Мероприятия валютного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия валютного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" КоАП РФ"Следовательно, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом телеологического толкования, положения части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 и части 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации в их нормативном единстве предполагают, что части 5 статьи 4.4 данного Кодекса должна придаваться обратная сила не только в случае вынесения нескольких постановлений о назначении штрафов в твердом размере (либо в кратном размере, но с ограничением максимального размера), но и в случае, когда штраф определяется в размере, кратном сумме всех незаконных валютных операций, выявленных по итогам одного контрольного мероприятия, без ограничения максимального размера. В последнем случае также должен учитываться положительный эффект нового регулирования, исключающего неоднократность привлечения к юридической ответственности."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14 "Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Материалы дела свидетельствуют о выявлении инспекцией в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ООО "ОРКО" на предмет соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций фактов нарушения требований части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ. Соответствующие нарушения выразились в неоднократном осуществлении расчетов по валютным операциям с нерезидентом в форме передачи последнему наличных денежных средств в счет платежей по трудовому договору по различным календарным периодам и на основании отдельных расходных кассовых ордеров. По каждому факту осуществленных обществом наличных платежей (расчетов) в пользу нерезидента, подтвержденных отдельными расходными кассовыми ордерами, в отношении ООО "ОРКО" составлен отдельный протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Каждый из выявленных налоговым органом фактов нарушения требований статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ представляет собой самостоятельное с точки зрения события и состава административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, состоящее в нарушении требований валютного законодательства о способах осуществления валютных операций."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечено в Письме ФНС России от 11 января 2021 г. N ВД-4-17/10@ "О направлении разъяснений" <231>, данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями; в частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.; таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных комментируемым Законом случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечено в Письме ФНС России от 11 января 2021 г. N ВД-4-17/10@ "О направлении разъяснений" <231>, данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями; в частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.; таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных комментируемым Законом случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.
Статья: Иногда за одно валютное нарушение могут наказать и должностное лицо, и организацию
("Главная книга", 2023, N 20)В связи с этим ФНС напомнила инспекциям, что в ходе мероприятий валютного контроля они должны установить:
("Главная книга", 2023, N 20)В связи с этим ФНС напомнила инспекциям, что в ходе мероприятий валютного контроля они должны установить:
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Административный орган в ходе проведения мероприятий валютного контроля выявил факт поступления от компании денежных средств в рублях Российской Федерации на указанный счет общества в иностранном банке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Административный орган в ходе проведения мероприятий валютного контроля выявил факт поступления от компании денежных средств в рублях Российской Федерации на указанный счет общества в иностранном банке.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Соответственно, при буквальном толковании новых положений статьи 4.4 КоАП РФ следует признать, что они распространяются и на случаи выявления административных правонарушений при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления валютного или таможенного контроля.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Соответственно, при буквальном толковании новых положений статьи 4.4 КоАП РФ следует признать, что они распространяются и на случаи выявления административных правонарушений при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления валютного или таможенного контроля.
Статья: Банк России как орган публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Наиболее ярким примером функционального взаимодействия Банка России с отдельными органами, входящими в единую систему публичной власти, служит осуществление валютного контроля, поскольку он носит комплексный характер и требует привлечение субъектов, наделенных властными полномочиями в обеспечении контроля в различных общественных отношениях. Пункт 6 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <14> прямо указывает на взаимодействие между Правительством РФ и органами валютного контроля с Центральным банком РФ, также всесторонний валютный контроль при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и своевременным поступлением товаров либо денежных средств на территорию страны, невозможен без сотрудничества и обмена информацией и документами между Банком России и Федеральной таможенной службой. Кроме того, при осуществлении контрольных мероприятий органами и агентами валютного контроля в случае выявления нарушений требований действующего законодательства, не относящихся к компетенции такого органа, последний обязан проинформировать орган, к чьей компетенции относятся подобные нарушения.
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Наиболее ярким примером функционального взаимодействия Банка России с отдельными органами, входящими в единую систему публичной власти, служит осуществление валютного контроля, поскольку он носит комплексный характер и требует привлечение субъектов, наделенных властными полномочиями в обеспечении контроля в различных общественных отношениях. Пункт 6 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <14> прямо указывает на взаимодействие между Правительством РФ и органами валютного контроля с Центральным банком РФ, также всесторонний валютный контроль при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и своевременным поступлением товаров либо денежных средств на территорию страны, невозможен без сотрудничества и обмена информацией и документами между Банком России и Федеральной таможенной службой. Кроме того, при осуществлении контрольных мероприятий органами и агентами валютного контроля в случае выявления нарушений требований действующего законодательства, не относящихся к компетенции такого органа, последний обязан проинформировать орган, к чьей компетенции относятся подобные нарушения.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Позиция по основным вопросам работы платформы "Знай своего клиента" была доведена до банковского сообщества в ходе обучающих мероприятий, проведенных Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с кредитными организациями в период с 9 по 21 июня 2022 года. Дополнительно кредитным организациям и банковским ассоциациям направлялись адресные разъяснения по рассматриваемым в обращении вопросам, в частности письма от 30.09.2022 N 12-4-2/8692 <454> и N 12-4-2/8693 <455>, от 23.03.2023 N 12-4-2/2034, от 19.04.2023 N 12-4-2/2856, от 22.05.2023 N 12-4-2/3864, от 23.05.2023 N 12-4-2/3893, от 30.05.2023 N 12-4-2/4071.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Позиция по основным вопросам работы платформы "Знай своего клиента" была доведена до банковского сообщества в ходе обучающих мероприятий, проведенных Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с кредитными организациями в период с 9 по 21 июня 2022 года. Дополнительно кредитным организациям и банковским ассоциациям направлялись адресные разъяснения по рассматриваемым в обращении вопросам, в частности письма от 30.09.2022 N 12-4-2/8692 <454> и N 12-4-2/8693 <455>, от 23.03.2023 N 12-4-2/2034, от 19.04.2023 N 12-4-2/2856, от 22.05.2023 N 12-4-2/3864, от 23.05.2023 N 12-4-2/3893, от 30.05.2023 N 12-4-2/4071.
Статья: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации: анализ судебной практики
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Из таблицы 1 видно, что за последние четыре года количество проверочных мероприятий в области валютного контроля со стороны таможенных органов сокращается. Резкое сокращение наблюдается в 2020 году в сравнении с 2019 годом, поскольку за 2019 год таможенные органы смогли развить интеллектуальный анализ данных и интегрировать систему межведомственного электронного взаимодействия ФТС России и уполномоченных банков. Иными словами, сокращение проводимого валютного контроля при перемещении товаров связано с его частичной автоматизацией на этапе форматно-логического контроля деклараций, когда система управления рисками в автоматическом режиме проверяет сведения о зарегистрированных внешнеторговых контрактах в электронной системе уполномоченных банков.
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Из таблицы 1 видно, что за последние четыре года количество проверочных мероприятий в области валютного контроля со стороны таможенных органов сокращается. Резкое сокращение наблюдается в 2020 году в сравнении с 2019 годом, поскольку за 2019 год таможенные органы смогли развить интеллектуальный анализ данных и интегрировать систему межведомственного электронного взаимодействия ФТС России и уполномоченных банков. Иными словами, сокращение проводимого валютного контроля при перемещении товаров связано с его частичной автоматизацией на этапе форматно-логического контроля деклараций, когда система управления рисками в автоматическом режиме проверяет сведения о зарегистрированных внешнеторговых контрактах в электронной системе уполномоченных банков.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;