Мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Мероприятия по отлову безнадзорных животных не являются законодательно установленной обязанностью органов местного самоуправления, но они могут быть отнесены к полномочиям органов местного самоуправления законом субъекта РФ (статьи 19, 20 Закона о местном самоуправлении)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Статья 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения муниципального района, в который не включены мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок осуществления органами власти мероприятий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок осуществления органами власти мероприятий
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Возражая против удовлетворения исковых требований, Управление настаивало на том, что им приняты все возможные меры в рамках своих полномочий по исполнению договора на оказание услуг, заключенного с индивидуальным предпринимателем. Но плановые мероприятия по отлову животных без владельцев предпринимателем не осуществлялись. Суд отклонил указанные доводы и пришел к выводу о бездействии Управления, которым не исполнены обязанности по организации отлова и содержания безнадзорных собак. Представленный суду акт отлова безнадзорных и бродячих животных бесспорно не свидетельствуют о выполнении Управлением условий заключенного им договора по осуществлению проверки хода и качества выполнения работ по отлову животных без владельцев. В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ответчиком контроля по исполнению планов-заданий; не представлена видеозапись процесса отлова безнадзорных животных, подтверждающая принятие мер по отлову исполнителем всех собак без владельцев по адресу образовательного учреждения в течение суток после поступления сообщений о нападениях. В отсутствие такой фиксации у учреждения отсутствовали правовые основания для бесспорного принятия выполненных исполнителем работ (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. по делу N 33-7213/2022).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Возражая против удовлетворения исковых требований, Управление настаивало на том, что им приняты все возможные меры в рамках своих полномочий по исполнению договора на оказание услуг, заключенного с индивидуальным предпринимателем. Но плановые мероприятия по отлову животных без владельцев предпринимателем не осуществлялись. Суд отклонил указанные доводы и пришел к выводу о бездействии Управления, которым не исполнены обязанности по организации отлова и содержания безнадзорных собак. Представленный суду акт отлова безнадзорных и бродячих животных бесспорно не свидетельствуют о выполнении Управлением условий заключенного им договора по осуществлению проверки хода и качества выполнения работ по отлову животных без владельцев. В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ответчиком контроля по исполнению планов-заданий; не представлена видеозапись процесса отлова безнадзорных животных, подтверждающая принятие мер по отлову исполнителем всех собак без владельцев по адресу образовательного учреждения в течение суток после поступления сообщений о нападениях. В отсутствие такой фиксации у учреждения отсутствовали правовые основания для бесспорного принятия выполненных исполнителем работ (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. по делу N 33-7213/2022).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными;
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подп. 49 п. 2 названной статьи изменений Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подп. 49 п. 2 названной статьи изменений Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Так, в Апелляционном определении Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05.11.2020 N 66а-1127/2020 отмечается, что федеральный законодатель предусмотрел решение субъектом РФ вопросов организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев путем отлова и помещения таких животных в приют, что исключает иное правовое регулирование правоотношений в данной сфере на региональном уровне, в том числе предусматривающее возможность умерщвления животного, не помещенного в приют и не прошедшего учет. Положения ч. 8 ст. 8, ч. 1 - 4 ст. 13 Закона Республики Крым от 28.06.2016 N 260-ЗРК/2016 в нарушение требований Закона N 498-ФЗ предусматривают возможность отлова безнадзорных животных в целях умерщвления без соблюдения процедуры помещения животного в приют, документального учета этого животного, опубликования в сети Интернет информации о животном. Умерщвление не помещенного в приют животного без владельца противоречит требованиям Закона N 498-ФЗ, не предполагает защиту животных, укрепление нравственности, соблюдение принципов гуманности, обеспечение безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными и нарушает принцип ответственности человека за судьбу животного, поскольку позволяет регулировать численность животных, бесконтрольно осуществляя умерщвление животных без владельцев.
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Так, в Апелляционном определении Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05.11.2020 N 66а-1127/2020 отмечается, что федеральный законодатель предусмотрел решение субъектом РФ вопросов организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев путем отлова и помещения таких животных в приют, что исключает иное правовое регулирование правоотношений в данной сфере на региональном уровне, в том числе предусматривающее возможность умерщвления животного, не помещенного в приют и не прошедшего учет. Положения ч. 8 ст. 8, ч. 1 - 4 ст. 13 Закона Республики Крым от 28.06.2016 N 260-ЗРК/2016 в нарушение требований Закона N 498-ФЗ предусматривают возможность отлова безнадзорных животных в целях умерщвления без соблюдения процедуры помещения животного в приют, документального учета этого животного, опубликования в сети Интернет информации о животном. Умерщвление не помещенного в приют животного без владельца противоречит требованиям Закона N 498-ФЗ, не предполагает защиту животных, укрепление нравственности, соблюдение принципов гуманности, обеспечение безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными и нарушает принцип ответственности человека за судьбу животного, поскольку позволяет регулировать численность животных, бесконтрольно осуществляя умерщвление животных без владельцев.
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Вплоть до начала 2000-х годов деятельность по организации отлова, содержанию и использованию безнадзорных животных осуществлялась муниципальной властью. В этом вопросе местное самоуправление продолжало - на новой конституционной почве - сформированный в советский период подход (п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР", п. п. 1, 3 Инструкции по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 г.). Деятельность по отлову безнадзорных животных осуществляли создаваемые муниципалитетами учреждения либо привлеченные организации в соответствии с установленным местной администрацией порядком. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утр. силу) не закреплял среди вопросов местного значения указанных полномочий, но и не препятствовал их осуществлению на муниципальном уровне, поскольку перечень вопросов местного значения носил открытый характер. Кроме того, организации на муниципальном уровне мероприятий по отлову безнадзорных животных способствовали, на наш взгляд, положения ст. ст. 230 - 231 вступившего в силу в 1995 году Гражданского кодекса РФ (ч. 1): они возлагали на органы местного самоуправления полномочия по принятию мер к розыску собственника безнадзорных животных, передаче животных на содержание, приобретению права муниципальной собственности на них по истечении 6-месячного срока.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Вплоть до начала 2000-х годов деятельность по организации отлова, содержанию и использованию безнадзорных животных осуществлялась муниципальной властью. В этом вопросе местное самоуправление продолжало - на новой конституционной почве - сформированный в советский период подход (п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР", п. п. 1, 3 Инструкции по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 г.). Деятельность по отлову безнадзорных животных осуществляли создаваемые муниципалитетами учреждения либо привлеченные организации в соответствии с установленным местной администрацией порядком. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утр. силу) не закреплял среди вопросов местного значения указанных полномочий, но и не препятствовал их осуществлению на муниципальном уровне, поскольку перечень вопросов местного значения носил открытый характер. Кроме того, организации на муниципальном уровне мероприятий по отлову безнадзорных животных способствовали, на наш взгляд, положения ст. ст. 230 - 231 вступившего в силу в 1995 году Гражданского кодекса РФ (ч. 1): они возлагали на органы местного самоуправления полномочия по принятию мер к розыску собственника безнадзорных животных, передаче животных на содержание, приобретению права муниципальной собственности на них по истечении 6-месячного срока.