Мероприятия налогового контроля коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия налогового контроля коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В январе 2019 года был составлен акт проверки, решение по итогам проверки было вынесено только в сентябре 2020 года (в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля и ограничениями, введенными из-за распространения коронавирусной инфекции), вступило в силу в марте 2021 года, после рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом. В марте 2021 года налоговый орган выставил требование о погашении выявленной недоимки. В связи с обжалованием решения налогового органа в суд и принятием судом обеспечительных мер исполнение решения было приостановлено до конца января 2022 года. После отмены обеспечительных мер налоговый орган в феврале 2022 года принял решение о взыскании доначисленных сумм за счет денежных средств, а затем в связи с отсутствием достаточных денежных средств на расчетных счетах общества - о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика. Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания в бесспорном и в судебном порядке недоимки, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании доначисленных сумм безнадежными ко взысканию, обязанности по их уплате - прекращенной. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что инспекцией соблюдены установленные ст. ст. 70, 46, 47 НК РФ сроки для взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам во внесудебном порядке, в том числе предельный двухлетний срок, и что задолженность безнадежной не является.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В январе 2019 года был составлен акт проверки, решение по итогам проверки было вынесено только в сентябре 2020 года (в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля и ограничениями, введенными из-за распространения коронавирусной инфекции), вступило в силу в марте 2021 года, после рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом. В марте 2021 года налоговый орган выставил требование о погашении выявленной недоимки. В связи с обжалованием решения налогового органа в суд и принятием судом обеспечительных мер исполнение решения было приостановлено до конца января 2022 года. После отмены обеспечительных мер налоговый орган в феврале 2022 года принял решение о взыскании доначисленных сумм за счет денежных средств, а затем в связи с отсутствием достаточных денежных средств на расчетных счетах общества - о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика. Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания в бесспорном и в судебном порядке недоимки, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании доначисленных сумм безнадежными ко взысканию, обязанности по их уплате - прекращенной. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что инспекцией соблюдены установленные ст. ст. 70, 46, 47 НК РФ сроки для взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам во внесудебном порядке, в том числе предельный двухлетний срок, и что задолженность безнадежной не является.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в связи с распространением COVID-19 в 2020 году были введены временные ограничения на проведение выездных налоговых проверок. Запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля в рамках проверки, требующих личного контакта проверяющих с налогоплательщиком, свидетелями и иными лицами, был установлен до 30.06.2020 включительно. Оспариваемое решение о назначении проверки вынесено позднее.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в связи с распространением COVID-19 в 2020 году были введены временные ограничения на проведение выездных налоговых проверок. Запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля в рамках проверки, требующих личного контакта проверяющих с налогоплательщиком, свидетелями и иными лицами, был установлен до 30.06.2020 включительно. Оспариваемое решение о назначении проверки вынесено позднее.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязан ли налоговый орган принять решение о приостановлении выездной налоговой проверки, о приостановлении мероприятий налогового контроля в связи с распространением новой коронавирусной инфекции?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
Вопрос: Приостанавливается ли проведение мероприятий налогового контроля по приостановленным выездным налоговым проверкам (допросы, осмотры, выемка, истребование документов, экспертиза, инвентаризация) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2020 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами, должны осуществляться с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, методических рекомендаций Роспотребнадзора, а также рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения COVID-19 в регионе. К числу указанных мероприятий относятся допросы, осмотры, вызовы в налоговый орган, выемки, нахождение проверяющих на территории налогоплательщика, проведение инвентаризаций и т.п.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами, должны осуществляться с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, методических рекомендаций Роспотребнадзора, а также рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения COVID-19 в регионе. К числу указанных мероприятий относятся допросы, осмотры, вызовы в налоговый орган, выемки, нахождение проверяющих на территории налогоплательщика, проведение инвентаризаций и т.п.
Решение Московского УФАС России от 14.08.2020 по делу N 077/07/00-12842/2020
Нарушение: п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.), с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, осуществляются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ. При проведении указанных мероприятий налогового контроля необходимо соблюдать правила использования средств индивидуальной защиты, предписанных решением высшего должностного лица (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендациями главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. Сотрудники, осуществляющие проведение указанных мероприятий налогового контроля, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, дезинфицирующие средства).
Нарушение: п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.), с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, осуществляются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ. При проведении указанных мероприятий налогового контроля необходимо соблюдать правила использования средств индивидуальной защиты, предписанных решением высшего должностного лица (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендациями главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. Сотрудники, осуществляющие проведение указанных мероприятий налогового контроля, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, дезинфицирующие средства).
Вопрос: Может ли налоговый орган сократить срок проведения камеральной проверки с целью упрощения и ускорения процедуры возмещения НДС (высвобождения средств, необходимых для поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции)?
("НДС: проблемы и решения", 2020, N 6)Чиновники подчеркнули: в отведенный НК РФ для "камералки" двухмесячный срок налоговый орган осуществляет контроль за правильностью применения НДС по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за квартал и проводит соответствующие мероприятия налогового контроля, в том числе:
("НДС: проблемы и решения", 2020, N 6)Чиновники подчеркнули: в отведенный НК РФ для "камералки" двухмесячный срок налоговый орган осуществляет контроль за правильностью применения НДС по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за квартал и проводит соответствующие мероприятия налогового контроля, в том числе:
Вопрос: Правомерно ли налоговый орган в октябре 2020 г. истребует документы за 2016 - 2018 гг. в рамках выездной проверки контрагента?
(Консультация эксперта, 2020)Таким образом, учитывая общеустановленные сроки хранения документов, а также то, что сроки выездной проверки контрагента могли быть продлены и/или приостановлены, могли быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, учитывая также факт приостановления проведения назначенных выездных проверок в связи с коронавирусом, а также то, что ст. 93.1 НК РФ не установлены сроки, ограничивающие налоговый орган в периоде запроса документов, полагаем, что требование налогового органа о представлении документов по контрагенту за 2016 - 2018 гг. в 2020 г. правомерно. Кроме того, контрагент мог представить уточненные налоговые декларации, и в рамках выездной налоговой проверки проверяется тот период, за который они представлены.
(Консультация эксперта, 2020)Таким образом, учитывая общеустановленные сроки хранения документов, а также то, что сроки выездной проверки контрагента могли быть продлены и/или приостановлены, могли быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, учитывая также факт приостановления проведения назначенных выездных проверок в связи с коронавирусом, а также то, что ст. 93.1 НК РФ не установлены сроки, ограничивающие налоговый орган в периоде запроса документов, полагаем, что требование налогового органа о представлении документов по контрагенту за 2016 - 2018 гг. в 2020 г. правомерно. Кроме того, контрагент мог представить уточненные налоговые декларации, и в рамках выездной налоговой проверки проверяется тот период, за который они представлены.
Статья: Об истребовании пояснений при камеральной проверке
(Новикова С.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 9)Обратите внимание! Особенности проведения камеральных проверок в условиях пандемии (по коронавирусу) ФНС России пояснила в Письме от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6101. В нем, в частности, отмечено, что проведение камеральных проверок в этот период не приостановлено, поскольку они осуществляются по месту нахождения налогового органа. Однако процедурные сроки по вручению актов камеральных проверок, представлению возражений на акт, рассмотрению дел о налоговых правонарушениях, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению и вручению дополнений к акту проверки и принятию соответствующих решений продлены с учетом нерабочих дней. То есть отсчет этих сроков следует производить с ближайшего первого рабочего дня.
(Новикова С.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 9)Обратите внимание! Особенности проведения камеральных проверок в условиях пандемии (по коронавирусу) ФНС России пояснила в Письме от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6101. В нем, в частности, отмечено, что проведение камеральных проверок в этот период не приостановлено, поскольку они осуществляются по месту нахождения налогового органа. Однако процедурные сроки по вручению актов камеральных проверок, представлению возражений на акт, рассмотрению дел о налоговых правонарушениях, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению и вручению дополнений к акту проверки и принятию соответствующих решений продлены с учетом нерабочих дней. То есть отсчет этих сроков следует производить с ближайшего первого рабочего дня.
Вопрос: О предложениях по увеличению налоговой нагрузки на крупные компании и продлению приостановления проведения отдельных мероприятий налогового контроля, а также мерах налоговой поддержки субъектов МСП.
(Письмо Минфина России от 28.12.2020 N 03-01-11/115071)В соответствии с постановлением N 409 было приостановлено проведение отдельных мероприятий налогового контроля, в том числе выездных налоговых проверок.
(Письмо Минфина России от 28.12.2020 N 03-01-11/115071)В соответствии с постановлением N 409 было приостановлено проведение отдельных мероприятий налогового контроля, в том числе выездных налоговых проверок.
Статья: Коронавирус: меры поддержки хозяйствующих субъектов
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 4)Согласно Приказу ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции" территориальным налоговым органам временно, до особого распоряжения, приказано перейти на дистанционную работу с налогоплательщиками и приостановить ряд мероприятий налогового контроля.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 4)Согласно Приказу ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции" территориальным налоговым органам временно, до особого распоряжения, приказано перейти на дистанционную работу с налогоплательщиками и приостановить ряд мероприятий налогового контроля.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2021 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 1)В 2020 г. Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе были издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2020 года приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля; продление сроков уплаты соответствующих налогов и представления налоговых деклараций и пр. (п. 3, 4, 5 ст. 4 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 1)В 2020 г. Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе были издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2020 года приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля; продление сроков уплаты соответствующих налогов и представления налоговых деклараций и пр. (п. 3, 4, 5 ст. 4 НК РФ).
Статья: Особенности проведения камеральных проверок в условиях пандемии
(Новикова С.Г.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 9)Обратите внимание! Особенности подсчета процедурных сроков в условиях карантина по коронавирусу ФНС России пояснила в Письме от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6101. В нем, в частности, отмечено, что процедурные сроки по вручению актов камеральных проверок, представлению возражении на акт, рассмотрению дел о налоговых правонарушениях, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению и вручению дополнений к акту проверки и принятию соответствующих решений продлены с учетом нерабочих дней, предусмотренных Указами Президента РФ. То есть отсчет этих сроков нужно производить с ближайшего первого рабочего дня.
(Новикова С.Г.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 9)Обратите внимание! Особенности подсчета процедурных сроков в условиях карантина по коронавирусу ФНС России пояснила в Письме от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6101. В нем, в частности, отмечено, что процедурные сроки по вручению актов камеральных проверок, представлению возражении на акт, рассмотрению дел о налоговых правонарушениях, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению и вручению дополнений к акту проверки и принятию соответствующих решений продлены с учетом нерабочих дней, предусмотренных Указами Президента РФ. То есть отсчет этих сроков нужно производить с ближайшего первого рабочего дня.
Вопрос: У организации запросили пояснения о низкой зарплате. По какой форме нам нужно их дать?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Как оценивают налогоплательщика, чтобы провести мероприятия налогового контроля
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Как оценивают налогоплательщика, чтобы провести мероприятия налогового контроля
Вопрос: О предложениях по поддержке бизнеса в части налогообложения, ведения бухучета и представления отчетности (документов, информации) в условиях распространения коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/3/34068)Таким образом, сроки по исполнению соответствующих обязанностей налогоплательщиков уже продлены, а отдельные мероприятия налогового контроля приостановлены.
(Письмо Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/3/34068)Таким образом, сроки по исполнению соответствующих обязанностей налогоплательщиков уже продлены, а отдельные мероприятия налогового контроля приостановлены.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 9)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в связи с распространением COVID-19 в 2020 году были введены временные ограничения на проведение выездных налоговых проверок. Запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля в рамках проверки, требующих личного контакта проверяющих с налогоплательщиком, свидетелями и иными лицами, был установлен до 30.06.2020 включительно. Оспариваемое решение о назначении проверки вынесено позднее.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 9)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в связи с распространением COVID-19 в 2020 году были введены временные ограничения на проведение выездных налоговых проверок. Запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля в рамках проверки, требующих личного контакта проверяющих с налогоплательщиком, свидетелями и иными лицами, был установлен до 30.06.2020 включительно. Оспариваемое решение о назначении проверки вынесено позднее.