Мена 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Мена 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Сфера действия настоящего Федерального закона" Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества""Таким образом, при заключении договоров мены положения Закона N 44-ФЗ не применяются. Законодательство о приватизации, в том числе Закон г. Москвы "О приватизации", не распространяется на заключение договора мены в силу прямого указания подпункта 9 пункта 2 статьи 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В силу пункта 2 статьи 4 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - "ФЗ о приватизации") законы субъектов РФ о приватизации государственного имущества, в том числе и Закон Москвы о приватизации, принимаются в соответствии с данным федеральным законом."
Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2018 N 306-ЭС18-9505 по делу N А65-19001/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительной сделкой договора мены автомобилей.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что договор мены автомобилей заключен ответчиками с целью прикрыть другую сделку - договор поставки (государственный контракт на поставку легкового автомобиля для нужд ответчика-1), в связи с чем указанный договор мены является притворным.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учитывая значительную разницу в цене автомобилей, фактически сторонами заключен договор на поставку товаров для государственных нужд с оплатой части стоимости автомобиля Toyota Camry за счет стоимости сдаваемого подержанного автомобиля (покупка автомобиля по программе Trade-in), то есть заключен договор мены основных средств с целью прикрыть другую сделку.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительной сделкой договора мены автомобилей.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что договор мены автомобилей заключен ответчиками с целью прикрыть другую сделку - договор поставки (государственный контракт на поставку легкового автомобиля для нужд ответчика-1), в связи с чем указанный договор мены является притворным.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учитывая значительную разницу в цене автомобилей, фактически сторонами заключен договор на поставку товаров для государственных нужд с оплатой части стоимости автомобиля Toyota Camry за счет стоимости сдаваемого подержанного автомобиля (покупка автомобиля по программе Trade-in), то есть заключен договор мены основных средств с целью прикрыть другую сделку.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аренда имущества для государственных и муниципальных нужд: правовые проблемы и перспективы развития
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Следует также упомянуть, что, кроме анализируемой нами аренды, на практике в государственную и муниципальную закупку входит большое количество объектов: мена, прокат и финансовая аренда, перевозка, хранение, страхование, исключительные права и др. Поэтому закрепленная в Законе N 44-ФЗ триада объектов (товары, работы, услуги) явно недостаточна для полного охвата правоотношений, используемых государством и муниципальным образованием. Ограниченный круг отношений, указанный в законодательстве, вызывает двусмысленное толкование нормы, когда складывается представление, что законодатель посчитал, что все иные объекты, кроме перечисленных, не могут составить потребность государства и муниципального образования в них. А определение государственного, муниципального контракта Гражданским кодексом РФ, содержащееся в ст. 526, охватывает лишь поставку товаров, являясь слишком узким, требует значительной корректировки.
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Следует также упомянуть, что, кроме анализируемой нами аренды, на практике в государственную и муниципальную закупку входит большое количество объектов: мена, прокат и финансовая аренда, перевозка, хранение, страхование, исключительные права и др. Поэтому закрепленная в Законе N 44-ФЗ триада объектов (товары, работы, услуги) явно недостаточна для полного охвата правоотношений, используемых государством и муниципальным образованием. Ограниченный круг отношений, указанный в законодательстве, вызывает двусмысленное толкование нормы, когда складывается представление, что законодатель посчитал, что все иные объекты, кроме перечисленных, не могут составить потребность государства и муниципального образования в них. А определение государственного, муниципального контракта Гражданским кодексом РФ, содержащееся в ст. 526, охватывает лишь поставку товаров, являясь слишком узким, требует значительной корректировки.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Иск агентства был удовлетворен частично: договор мены основных средств (автомобилей) признан недействительной сделкой; в удовлетворении требований в части применения последствий недействительности сделки отказано. Судами установлено, что УФАС, приобретая автомобиль без проведения процедуры закупки, нарушило положения Закона 44-ФЗ, а также распорядилось федеральным имуществом без проведения торгов в нарушение ст. 15 Закона 135-ФЗ <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Иск агентства был удовлетворен частично: договор мены основных средств (автомобилей) признан недействительной сделкой; в удовлетворении требований в части применения последствий недействительности сделки отказано. Судами установлено, что УФАС, приобретая автомобиль без проведения процедуры закупки, нарушило положения Закона 44-ФЗ, а также распорядилось федеральным имуществом без проведения торгов в нарушение ст. 15 Закона 135-ФЗ <2>.
Нормативные акты
Решение Свердловского УФАС России от 20.05.2024 N 066/06/104-1687/2024
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Из вышеуказанного следует, что вероятный процент товара, не соответствующего спецификации составил бы 0,2%, что мене 1%, и укладывает в общепринятые и нормативно-правовые погрешности, в части требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и другого действующего законодательства Российской Федерации с целью выполнения государственного оборонного заказа.
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Из вышеуказанного следует, что вероятный процент товара, не соответствующего спецификации составил бы 0,2%, что мене 1%, и укладывает в общепринятые и нормативно-правовые погрешности, в части требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и другого действующего законодательства Российской Федерации с целью выполнения государственного оборонного заказа.
Решение Нижегородского УФАС России от 30.05.2025 N 052/06/105-1399/2025
Об оставлении жалобы без рассмотрения.В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ "Строительство 90 квартирного жилого дома для последующего предоставления построенных жилых помещений по договорам социального найма (мены) гражданам, переселяемых из аварийного жилищного фонда городского округа город Арзамас Нижегородской области", номер извещения 0332300267025000131.
Об оставлении жалобы без рассмотрения.В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ "Строительство 90 квартирного жилого дома для последующего предоставления построенных жилых помещений по договорам социального найма (мены) гражданам, переселяемых из аварийного жилищного фонда городского округа город Арзамас Нижегородской области", номер извещения 0332300267025000131.
Статья: Подготовка отчетности по закупкам в рамках Закона N 223-ФЗ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 3)Не учитывать в отчетности, составляемой в соответствии с п. 1 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, представляется верным только те договоры, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ. К таким договорам следует относить в первую очередь исключения из сферы действия Закона N 223-ФЗ <8>, например, закупки по правилам Закона N 44-ФЗ, закупки у взаимозависимых лиц, включенных заказчиком в соответствующий перечень.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 3)Не учитывать в отчетности, составляемой в соответствии с п. 1 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, представляется верным только те договоры, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ. К таким договорам следует относить в первую очередь исключения из сферы действия Закона N 223-ФЗ <8>, например, закупки по правилам Закона N 44-ФЗ, закупки у взаимозависимых лиц, включенных заказчиком в соответствующий перечень.
Вопрос: О разъяснении статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при предоставлении земельных участков или мене.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, предусмотренные главой 30 ГК РФ, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, закупка имущества для муниципальных нужд - Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заключение договоров в обход предусмотренных данными Законами процедур может иметь признаки ограничения конкуренции и нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, предусмотренные главой 30 ГК РФ, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, закупка имущества для муниципальных нужд - Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заключение договоров в обход предусмотренных данными Законами процедур может иметь признаки ограничения конкуренции и нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (август 2016 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Таким образом, документация не является имуществом, в связи с чем договор хранения документации, предусматривающий переход временного права владения, с организациями и учреждениями может быть заключен исключительно в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Таким образом, документация не является имуществом, в связи с чем договор хранения документации, предусматривающий переход временного права владения, с организациями и учреждениями может быть заключен исключительно в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вопрос: О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении договоров мены.
(Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 N Д28и-2518)Вопрос: О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении договоров мены.
(Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 N Д28и-2518)Вопрос: О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении договоров мены.
"Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров по крупным сделкам и сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность (применение статей 78 - 79, 81 - 84 Федерального закона "Об акционерных обществах"), за июнь 2004 - май 2005 г. Часть I"
(Группа авторов ЗАО "ЮРИНФОРМ В")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)В соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" учет прав на эмиссионные бездокументарные ценные бумаги (в том числе на акции) ведется в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг. Согласно статье 44 ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров. При этом держателем реестра акционеров может быть само общество либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (регистратор). Согласно пункту 3 статьи 44 ФЗ "Об акционерных обществах" в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра в любом случае должен быть специализированный регистратор на основании договора с эмитентом (в нашем случае - на основании договора с ЗАО "Кузнецкий двор"). Это означает, что ЗАО "Кузнецкий двор" в любом случае должно располагать информацией о судьбе спорных акций. Поэтому отсутствие информации об акциях, приобретенных М. по договору мены, свидетельствует о том, что истец не принял всех необходимых мер для установления данного обстоятельства, в том числе не заявил ходатайства о привлечении к участию в деле ЗАО "Кузнецкий двор".
(Группа авторов ЗАО "ЮРИНФОРМ В")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)В соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" учет прав на эмиссионные бездокументарные ценные бумаги (в том числе на акции) ведется в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг. Согласно статье 44 ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров. При этом держателем реестра акционеров может быть само общество либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (регистратор). Согласно пункту 3 статьи 44 ФЗ "Об акционерных обществах" в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра в любом случае должен быть специализированный регистратор на основании договора с эмитентом (в нашем случае - на основании договора с ЗАО "Кузнецкий двор"). Это означает, что ЗАО "Кузнецкий двор" в любом случае должно располагать информацией о судьбе спорных акций. Поэтому отсутствие информации об акциях, приобретенных М. по договору мены, свидетельствует о том, что истец не принял всех необходимых мер для установления данного обстоятельства, в том числе не заявил ходатайства о привлечении к участию в деле ЗАО "Кузнецкий двор".
Статья: Судебная и административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2017, N 5)УФАС и ООО заключили договор мены автомобилей, при этом УФАС осуществило доплату за полученный автомобиль (схема "трейд-ин"), не применяя Закон N 44-ФЗ. По мнению суда апелляционной инстанции, фактически сторонами заключен договор на поставку товаров для государственных нужд. Договор мены автомобилей заключен сторонами с целью прикрыть другую сделку, а именно госконтракт на поставку легкового автомобиля Toyota Camry для нужд УФАС, в связи с чем является притворным, что влечет его ничтожность. Приобретение УФАС конкретного автомобиля у конкретного поставщика без проведения процедуры закупки нарушает положения Закона N 44-ФЗ, посягает на публичный интерес, что также, в свою очередь, влечет ничтожность такой сделки - необходимо вернуть стороны в первоначальное положение.
("Вестник Института госзакупок", 2017, N 5)УФАС и ООО заключили договор мены автомобилей, при этом УФАС осуществило доплату за полученный автомобиль (схема "трейд-ин"), не применяя Закон N 44-ФЗ. По мнению суда апелляционной инстанции, фактически сторонами заключен договор на поставку товаров для государственных нужд. Договор мены автомобилей заключен сторонами с целью прикрыть другую сделку, а именно госконтракт на поставку легкового автомобиля Toyota Camry для нужд УФАС, в связи с чем является притворным, что влечет его ничтожность. Приобретение УФАС конкретного автомобиля у конкретного поставщика без проведения процедуры закупки нарушает положения Закона N 44-ФЗ, посягает на публичный интерес, что также, в свою очередь, влечет ничтожность такой сделки - необходимо вернуть стороны в первоначальное положение.