Мероприятия по управлению профессиональными рисками
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия по управлению профессиональными рисками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5.27.1 "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации" КоАП РФ"Довод жалобы о том, что на предприятии разработана и функционирует система управления охраны труда, проведены мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, не исключает административную ответственность АО "КПАТ" по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не опровергает установленный факт нарушения по обеспечению создания и функционирования системы управления охраной труда, предусмотренной законодательством."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как работодателю организовать охрану труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как выстроить управление профессиональными рисками
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как выстроить управление профессиональными рисками
Типовая ситуация: Охрана труда: основные документы и обязанности работодателя и работника
(Издательство "Главная книга", 2025)Профессиональные риски - вероятность причинения вреда жизни или здоровью во время работы. Управление профессиональными рисками - выявление опасностей, оценка и снижение уровня рисков (ст. 209 ТК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Профессиональные риски - вероятность причинения вреда жизни или здоровью во время работы. Управление профессиональными рисками - выявление опасностей, оценка и снижение уровня рисков (ст. 209 ТК РФ).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
(ред. от 29.09.2025)Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926
"Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков"VI. Рекомендации по разработке и реализации мер управления
"Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков"VI. Рекомендации по разработке и реализации мер управления
Готовое решение: Как оценить уровень профессиональных рисков в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Оценка уровня профессиональных рисков входит в число мероприятий по управлению ими. Такие мероприятия должна проводить каждая организация. Это следует из ч. 14 ст. 209, ч. 2 ст. 217, ч. 1 ст. 218 ТК РФ. Вы можете сделать это сами или привлечь к оценке независимую организацию с необходимой компетенцией (п. 24 Примерного положения).
(КонсультантПлюс, 2025)Оценка уровня профессиональных рисков входит в число мероприятий по управлению ими. Такие мероприятия должна проводить каждая организация. Это следует из ч. 14 ст. 209, ч. 2 ст. 217, ч. 1 ст. 218 ТК РФ. Вы можете сделать это сами или привлечь к оценке независимую организацию с необходимой компетенцией (п. 24 Примерного положения).
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)3. Проблемы с идентификацией профессиональных рисков на государственной службе подчеркивают необходимость внедрения системных мероприятий по управлению профессиональными рисками, учитывающих специфику деятельности государственных служащих и обеспечивающих всестороннюю оценку рисков на рабочих местах.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)3. Проблемы с идентификацией профессиональных рисков на государственной службе подчеркивают необходимость внедрения системных мероприятий по управлению профессиональными рисками, учитывающих специфику деятельности государственных служащих и обеспечивающих всестороннюю оценку рисков на рабочих местах.
Готовое решение: Как составить положение о системе управления охраной труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, которые требуют принятия специальных мер (п. 17 Примерного положения о СУОТ). Вместе с тем учтите, что при обеспечении функционирования СУОТ вы должны проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах (ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, которые требуют принятия специальных мер (п. 17 Примерного положения о СУОТ). Вместе с тем учтите, что при обеспечении функционирования СУОТ вы должны проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах (ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Необходимо иметь в виду, что обязанность проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками возлагается на каждого работодателя вне зависимости от организационно-правовой формы, численного состава работников, вида осуществляемой деятельности и иных особенностей (это следует из формулировок ст. ст. 209, 217, 218 ТК).
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Необходимо иметь в виду, что обязанность проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками возлагается на каждого работодателя вне зависимости от организационно-правовой формы, численного состава работников, вида осуществляемой деятельности и иных особенностей (это следует из формулировок ст. ст. 209, 217, 218 ТК).
Статья: Совершенствование механизмов государственного регулирования охраны труда в сельском хозяйстве
(Глеба О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)Важным нововведением следует назвать закрепление прямой обязанности работодателя организовывать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ). Основная цель, которую преследовал законодатель, вводя такое требование, - максимально снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь. Однако следует заметить, что данная мера не является новой, а необходимость реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками закреплена в Типовом положении о системе управления охраной труда (п. 33 - 39) <10>. Но, как показала статистика Роструда, большинство работодателей это требование не исполняли, что регулярно подтверждалось результатами проверок государственными инспекциями труда <11>. Думается, изменения трудового законодательства, закрепляющие обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками и дающие четкое представление о том, что такое опасности и профессиональные риски, как их нужно выявлять (ст. 209, 218 ТК РФ), должны помочь работодателям усовершенствовать систему управления охраной труда. В действующем законодательстве отсутствуют обязательные методики по управлению рисками, т.е. каждый руководитель может самостоятельно разработать план мероприятий, опираясь на рекомендуемые национальные стандарты. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, представляется крайне важным. В настоящее время Минтруд РФ утвердил Рекомендации по выбору метода оценки профессиональных рисков <12>, а также разработал проект Приказа "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", где работодателю рекомендуется исходя из специфики своей деятельности сформировать классификатор опасностей путем их группировки по тем или иным признакам, например по значимости выявленной опасности. Кроме прочего, в проекте приведены следующие рекомендации: по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей на рабочих местах; по нахождению и распознаванию опасностей на основе анализа государственных нормативных требований охраны труда, а также на основе обследования рабочих мест путем их обхода и осмотра; по описанию опасностей.
(Глеба О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)Важным нововведением следует назвать закрепление прямой обязанности работодателя организовывать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ). Основная цель, которую преследовал законодатель, вводя такое требование, - максимально снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь. Однако следует заметить, что данная мера не является новой, а необходимость реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками закреплена в Типовом положении о системе управления охраной труда (п. 33 - 39) <10>. Но, как показала статистика Роструда, большинство работодателей это требование не исполняли, что регулярно подтверждалось результатами проверок государственными инспекциями труда <11>. Думается, изменения трудового законодательства, закрепляющие обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками и дающие четкое представление о том, что такое опасности и профессиональные риски, как их нужно выявлять (ст. 209, 218 ТК РФ), должны помочь работодателям усовершенствовать систему управления охраной труда. В действующем законодательстве отсутствуют обязательные методики по управлению рисками, т.е. каждый руководитель может самостоятельно разработать план мероприятий, опираясь на рекомендуемые национальные стандарты. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, представляется крайне важным. В настоящее время Минтруд РФ утвердил Рекомендации по выбору метода оценки профессиональных рисков <12>, а также разработал проект Приказа "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", где работодателю рекомендуется исходя из специфики своей деятельности сформировать классификатор опасностей путем их группировки по тем или иным признакам, например по значимости выявленной опасности. Кроме прочего, в проекте приведены следующие рекомендации: по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей на рабочих местах; по нахождению и распознаванию опасностей на основе анализа государственных нормативных требований охраны труда, а также на основе обследования рабочих мест путем их обхода и осмотра; по описанию опасностей.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)При обеспечении функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 1 ст. 218). Таким образом, управление профессиональными рисками включает в себя выявление опасностей.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)При обеспечении функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 1 ст. 218). Таким образом, управление профессиональными рисками включает в себя выявление опасностей.
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Учитывая значимость СУОТ для обеспечения прав работников на охрану труда, полагаем, что отношения по созданию и функционированию СУОТ у работодателя должны получить более детальную правовую регламентацию в Трудовом кодексе РФ. В частности, в Кодексе необходимо закрепить обязанности работодателя по созданию и функционированию СУОТ, осуществлению систематической оценки ее эффективности, проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Учитывая значимость СУОТ для обеспечения прав работников на охрану труда, полагаем, что отношения по созданию и функционированию СУОТ у работодателя должны получить более детальную правовую регламентацию в Трудовом кодексе РФ. В частности, в Кодексе необходимо закрепить обязанности работодателя по созданию и функционированию СУОТ, осуществлению систематической оценки ее эффективности, проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".