Меры по профилактике коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры по профилактике коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О противодействии коррупции""Но, исходя из пункта 2 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ, противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится профилактика коррупции в госоргане
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится профилактика коррупции в госоргане
Статья: Меры профилактики коррупции в предпринимательской сфере
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)"Конкурентное право", 2025, N 1
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)"Конкурентное право", 2025, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 6. Меры по профилактике коррупции
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 6. Меры по профилактике коррупции
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Конфликт интересов на должности председателя КСП
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Арбитры, рассматривая заявление истца, указали: из анализа ст. 3, 6 - 11 Закона N 273-ФЗ, предусматривающих меры по профилактике коррупции, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов. Анализ вышеназванных норм позволяет прийти к выводу, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Закона N 273-ФЗ.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Арбитры, рассматривая заявление истца, указали: из анализа ст. 3, 6 - 11 Закона N 273-ФЗ, предусматривающих меры по профилактике коррупции, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов. Анализ вышеназванных норм позволяет прийти к выводу, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Закона N 273-ФЗ.
Статья: Проблемы противодействия коррупции на муниципальном уровне власти
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Положительным примером могут стать такие планы и программы по противодействию коррупции, которые исходят из норм действующего законодательства, расширяют его перечнем конкретных мер, ожидаемыми результатами и финансовым обеспечением. Например, Администрация города Оренбурга при формировании плана противодействия коррупции <4> взяла за основу ст. 6 "Меры по профилактике коррупции" Федерального закона о противодействии коррупции. План имеет следующую структуру:
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Положительным примером могут стать такие планы и программы по противодействию коррупции, которые исходят из норм действующего законодательства, расширяют его перечнем конкретных мер, ожидаемыми результатами и финансовым обеспечением. Например, Администрация города Оренбурга при формировании плана противодействия коррупции <4> взяла за основу ст. 6 "Меры по профилактике коррупции" Федерального закона о противодействии коррупции. План имеет следующую структуру:
Статья: Правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровне
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Субъектами Федерации издаются законы и подзаконные нормативные правовые акты по основным направлениям антикоррупционной деятельности. Так, в Республике Дагестан в развитие федеральных норм был принят Закон от 07.04.2009 N 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" (ред. от 13.12.2023), в котором дан обширный перечень мер по профилактике коррупции в органах местного самоуправления, включающих в том числе совершенствование нормативной базы. Согласно Закону органы местного самоуправления Республики Дагестан и их должностные лица должны информировать уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений о принимаемых антикоррупционных мерах. С целью профилактики коррупции в Законе зафиксированы следующие задачи: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; рассмотрение в органах местного самоуправления результатов вступивших в законную силу судебных решений один раз в квартал [6, с. 54]; устранение причин коррупции; создание условий, снижающих возникновение коррупционных рисков; привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции; формирование негативного отношения к коррупции; повышение выгоды от законных действий и т.д.
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Субъектами Федерации издаются законы и подзаконные нормативные правовые акты по основным направлениям антикоррупционной деятельности. Так, в Республике Дагестан в развитие федеральных норм был принят Закон от 07.04.2009 N 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" (ред. от 13.12.2023), в котором дан обширный перечень мер по профилактике коррупции в органах местного самоуправления, включающих в том числе совершенствование нормативной базы. Согласно Закону органы местного самоуправления Республики Дагестан и их должностные лица должны информировать уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений о принимаемых антикоррупционных мерах. С целью профилактики коррупции в Законе зафиксированы следующие задачи: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; рассмотрение в органах местного самоуправления результатов вступивших в законную силу судебных решений один раз в квартал [6, с. 54]; устранение причин коррупции; создание условий, снижающих возникновение коррупционных рисков; привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции; формирование негативного отношения к коррупции; повышение выгоды от законных действий и т.д.
Статья: Антикоррупционная оговорка в государственном контракте как средство профилактики коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд военных организаций
(Иванов Р.В., Трубицына В.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Вместе с иными мерами профилактики коррупции (формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционная экспертиза документации о закупке и др.) антикоррупционная оговорка может стать эффективным гражданско-правовым средством предупреждения коррупции в сфере закупочной деятельности в интересах обороны страны и военной безопасности государства. Антикоррупционная оговорка призвана помочь сторонам государственных контрактов устанавливать и поддерживать доверие в отношениях и не допускать негативного воздействия коррупции на контрактные отношения.
(Иванов Р.В., Трубицына В.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Вместе с иными мерами профилактики коррупции (формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционная экспертиза документации о закупке и др.) антикоррупционная оговорка может стать эффективным гражданско-правовым средством предупреждения коррупции в сфере закупочной деятельности в интересах обороны страны и военной безопасности государства. Антикоррупционная оговорка призвана помочь сторонам государственных контрактов устанавливать и поддерживать доверие в отношениях и не допускать негативного воздействия коррупции на контрактные отношения.
Статья: Анализ коррупционных рисков в Республике Казахстан: антикоррупционная технология предупреждения и пресечения
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В правовой литературе подмечается, что "данной антикоррупционной технологии не нашлось места ни в ст. 6 "Меры по профилактике коррупции", ни по всему тексту Федерального закона о противодействии коррупции" <1>. Между тем оценка коррупционных рисков как внутренняя технология предупреждения коррупционных проявлений в органах публичной власти и организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности имеет детальное методическое сопровождение, которое разрабатывалось эволюционно с учетом поручений Президента Российской Федерации.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В правовой литературе подмечается, что "данной антикоррупционной технологии не нашлось места ни в ст. 6 "Меры по профилактике коррупции", ни по всему тексту Федерального закона о противодействии коррупции" <1>. Между тем оценка коррупционных рисков как внутренняя технология предупреждения коррупционных проявлений в органах публичной власти и организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности имеет детальное методическое сопровождение, которое разрабатывалось эволюционно с учетом поручений Президента Российской Федерации.
Статья: Противодействие коррупции в организациях: неопределенность закона в вопросе необходимого и достаточного набора профилактических мер и лучшие антикоррупционные практики российских компаний
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
Статья: Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)В заключение отметим, что добросовестная реализация приведенных мер профилактики коррупции в значительной степени позволит минимизировать риски совершения коррупционных правонарушений в организации.
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)В заключение отметим, что добросовестная реализация приведенных мер профилактики коррупции в значительной степени позволит минимизировать риски совершения коррупционных правонарушений в организации.
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Заключение. Исходя из практики вовлечения граждан в разработку и реализацию проектов по благоустройству общественных пространств, которая сложилась в период действия федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2018 - 2024 гг., можно утверждать, что проектный показатель по увеличению доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, и механизм его реализации посредством голосования на онлайн-платформе нуждаются в серьезной доработке и корректировке с учетом рисков, возникающих в случае формального отношения к мероприятиям по вовлечению граждан в решение вопросов благоустройства территорий. По аналогии с антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов как мерой профилактики коррупции, которая проводится в целях выявления, содержащихся в них коррупциогенных факторов и последующего их устранения, точно так же нужна экспертиза нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы общественного участия, чтобы не допустить подмены понятий между реальным, то есть осознанным и содержательным, участием граждан в обсуждении и решении вопросов развития городской среды и имитацией данного участия в виде формальных механических кликов на цифровой платформе за уже отобранные территории и дизайн-проекты.
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Заключение. Исходя из практики вовлечения граждан в разработку и реализацию проектов по благоустройству общественных пространств, которая сложилась в период действия федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2018 - 2024 гг., можно утверждать, что проектный показатель по увеличению доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, и механизм его реализации посредством голосования на онлайн-платформе нуждаются в серьезной доработке и корректировке с учетом рисков, возникающих в случае формального отношения к мероприятиям по вовлечению граждан в решение вопросов благоустройства территорий. По аналогии с антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов как мерой профилактики коррупции, которая проводится в целях выявления, содержащихся в них коррупциогенных факторов и последующего их устранения, точно так же нужна экспертиза нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы общественного участия, чтобы не допустить подмены понятий между реальным, то есть осознанным и содержательным, участием граждан в обсуждении и решении вопросов развития городской среды и имитацией данного участия в виде формальных механических кликов на цифровой платформе за уже отобранные территории и дизайн-проекты.
Статья: Представление недостоверных сведений о доходах - основание для увольнения госслужащего
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Наступление дисциплинарной ответственности за правонарушения коррупционного характера является важнейшей составляющей государственной политики в области борьбы с коррупцией. Увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия - одна из основных мер профилактики и предотвращения коррупции, что обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Наступление дисциплинарной ответственности за правонарушения коррупционного характера является важнейшей составляющей государственной политики в области борьбы с коррупцией. Увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия - одна из основных мер профилактики и предотвращения коррупции, что обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<18> Богунова А.А. Уведомления о фактах обращения к военнослужащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений как одна из мер профилактики коррупции // Военное право. 2018. N 5 (51). С. 109 - 111.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<18> Богунова А.А. Уведомления о фактах обращения к военнослужащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений как одна из мер профилактики коррупции // Военное право. 2018. N 5 (51). С. 109 - 111.