Меры по предупреждению банкротства
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры по предупреждению банкротства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Уставный капитал банка и страховой компании
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе принятие мер по предупреждению банкротства, равно как и вынесение предписаний Банком России, не является достаточным основанием для взыскания убытков... Требуется, чтобы неразумные и/или недобросовестные действия (бездействие) лиц, контролировавших кредитную организацию, привели к тому, чтобы меры по проведению санации не достигли положительного эффекта и выхода кредитной организации из кризиса, а понесенные Банком России расходы не были компенсированы.
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе принятие мер по предупреждению банкротства, равно как и вынесение предписаний Банком России, не является достаточным основанием для взыскания убытков... Требуется, чтобы неразумные и/или недобросовестные действия (бездействие) лиц, контролировавших кредитную организацию, привели к тому, чтобы меры по проведению санации не достигли положительного эффекта и выхода кредитной организации из кризиса, а понесенные Банком России расходы не были компенсированы.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Ответственность руководителя филиала юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)...руководитель филиала кредитной организации не может быть признан контролирующим лицом, так как... он не контролирует деятельность кредитной организации в целом, положение руководителя филиала отличается от положения руководителя кредитной организации, члена совета директоров или участника; деятельность руководителя филиала, его компетенция распространяется исключительно на подчиненный ему филиал, в связи с чем возложение на руководителя филиала в полном объеме ответственности за доведение кредитной организации до банкротства либо за непринятие мер по предупреждению банкротства, которые он в принципе и не должен был предпринимать, противоречило бы сущности гражданско-правовой ответственности как ответственности за нарушение и распространяло бы ответственность на лиц, которые, в принципе, не совершали никаких нарушений.
(КонсультантПлюс, 2025)...руководитель филиала кредитной организации не может быть признан контролирующим лицом, так как... он не контролирует деятельность кредитной организации в целом, положение руководителя филиала отличается от положения руководителя кредитной организации, члена совета директоров или участника; деятельность руководителя филиала, его компетенция распространяется исключительно на подчиненный ему филиал, в связи с чем возложение на руководителя филиала в полном объеме ответственности за доведение кредитной организации до банкротства либо за непринятие мер по предупреждению банкротства, которые он в принципе и не должен был предпринимать, противоречило бы сущности гражданско-правовой ответственности как ответственности за нарушение и распространяло бы ответственность на лиц, которые, в принципе, не совершали никаких нарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры по предупреждению банкротства и санация
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 1)"Юридический справочник руководителя", 2025, N 1
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 1)"Юридический справочник руководителя", 2025, N 1
Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)суммы прекращенных обязательств по договорам субординированного кредита при осуществлении в отношении банка мер по предупреждению банкротства. Они не учитываются при определении налоговой базы с 1 июля 2017 г.;
(КонсультантПлюс, 2025)суммы прекращенных обязательств по договорам субординированного кредита при осуществлении в отношении банка мер по предупреждению банкротства. Они не учитываются при определении налоговой базы с 1 июля 2017 г.;
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 30. Меры по предупреждению банкротства организаций
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 30. Меры по предупреждению банкротства организаций
Готовое решение: Как проверить независимую гарантию в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: пока реализуется план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, из перечня он не исключается, если Совет директоров Банка России решил гарантировать непрерывность его деятельности. При этом такой банк не может обеспечивать гарантийные обязательства (ч. 1.3, 1.4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: пока реализуется план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, из перечня он не исключается, если Совет директоров Банка России решил гарантировать непрерывность его деятельности. При этом такой банк не может обеспечивать гарантийные обязательства (ч. 1.3, 1.4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)в банке из перечня, отвечающем спецтребованиям Правительства РФ (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Учтите: пока реализуется план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, из перечня он не исключается, если Совет директоров Банка России решил гарантировать непрерывность его деятельности. При этом такой банк не может обеспечивать гарантийные обязательства (ч. 1.3, 1.4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)в банке из перечня, отвечающем спецтребованиям Правительства РФ (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Учтите: пока реализуется план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, из перечня он не исключается, если Совет директоров Банка России решил гарантировать непрерывность его деятельности. При этом такой банк не может обеспечивать гарантийные обязательства (ч. 1.3, 1.4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Мерами предупреждения банкротства финансовых организаций являются: а) оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами (санация); б) изменение структуры активов и пассивов финансовой организации, например продажа неэффективных активов (ст. 183.3 Закона о банкротстве); в) увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала); г) реорганизация финансовой организации, как правило, посредством слияния или присоединения; д) иные не запрещенные законодательством меры, например изменение ее организационной структуры (сокращение численности работников, прекращение деятельности структурных подразделений и тому подобное - ст. 183.4 Закона о банкротстве).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Мерами предупреждения банкротства финансовых организаций являются: а) оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами (санация); б) изменение структуры активов и пассивов финансовой организации, например продажа неэффективных активов (ст. 183.3 Закона о банкротстве); в) увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала); г) реорганизация финансовой организации, как правило, посредством слияния или присоединения; д) иные не запрещенные законодательством меры, например изменение ее организационной структуры (сокращение численности работников, прекращение деятельности структурных подразделений и тому подобное - ст. 183.4 Закона о банкротстве).
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заявки на участие в закупке и исполнение контракта также могут быть обеспечены независимой гарантией банка, в отношении которого Совет директоров Банка России принял решение о гарантировании непрерывности его деятельности независимо от соответствия (несоответствия) такого банка установленным требованиям. Это правило действует в период реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, если банк был включен в перечень на дату утверждения указанного плана (ч. 1.3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Заявки на участие в закупке и исполнение контракта также могут быть обеспечены независимой гарантией банка, в отношении которого Совет директоров Банка России принял решение о гарантировании непрерывности его деятельности независимо от соответствия (несоответствия) такого банка установленным требованиям. Это правило действует в период реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, если банк был включен в перечень на дату утверждения указанного плана (ч. 1.3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен со 2 марта 2018 г. Федеральным законом от 19 февраля 2018 г. N 26-ФЗ, принятым в части установления возможности МФЦ осуществлять прием денежных средств от заявителей. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта говорилось об "иных" платежах в случаях, предусмотренных федеральными законами. Уточнение о том, что речь идет об "иных" платежах именно в бюджеты бюджетной системы РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, включено с 8 июня 2018 г. Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ <218>, проект которого разрабатывался по вопросу введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства (санации) страховой организации;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен со 2 марта 2018 г. Федеральным законом от 19 февраля 2018 г. N 26-ФЗ, принятым в части установления возможности МФЦ осуществлять прием денежных средств от заявителей. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта говорилось об "иных" платежах в случаях, предусмотренных федеральными законами. Уточнение о том, что речь идет об "иных" платежах именно в бюджеты бюджетной системы РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, включено с 8 июня 2018 г. Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ <218>, проект которого разрабатывался по вопросу введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства (санации) страховой организации;
Статья: Реабилитационный механизм на стадии предупреждения и восстановительной стадии процесса несостоятельности (банкротства) юридического лица: отличительные особенности
(Гаевский С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)Многоуровневость характера правовых средств реабилитационной направленности возможно описать, в частности, исходя из методов регулирования, в соответствии с которыми выделяют правовые средства, основанные на централизованных (дозволения, запреты, позитивные обязывания), например, п. 2 ст. 30 Закона N 127-ФЗ, обязывающий учредителей (участников) должника, собственника имущества должника унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций и децентрализованных (хозяйственные договоры, односторонний отказ, акцепт и т.д.) началах, например, отказ от исполнения сделок должника (ст. 102 Закона N 127-ФЗ); соглашения о мерах, направленных на восстановление платежеспособности должника (п. 3 ст. 30 Закона N 127-ФЗ) и т.д.
(Гаевский С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)Многоуровневость характера правовых средств реабилитационной направленности возможно описать, в частности, исходя из методов регулирования, в соответствии с которыми выделяют правовые средства, основанные на централизованных (дозволения, запреты, позитивные обязывания), например, п. 2 ст. 30 Закона N 127-ФЗ, обязывающий учредителей (участников) должника, собственника имущества должника унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций и децентрализованных (хозяйственные договоры, односторонний отказ, акцепт и т.д.) началах, например, отказ от исполнения сделок должника (ст. 102 Закона N 127-ФЗ); соглашения о мерах, направленных на восстановление платежеспособности должника (п. 3 ст. 30 Закона N 127-ФЗ) и т.д.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В результате государство оказывается не "внешним", а "внутренним" участником процесса несостоятельности (банкротства), выступая в роли кредитора или должника (понятно, что чаще всего кредитором или должником оказывается не само государство, а юридические лица, учредителем или участником которых является публично-правовое образование). Закон о банкротстве косвенно возлагает и на государство обязанность принятия мер предупреждения банкротства государственных юридических лиц (часть 2 статьи 30 указанного Закона). Хотя определение соответствующих мер в Законе не дается, в статье 31 Закона о банкротстве называется лишь одна из них (санация), выражающаяся в предоставлении финансовой помощи должнику. Из этого можно сделать вывод, что целью таких мер является восстановление платежеспособности должника и минимизация рисков банкротства <221>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В результате государство оказывается не "внешним", а "внутренним" участником процесса несостоятельности (банкротства), выступая в роли кредитора или должника (понятно, что чаще всего кредитором или должником оказывается не само государство, а юридические лица, учредителем или участником которых является публично-правовое образование). Закон о банкротстве косвенно возлагает и на государство обязанность принятия мер предупреждения банкротства государственных юридических лиц (часть 2 статьи 30 указанного Закона). Хотя определение соответствующих мер в Законе не дается, в статье 31 Закона о банкротстве называется лишь одна из них (санация), выражающаяся в предоставлении финансовой помощи должнику. Из этого можно сделать вывод, что целью таких мер является восстановление платежеспособности должника и минимизация рисков банкротства <221>.