Мена земельных участков муниципальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Мена земельных участков муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2024 по делу N 88-29570/2024 (УИД 13RS0012-02-2024-000149-30)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О внесении в ЕГРН сведений; 2) О признании права собственности на земельный участок недействительным.
Обстоятельства: Истцу по договору мены взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения предоставлено иное жилое помещение в собственность, правовые основания полагать, что за истцом сохранилось право собственности на земельный участок, отсутствуют.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом, как правильно установлено судебными инстанциями земельный участок под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, был изъят на основании постановления от 30 декабря 2020 года N 1095 для муниципальных нужд, ЛА. ФИО24 была одобрена процедура предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого, договор мены исполнен сторонами, оснований для признания права собственности муниципального образования городское поселение Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на земельный участок с кадастровым номером N отсутствующим не имеется и доводами кассационной жалобы заявителя не подтверждается, избранный способ защиты не направлен на реальное восстановление каких-либо прав истца, наличие между истцом и органом местного самоуправления спора относительно вопросов изъятия земельного участка подлежит разрешению иным предусмотренным законом способом.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О внесении в ЕГРН сведений; 2) О признании права собственности на земельный участок недействительным.
Обстоятельства: Истцу по договору мены взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения предоставлено иное жилое помещение в собственность, правовые основания полагать, что за истцом сохранилось право собственности на земельный участок, отсутствуют.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом, как правильно установлено судебными инстанциями земельный участок под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, был изъят на основании постановления от 30 декабря 2020 года N 1095 для муниципальных нужд, ЛА. ФИО24 была одобрена процедура предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого, договор мены исполнен сторонами, оснований для признания права собственности муниципального образования городское поселение Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на земельный участок с кадастровым номером N отсутствующим не имеется и доводами кассационной жалобы заявителя не подтверждается, избранный способ защиты не направлен на реальное восстановление каких-либо прав истца, наличие между истцом и органом местного самоуправления спора относительно вопросов изъятия земельного участка подлежит разрешению иным предусмотренным законом способом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обмен земельными участками, находящимися в различных формах собственности (глава V.2 ЗК РФ), - существующие вызовы и перспективы применения
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<53> Например, при анализе регулирования Свердловской области (г. Екатеринбург) можно обнаружить норму, согласно которой потребность в объектах инфраструктуры, расположенных на участках в частной собственности, определяется на основании целей и задач, утвержденных в стратегическом плане развития Екатеринбурга; целей и задач показателей муниципального компонента региональных проектов, разработанных в целях реализации национальных проектов. Фиксируется же такая потребность в служебной записке органа публичной власти, заинтересованного в обмене участками. См.: п. 5 Положения о мене земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Екатеринбург", на земельные участки, находящиеся в частной собственности (утв. Постановлением администрации г. Екатеринбурга от 09.08.2022 N 2320).
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<53> Например, при анализе регулирования Свердловской области (г. Екатеринбург) можно обнаружить норму, согласно которой потребность в объектах инфраструктуры, расположенных на участках в частной собственности, определяется на основании целей и задач, утвержденных в стратегическом плане развития Екатеринбурга; целей и задач показателей муниципального компонента региональных проектов, разработанных в целях реализации национальных проектов. Фиксируется же такая потребность в служебной записке органа публичной власти, заинтересованного в обмене участками. См.: п. 5 Положения о мене земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Екатеринбург", на земельные участки, находящиеся в частной собственности (утв. Постановлением администрации г. Екатеринбурга от 09.08.2022 N 2320).
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Регулирование осуществления такой мены осуществляется в соответствии с гл. V.2 ЗК;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Регулирование осуществления такой мены осуществляется в соответствии с гл. V.2 ЗК;
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)При заключении договора мены земельных участков может осуществляться обмен одного или нескольких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на один или несколько земельных участков, находящихся в частной собственности.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)При заключении договора мены земельных участков может осуществляться обмен одного или нескольких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на один или несколько земельных участков, находящихся в частной собственности.
Статья: Защита прав собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.
Статья: Особенности осуществления сделок с земельными участками как объектами недвижимости (на примере мены и ипотеки)
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)д) в настоящий момент ст. 39.21 ЗК РФ предусматривает только два основания обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности: в случае изъятия частного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; в случае, если частный земельный участок предназначен согласно проекту планировки территории и проекту межевания для размещения объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты. Между тем представляется, что потенциал договора мены частными и публичными земельными участками намного шире, что дает ряд оснований для дискуссий, например, в части дополнения перечня случаями мены публичных и частных участков, попавших в зонах с особыми условиями использования территории.
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)д) в настоящий момент ст. 39.21 ЗК РФ предусматривает только два основания обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности: в случае изъятия частного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; в случае, если частный земельный участок предназначен согласно проекту планировки территории и проекту межевания для размещения объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты. Между тем представляется, что потенциал договора мены частными и публичными земельными участками намного шире, что дает ряд оснований для дискуссий, например, в части дополнения перечня случаями мены публичных и частных участков, попавших в зонах с особыми условиями использования территории.
Форма: Договор мены земельных участков между муниципальным образованием и физлицом (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)1.2. Характеристики Земельного участка 1, который передается Стороне 2:
(КонсультантПлюс, 2025)1.2. Характеристики Земельного участка 1, который передается Стороне 2:
Готовое решение: Как заключить соглашение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
(КонсультантПлюс, 2025)При обмене учтите также условия договора мены, предусмотренные ст. 39.22 ЗК РФ. В частности, он может устанавливать безвозмездную передачу в государственную (муниципальную) собственность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, если эти объекты и изымаемый земельный участок находятся в частной собственности одного лица. Проводить оценку таких объектов не нужно (п. п. 2, 4 ст. 39.22 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При обмене учтите также условия договора мены, предусмотренные ст. 39.22 ЗК РФ. В частности, он может устанавливать безвозмездную передачу в государственную (муниципальную) собственность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, если эти объекты и изымаемый земельный участок находятся в частной собственности одного лица. Проводить оценку таких объектов не нужно (п. п. 2, 4 ст. 39.22 ЗК РФ).
Вопрос: О разъяснении статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при предоставлении земельных участков или мене.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, предусмотренные главой 30 ГК РФ, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, закупка имущества для муниципальных нужд - Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заключение договоров в обход предусмотренных данными Законами процедур может иметь признаки ограничения конкуренции и нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, предусмотренные главой 30 ГК РФ, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, закупка имущества для муниципальных нужд - Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заключение договоров в обход предусмотренных данными Законами процедур может иметь признаки ограничения конкуренции и нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.