Мероприятия на предприятии при коронавирусе
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия на предприятии при коронавирусе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неисполнение обязательств по договору подряда из-за форс-мажора
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к статье 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к статье 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1.2. На основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 г. N 976 <15> субъектам МСП пострадавших отраслей в 2020 г. предоставлялась субсидия из федерального бюджета на дезинфекцию в расчете 6 500 руб. x на количество работников + 15 000 руб. Максимальная сумма субсидии: 6 500 руб. x 250 чел. + 15 000 руб. = 1 640 000 руб. На безвозмездную финансовую помощь для проведения мероприятий по профилактике коронавируса могли рассчитывать, например, предприятия общепита, гостиницы, санатории, фитнес-центры. Субсидия предоставлялась на основании заявления, которое необходимо было подать в период с 15 июля 2020 г. до 17 августа 2020 г.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1.2. На основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 г. N 976 <15> субъектам МСП пострадавших отраслей в 2020 г. предоставлялась субсидия из федерального бюджета на дезинфекцию в расчете 6 500 руб. x на количество работников + 15 000 руб. Максимальная сумма субсидии: 6 500 руб. x 250 чел. + 15 000 руб. = 1 640 000 руб. На безвозмездную финансовую помощь для проведения мероприятий по профилактике коронавируса могли рассчитывать, например, предприятия общепита, гостиницы, санатории, фитнес-центры. Субсидия предоставлялась на основании заявления, которое необходимо было подать в период с 15 июля 2020 г. до 17 августа 2020 г.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)При ведении деятельности руководствуйтесь Рекомендациями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2020 по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. В них предусмотрены условия работы и противоэпидемические мероприятия, которые следует применять таким предприятиям.
(КонсультантПлюс, 2023)При ведении деятельности руководствуйтесь Рекомендациями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2020 по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. В них предусмотрены условия работы и противоэпидемические мероприятия, которые следует применять таким предприятиям.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Статья: Федеративная композиция российского бюджетно-финансового суверенитета в контексте конституционно-правовых последствий пандемии COVID-19 и принимаемых нормативных актов
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Согласно ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства" установлено ограничение данных прав в тех населенных пунктах, в которых имеется опасность распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей. На основании указанного Закона и в связи с наличием угрозы распространения COVID-19 введенные в субъектах РФ режимы повышенной готовности предусматривают специальные условия осуществления массовых мероприятий, передвижения граждан, работы предприятий. Это позволяет прийти к выводу, что установленные субъектами РФ запреты соответствуют требованиям законодательства о свободе передвижения.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Согласно ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства" установлено ограничение данных прав в тех населенных пунктах, в которых имеется опасность распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей. На основании указанного Закона и в связи с наличием угрозы распространения COVID-19 введенные в субъектах РФ режимы повышенной готовности предусматривают специальные условия осуществления массовых мероприятий, передвижения граждан, работы предприятий. Это позволяет прийти к выводу, что установленные субъектами РФ запреты соответствуют требованиям законодательства о свободе передвижения.
Вопрос: Должен ли работодатель измерять температуру тела работников и вести соответствующий журнал?
(Консультация эксперта, 2023)Кроме этого, п. п. 2695, 2696 СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, установлено, что руководителями организаций и предприятий должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (объекты торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями должно обеспечиваться выполнение плана мероприятий по профилактике гриппа и ОРИ.
(Консультация эксперта, 2023)Кроме этого, п. п. 2695, 2696 СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, установлено, что руководителями организаций и предприятий должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (объекты торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями должно обеспечиваться выполнение плана мероприятий по профилактике гриппа и ОРИ.
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В современной юридической литературе предпринимались попытки обобщить круг полномочий исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ в условиях режимов повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций. Так, проведя системный анализ положений Закона о ЧС, О.В. Брежнев выделил полномочия, которые охватывают "ситуации, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции" <27>. А.Н. Мещеряков, в свою очередь, указывает на наличие общих полномочий, которые могут быть применены в рамках обычного правового режима, и чрезвычайных полномочий, используемых "только при введении в установленном порядке особых правовых режимов" <28>. Иной подход к разграничению полномочий органов государственной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предлагается С.Б. Аникиным и А.И. Пермяковым. В зависимости от уровня государственного управления авторами выделяются: 1) федеральные полномочия; 2) федеральные полномочия, делегированные органам государственной власти субъектов Федерации; 3) собственные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации <29>. Очевидно, что перераспределение полномочий государственных органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется по "остаточному" принципу, в части принятия нормативных правовых актов субъекта РФ, реализации конкретных ограничительных мероприятий на территории субъекта РФ, установления особого режима функционирования предприятий, организаций, учреждений и т.д. В связи с этим считаем, что опыт регионального нормотворчества, полученный в результате первой волны пандемии коронавируса (2019-nCoV), имеет достаточный потенциал для того, чтобы сформировать полноценный механизм делегирования и сбалансированного перераспределения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и других органов государственной власти.
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В современной юридической литературе предпринимались попытки обобщить круг полномочий исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ в условиях режимов повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций. Так, проведя системный анализ положений Закона о ЧС, О.В. Брежнев выделил полномочия, которые охватывают "ситуации, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции" <27>. А.Н. Мещеряков, в свою очередь, указывает на наличие общих полномочий, которые могут быть применены в рамках обычного правового режима, и чрезвычайных полномочий, используемых "только при введении в установленном порядке особых правовых режимов" <28>. Иной подход к разграничению полномочий органов государственной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предлагается С.Б. Аникиным и А.И. Пермяковым. В зависимости от уровня государственного управления авторами выделяются: 1) федеральные полномочия; 2) федеральные полномочия, делегированные органам государственной власти субъектов Федерации; 3) собственные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации <29>. Очевидно, что перераспределение полномочий государственных органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется по "остаточному" принципу, в части принятия нормативных правовых актов субъекта РФ, реализации конкретных ограничительных мероприятий на территории субъекта РФ, установления особого режима функционирования предприятий, организаций, учреждений и т.д. В связи с этим считаем, что опыт регионального нормотворчества, полученный в результате первой волны пандемии коронавируса (2019-nCoV), имеет достаточный потенциал для того, чтобы сформировать полноценный механизм делегирования и сбалансированного перераспределения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и других органов государственной власти.
Готовое решение: Как провести массовое сокращение в организации
(КонсультантПлюс, 2025)На практике под термином "высвобождение работников" понимается увольнение работников с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике под термином "высвобождение работников" понимается увольнение работников с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата.
Готовое решение: Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на закупку средств защиты нужно соотносить с численностью работников, частотой проведения дезинфекций и чистки, а также площадью помещений, нуждающихся в санитарной обработке (Письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@). Также учитывайте Рекомендации по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, направленные Письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24.
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на закупку средств защиты нужно соотносить с численностью работников, частотой проведения дезинфекций и чистки, а также площадью помещений, нуждающихся в санитарной обработке (Письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@). Также учитывайте Рекомендации по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, направленные Письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24.
Статья: Антимонопольное регулирование соглашений о совместной деятельности
(Мамедова Г.Х. кызы)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Кроме того, в США действует Закон о национальных совместных исследованиях и производстве (NCRPA), который предусматривает более мягкий порядок регулирования для исследовательских СП (RJV), производственных СП (PJV) и организаций по разработке стандартов (SDO). Установление более гибких требований <21> к подобным мероприятиям направлено на поддержание и стимулирование инновационной активности бизнеса в стране. Например, в 2020 г. компании Pfizer и BioNtech создали совместное предприятие для фармацевтических исследований по разработке вакцины против COVID-19.
(Мамедова Г.Х. кызы)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Кроме того, в США действует Закон о национальных совместных исследованиях и производстве (NCRPA), который предусматривает более мягкий порядок регулирования для исследовательских СП (RJV), производственных СП (PJV) и организаций по разработке стандартов (SDO). Установление более гибких требований <21> к подобным мероприятиям направлено на поддержание и стимулирование инновационной активности бизнеса в стране. Например, в 2020 г. компании Pfizer и BioNtech создали совместное предприятие для фармацевтических исследований по разработке вакцины против COVID-19.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)В условиях распространения новой коронавирусной инфекции полноценное возвращение к привычным условиям в краткосрочной перспективе невозможно, а постепенный выход из режима самоизоляции будет сопряжен с введением специальных мероприятий, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников - условия, при которых допускается очная организация работы предприятий.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)В условиях распространения новой коронавирусной инфекции полноценное возвращение к привычным условиям в краткосрочной перспективе невозможно, а постепенный выход из режима самоизоляции будет сопряжен с введением специальных мероприятий, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников - условия, при которых допускается очная организация работы предприятий.
Статья: Постоянная (перманентная) юридическая невозможность исполнения в российском праве
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)В то же время ВС РФ в своих разъяснениях, по сути, исходит из того, что правила ст. 417 ГК РФ о прекращении обязательства применяются к ситуации постоянной невозможности исполнения, тогда как в случае временной невозможности исполнения речь идет не о прекращении обязательства, а о приостановлении в его исполнении с наличием у кредитора права на отказ от договора при утрате интереса в таком исполнении <66>. Уточняя свою позицию по коронавирусным ограничениям, ВС РФ указывает на то, что ст. 417 ГК применяется только к постоянной объективной невозможности исполнения, в то время как вопрос временной невозможности разбирается в контексте обстоятельств непреодолимой силы <67>. Отмечается, что "принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее [коронавирусной инфекции] распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы".
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)В то же время ВС РФ в своих разъяснениях, по сути, исходит из того, что правила ст. 417 ГК РФ о прекращении обязательства применяются к ситуации постоянной невозможности исполнения, тогда как в случае временной невозможности исполнения речь идет не о прекращении обязательства, а о приостановлении в его исполнении с наличием у кредитора права на отказ от договора при утрате интереса в таком исполнении <66>. Уточняя свою позицию по коронавирусным ограничениям, ВС РФ указывает на то, что ст. 417 ГК применяется только к постоянной объективной невозможности исполнения, в то время как вопрос временной невозможности разбирается в контексте обстоятельств непреодолимой силы <67>. Отмечается, что "принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее [коронавирусной инфекции] распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы".
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
Статья: Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<15> Так, согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда РФ признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников. Угроза ее распространения, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства. См. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 г.).
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<15> Так, согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда РФ признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников. Угроза ее распространения, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства. См. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 г.).