Меры поддержки безработные коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры поддержки безработные коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)События марта - апреля 2020 г., связанные с эпидемией коронавируса и резким падением мировых цен на нефть, существенно усугубили и без того тяжелое социально-экономическое положение в стране, которое продолжается до сих пор. Государство вынуждено было, с одной стороны, пойти на дополнительные меры по поддержке семей с детьми, безработных, представителей малого и среднего бизнеса и т.п., а с другой - принимать непопулярные меры, направленные на ограничение прав более состоятельной категории граждан <6>.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)События марта - апреля 2020 г., связанные с эпидемией коронавируса и резким падением мировых цен на нефть, существенно усугубили и без того тяжелое социально-экономическое положение в стране, которое продолжается до сих пор. Государство вынуждено было, с одной стороны, пойти на дополнительные меры по поддержке семей с детьми, безработных, представителей малого и среднего бизнеса и т.п., а с другой - принимать непопулярные меры, направленные на ограничение прав более состоятельной категории граждан <6>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р
(ред. от 17.01.2024)
<Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года>В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15 - 19 лет продолжил расти и составил 27,5 процента, в возрастных группах 25 - 29 лет и 30 - 34 года сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.
(ред. от 17.01.2024)
<Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года>В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15 - 19 лет продолжил расти и составил 27,5 процента, в возрастных группах 25 - 29 лет и 30 - 34 года сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.
"Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике"
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот - за счет реализации антикризисных программ - увеличиваются. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот - за счет реализации антикризисных программ - увеличиваются. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.
Статья: Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Отмечается, что страны с более универсальными системами социальной поддержки при относительно низком уровне бедности и безработицы в меньшей степени склонны вводить новые меры нестраховой поддержки в отличие от стран с менее развитой системой социальной поддержки. В качестве сравнения можно рассмотреть Испанию и Италию, с одной стороны, Германию - с другой <21>.
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Отмечается, что страны с более универсальными системами социальной поддержки при относительно низком уровне бедности и безработицы в меньшей степени склонны вводить новые меры нестраховой поддержки в отличие от стран с менее развитой системой социальной поддержки. В качестве сравнения можно рассмотреть Испанию и Италию, с одной стороны, Германию - с другой <21>.
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 485 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 17.04.2020).
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 485 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 17.04.2020).
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Однако пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 лишний раз подтвердила, что трудящиеся сферы неформальной занятости в большей степени подвергаются риску потери работы и снижения доходов. Как утверждается в аналитической записке "Сфера труда и COVID-19" <1>, подготовленной при поддержке ряда структур Организации Объединенных Наций под руководством Международной организации труда (июнь 2020 г.), "работники неформального сектора экономики особенно уязвимы в связи с введением режима изоляции". По мировым оценкам, в глобальном масштабе их доходы в первый месяц кризиса снизились на 60 процентов. Авторы аналитической записки приходят к выводу: "Кризис, вызванный COVID-19, служит напоминанием о настоятельной необходимости сделать переход от неформальной к формальной экономике приоритетной областью национальной политики стран".
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Однако пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 лишний раз подтвердила, что трудящиеся сферы неформальной занятости в большей степени подвергаются риску потери работы и снижения доходов. Как утверждается в аналитической записке "Сфера труда и COVID-19" <1>, подготовленной при поддержке ряда структур Организации Объединенных Наций под руководством Международной организации труда (июнь 2020 г.), "работники неформального сектора экономики особенно уязвимы в связи с введением режима изоляции". По мировым оценкам, в глобальном масштабе их доходы в первый месяц кризиса снизились на 60 процентов. Авторы аналитической записки приходят к выводу: "Кризис, вызванный COVID-19, служит напоминанием о настоятельной необходимости сделать переход от неформальной к формальной экономике приоритетной областью национальной политики стран".
Статья: Защита от безработицы в рамках социального партнерства как один из критериев благополучия человека в сфере труда
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Как известно, экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями в условиях пандемии COVID-19. В целях поддержки бизнеса и населения Правительством РФ были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, на защиту граждан от безработицы, что получило свое отражение в различных документах.
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Как известно, экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями в условиях пандемии COVID-19. В целях поддержки бизнеса и населения Правительством РФ были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, на защиту граждан от безработицы, что получило свое отражение в различных документах.
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<34> См.: Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<34> См.: Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Основные антикризисные меры в период пандемии COVID-19 направлены на поддержание занятости и социальную поддержку населения.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Основные антикризисные меры в период пандемии COVID-19 направлены на поддержание занятости и социальную поддержку населения.
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Возможность государственной поддержки отрасли туризма и индустрии гостеприимства реализовывалась в рамках проводимой политики восстановления наиболее пострадавших отраслей от COVID-19. Меры поддержки предусматривали как прямое субсидирование и выделение дотаций сектору туризма и обслуживающим отраслям, например общественному питанию, гостиничному бизнесу, авиаперевозкам и другим, так и применение различных налоговых механизмов.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Возможность государственной поддержки отрасли туризма и индустрии гостеприимства реализовывалась в рамках проводимой политики восстановления наиболее пострадавших отраслей от COVID-19. Меры поддержки предусматривали как прямое субсидирование и выделение дотаций сектору туризма и обслуживающим отраслям, например общественному питанию, гостиничному бизнесу, авиаперевозкам и другим, так и применение различных налоговых механизмов.
Статья: Стратегии по смягчению социально-экономического воздействия COVID-19 и восстановлению сферы туризма
(Швец И.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)С момента введения карантина миллионы рабочих мест в мировой туристической сфере и сопряженных отраслях были потеряны из-за отмены туров, рейсов, мероприятий и отелей. Принимая эти меры, правительства всего мира стремились найти баланс между поддержанием своей экономики и предотвращением опасного уровня безработицы и лишений. Они пытались отреагировать на возможности общественного здравоохранения, чтобы предотвратить коллапс систем здравоохранения и массовую смерть.
(Швец И.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)С момента введения карантина миллионы рабочих мест в мировой туристической сфере и сопряженных отраслях были потеряны из-за отмены туров, рейсов, мероприятий и отелей. Принимая эти меры, правительства всего мира стремились найти баланс между поддержанием своей экономики и предотвращением опасного уровня безработицы и лишений. Они пытались отреагировать на возможности общественного здравоохранения, чтобы предотвратить коллапс систем здравоохранения и массовую смерть.