Меры поддержки безработных
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры поддержки безработных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Занятые граждане" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих ведение ФИО1 определенного вида деятельности, который позволял бы отнести ее к категории занятых граждан, а также получения ответчиком дохода от данной деятельности, суд признал, что ФИО11 не может быть признана самозанятой по смыслу положений статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в связи с чем имела право на получение мер социальной поддержки безработных, в том числе по получению пособия по безработице."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иные меры поддержки безработных граждан
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иные меры поддержки безработных граждан
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство женщин, имеющих детей до трех лет, или беременных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплата пособия по безработице и иные меры поддержки
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплата пособия по безработице и иные меры поддержки
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Однако в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение субсидии, предоставляемой за счет бюджетных средств в качестве меры социальной поддержки безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях реализации их права на труд и решения вопросов занятости населения. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" и действовавшего на момент возникновения спорных отношений (7 июля 2011 г.) Положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 727-ПП, которыми возможность взыскания процентов с получателей субсидии на полное или частичное возмещение затрат по организации самозанятости безработных граждан за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Однако в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение субсидии, предоставляемой за счет бюджетных средств в качестве меры социальной поддержки безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях реализации их права на труд и решения вопросов занятости населения. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" и действовавшего на момент возникновения спорных отношений (7 июля 2011 г.) Положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 727-ПП, которыми возможность взыскания процентов с получателей субсидии на полное или частичное возмещение затрат по организации самозанятости безработных граждан за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Основанием для начала предоставления гражданину меры поддержки является признание гражданина безработным или согласование безработным гражданином изменений индивидуального плана.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Основанием для начала предоставления гражданину меры поддержки является признание гражданина безработным или согласование безработным гражданином изменений индивидуального плана.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Однако даже точное определение цели не позволяет судить об эффективности правового регулирования, пока не будут установлены его результаты. В связи с этим достаточно интересным видится наличие в законодательстве о занятости норм, которые в качестве цели устанавливают ожидаемый результат регулирования. В последние годы стратегические направления политики государства в сфере занятости определяются в правовых актах программного характера. Так, Государственная программа РФ "Содействие занятости населения" <24> долгосрочным приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости определяет создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду. Одним из ожидаемых результатов в рамках этого приоритетного направления, который назван в Госпрограмме целью, заявлено непревышение к 2030 г. значения уровня регистрируемой безработицы более 1%. Можно ли достижение этого целевого ориентира считать результатом правового регулирования отношений занятости населения? Позволяет ли он судить о его эффективности? Полагаем, что нет. Во-первых, регистрируемая безработица охватывает не всех лиц, нуждающихся в трудоустройстве, а только тех, кто в поисках работы обращается в органы занятости и признается безработным. Во-вторых, добиться уменьшения количества зарегистрированных безработных можно не только за счет качественной работы органов занятости по содействию трудоустройству или организации предпринимательской деятельности граждан, но и путем ужесточения требований к признанию безработным, низкой эффективности мер социальной поддержки безработных, что снизит мотивацию к обращению в соответствующие органы, и т.д., однако в этом вряд ли можно усмотреть положительный эффект, скорее это отрицательная эффективность. В качестве второй цели Госпрограммы "Содействие занятости населения" обозначено создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Не умаляя значение института охраны труда, отметим, что если эта цель и влияет на содействие занятости населения, то косвенно или незначительно. Других целевых ориентиров Программа не содержит.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Однако даже точное определение цели не позволяет судить об эффективности правового регулирования, пока не будут установлены его результаты. В связи с этим достаточно интересным видится наличие в законодательстве о занятости норм, которые в качестве цели устанавливают ожидаемый результат регулирования. В последние годы стратегические направления политики государства в сфере занятости определяются в правовых актах программного характера. Так, Государственная программа РФ "Содействие занятости населения" <24> долгосрочным приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости определяет создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду. Одним из ожидаемых результатов в рамках этого приоритетного направления, который назван в Госпрограмме целью, заявлено непревышение к 2030 г. значения уровня регистрируемой безработицы более 1%. Можно ли достижение этого целевого ориентира считать результатом правового регулирования отношений занятости населения? Позволяет ли он судить о его эффективности? Полагаем, что нет. Во-первых, регистрируемая безработица охватывает не всех лиц, нуждающихся в трудоустройстве, а только тех, кто в поисках работы обращается в органы занятости и признается безработным. Во-вторых, добиться уменьшения количества зарегистрированных безработных можно не только за счет качественной работы органов занятости по содействию трудоустройству или организации предпринимательской деятельности граждан, но и путем ужесточения требований к признанию безработным, низкой эффективности мер социальной поддержки безработных, что снизит мотивацию к обращению в соответствующие органы, и т.д., однако в этом вряд ли можно усмотреть положительный эффект, скорее это отрицательная эффективность. В качестве второй цели Госпрограммы "Содействие занятости населения" обозначено создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Не умаляя значение института охраны труда, отметим, что если эта цель и влияет на содействие занятости населения, то косвенно или незначительно. Других целевых ориентиров Программа не содержит.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Мерами социальной поддержки безработных граждан являются:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Мерами социальной поддержки безработных граждан являются:
Статья: К вопросу о содействии занятости и сокращению уровня бедности инвалидов
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы занятости среди трудоспособных инвалидов, анализу имеющихся мер содействия занятости для данной группы населения, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также оценивается степень их эффективности в контексте достижения поставленных целей и задач в документах стратегического планирования. Исследуются вызовы и трудности, возникающие при реализации указанных мер, предлагаются механизмы по их совершенствованию. Особое значение придается необходимости развития адресных мер поддержки безработных с учетом опыта региональных органов власти. Кроме того, отдельное внимание уделено материальному положению инвалидов и мерам, направленным на снижение уровня бедности и обеспечение достойного уровня жизни в соответствии с гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы занятости среди трудоспособных инвалидов, анализу имеющихся мер содействия занятости для данной группы населения, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также оценивается степень их эффективности в контексте достижения поставленных целей и задач в документах стратегического планирования. Исследуются вызовы и трудности, возникающие при реализации указанных мер, предлагаются механизмы по их совершенствованию. Особое значение придается необходимости развития адресных мер поддержки безработных с учетом опыта региональных органов власти. Кроме того, отдельное внимание уделено материальному положению инвалидов и мерам, направленным на снижение уровня бедности и обеспечение достойного уровня жизни в соответствии с гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Статья: Проблемы государственно-правовой защиты самозанятых в России
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Считаем, что прохождение процедуры государственной регистрации в качестве самозанятого лица должно быть признано одной из государственных мер поддержки безработных граждан, а следовательно, самозанятость должна стать одним из правовых средств борьбы с безработицей.
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Считаем, что прохождение процедуры государственной регистрации в качестве самозанятого лица должно быть признано одной из государственных мер поддержки безработных граждан, а следовательно, самозанятость должна стать одним из правовых средств борьбы с безработицей.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Назначение, формирование и применение единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" определено положениями гл. 4 Федерального закона о занятости. На указанной платформе возможно зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы, в качестве безработного и получить меры государственной поддержки по поиску работы и устройству на нее, в том числе в другой местности, по направлению на профессиональное обучение и другие меры, предусмотренные Федеральным законом о занятости. На платформе размещена информация о работодателях, испытывающих потребность в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, стремящихся найти работу, о потребности в выполнении работ и (или) оказании услуг по договорам гражданско-правового характера.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Назначение, формирование и применение единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" определено положениями гл. 4 Федерального закона о занятости. На указанной платформе возможно зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы, в качестве безработного и получить меры государственной поддержки по поиску работы и устройству на нее, в том числе в другой местности, по направлению на профессиональное обучение и другие меры, предусмотренные Федеральным законом о занятости. На платформе размещена информация о работодателях, испытывающих потребность в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, стремящихся найти работу, о потребности в выполнении работ и (или) оказании услуг по договорам гражданско-правового характера.
Статья: К вопросу о трансформации признаков безработного в новом Законе "О занятости населения в Российской Федерации"
(Корсаненкова Ю.Б., Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)С 1 января 2024 г. частично вступил в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - новый Закон), закрепляющий принцип адресности комплекса мер государственной поддержки безработных, пришедший на смену Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - старый Закон).
(Корсаненкова Ю.Б., Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)С 1 января 2024 г. частично вступил в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - новый Закон), закрепляющий принцип адресности комплекса мер государственной поддержки безработных, пришедший на смену Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - старый Закон).
Статья: Занятость, самозанятость и платформенная занятость граждан в свете законопроекта о занятости населения в Российской Федерации
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)В статье представлен анализ законопроекта N 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" в части введения новых дефиниций "занятость", "самозанятость", "платформенная занятость" и иных связанных с ними положений. Акцентируется внимание на том, что цель принятия законопроекта заключается в обеспечении занятости, социальных гарантий и мер поддержки безработных граждан. В связи с чем обосновывается вывод о том, что установленные в законопроекте понятия "самозанятость" и "платформенная занятость" не могут являться базовыми положениями, определяющими основной статус лиц, их осуществляющих. Делается вывод о тенденции к обособлению режимов деятельности граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, самозанятых лиц, формулируются предложения по совершенствованию законодательства.
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)В статье представлен анализ законопроекта N 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" в части введения новых дефиниций "занятость", "самозанятость", "платформенная занятость" и иных связанных с ними положений. Акцентируется внимание на том, что цель принятия законопроекта заключается в обеспечении занятости, социальных гарантий и мер поддержки безработных граждан. В связи с чем обосновывается вывод о том, что установленные в законопроекте понятия "самозанятость" и "платформенная занятость" не могут являться базовыми положениями, определяющими основной статус лиц, их осуществляющих. Делается вывод о тенденции к обособлению режимов деятельности граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, самозанятых лиц, формулируются предложения по совершенствованию законодательства.