ред. Н.В. Путило)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2017)<1> См.: решение Совета муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 28.10.2011 N 47-180 "О мерах по поддержке многодетных семей, семей с приемными и патронатными детьми в муниципальном районе Благовещенский район Республики Башкортостан".
Информация: Предприимчивых пенсионеров научат основам ведения бизнеса
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2025)Программа стартует 8 октября 2025 года в 20 пилотных регионах, включая Архангельскую, Владимирскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Курскую, Ленинградскую, Омскую, Псковскую, Самарскую, Саратовскую, Томскую, Тульскую области, Красноярский край, республики Алтай, Башкортостан, Карелия, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия) и Чувашскую Республику.
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2025)Программа стартует 8 октября 2025 года в 20 пилотных регионах, включая Архангельскую, Владимирскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Курскую, Ленинградскую, Омскую, Псковскую, Самарскую, Саратовскую, Томскую, Тульскую области, Красноярский край, республики Алтай, Башкортостан, Карелия, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия) и Чувашскую Республику.