Механическое транспортное средство
Подборка наиболее важных документов по запросу Механическое транспортное средство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Главная вещь и принадлежность
(КонсультантПлюс, 2025)Главной вещью и принадлежностью признаются механическое транспортное средство и прицеп (полуприцеп) к нему
(КонсультантПлюс, 2025)Главной вещью и принадлежностью признаются механическое транспортное средство и прицеп (полуприцеп) к нему
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 258 "Незаконная охота" УК РФ"Тщательный анализ и основанная на законе оценка доказательств позволили суду правильно установить фактические обстоятельства и обоснованно прийти к выводу о доказанности вины Л. в совершении преступления, предусмотренного пп. "а, б" ч. 1 ст. 258 УК РФ. Оснований для иной квалификации действий осужденного не имеется. Квалифицирующий признак "с применением механического транспортного средства" нашел свое подтверждение. Достоверно установлено, что при добыче животного Л. использовал автомобиль, именно с помощью указанного транспортного средства велся поиск, выслеживание, преследование добычи, а также осуществлялась транспортировка незаконно добытого животного."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда транспортных средствТак, Правилами дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) закреплена обязанность водителя механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к механику автотранспорта? Вправе ли водитель работать по совместительству или в порядке совмещения профессий (должностей) механиком автотранспорта?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к механику автотранспорта? Вправе ли водитель работать по совместительству или в порядке совмещения профессий (должностей) механиком автотранспорта?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к механику автотранспорта? Вправе ли водитель работать по совместительству или в порядке совмещения профессий (должностей) механиком автотранспорта?
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"10. Под механическими транспортными средствами (пункт "б" части 1 статьи 258 УК РФ) следует понимать автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем. К воздушному судну могут быть отнесены самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты в соответствии с частью 1 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации.
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"10. Под механическими транспортными средствами (пункт "б" части 1 статьи 258 УК РФ) следует понимать автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем. К воздушному судну могут быть отнесены самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты в соответствии с частью 1 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)б) ст. 8.12.1 "Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе", предусматривающая административную ответственность за указанное правонарушение (следует отметить, что особенности правового режима водных объектов общего пользования установлены ст. 6 ВК РФ, в соответствии с которой каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не определено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2), при этом каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (п. 8));
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)б) ст. 8.12.1 "Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе", предусматривающая административную ответственность за указанное правонарушение (следует отметить, что особенности правового режима водных объектов общего пользования установлены ст. 6 ВК РФ, в соответствии с которой каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не определено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2), при этом каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (п. 8));
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)15 июня 2017 г. Боднарук был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством. После вступления указанного постановления в законную силу Боднарук дважды - 28 июня и 7 июля 2017 г. - допустил управление транспортным средством в состоянии опьянения. Оба этих деяния судом квалифицированы как два самостоятельных преступления, предусмотренные ст. 264.1 УК РФ. Президиум суда Ненецкого автономного округа при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке пришел к выводу, что квалификация действий Боднарука как двух самостоятельных преступлений противоречит диспозиции ст. 264.1 УК РФ, поскольку факт привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ и назначения наказания вошел в объективную сторону состава преступления по событиям 28 июня 2017 г., получил самостоятельную оценку, за эти действия ему назначено уголовное наказание, и не подлежал учету при оценке действий при управлении механическим транспортным средством в состоянии опьянения 7 июля 2017 г., которые образуют лишь состав административного правонарушения. Судебная коллегия постановление отменила, указав следующее. Осуждение лица по ст. 264.1 УК РФ не приостанавливает и не прерывает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В этой связи управление лицом несколько раз автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию по ч. 1 или ч. 3 ст. 12.8 либо ст. 12.26 КоАП РФ, образует составы самостоятельных преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, за каждое из которых виновный должен понести наказание <938>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)15 июня 2017 г. Боднарук был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством. После вступления указанного постановления в законную силу Боднарук дважды - 28 июня и 7 июля 2017 г. - допустил управление транспортным средством в состоянии опьянения. Оба этих деяния судом квалифицированы как два самостоятельных преступления, предусмотренные ст. 264.1 УК РФ. Президиум суда Ненецкого автономного округа при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке пришел к выводу, что квалификация действий Боднарука как двух самостоятельных преступлений противоречит диспозиции ст. 264.1 УК РФ, поскольку факт привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ и назначения наказания вошел в объективную сторону состава преступления по событиям 28 июня 2017 г., получил самостоятельную оценку, за эти действия ему назначено уголовное наказание, и не подлежал учету при оценке действий при управлении механическим транспортным средством в состоянии опьянения 7 июля 2017 г., которые образуют лишь состав административного правонарушения. Судебная коллегия постановление отменила, указав следующее. Осуждение лица по ст. 264.1 УК РФ не приостанавливает и не прерывает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В этой связи управление лицом несколько раз автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию по ч. 1 или ч. 3 ст. 12.8 либо ст. 12.26 КоАП РФ, образует составы самостоятельных преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, за каждое из которых виновный должен понести наказание <938>.
Статья: Оптовая и розничная торговля
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- развозная (мобильная) торговля посредством специализированных транспортных средств осуществляется в местах, допускаемых Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, а также в дополнительных зонах, где допускается функционирование мобильных торговых объектов - механических транспортных средств исходя из особенности соответствующих территорий, определенных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- развозная (мобильная) торговля посредством специализированных транспортных средств осуществляется в местах, допускаемых Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, а также в дополнительных зонах, где допускается функционирование мобильных торговых объектов - механических транспортных средств исходя из особенности соответствующих территорий, определенных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
Путеводитель по договорной работе. Аренда транспортных средств. Рекомендации по заключению договораИз содержания п. п. 1, 3 ст. 1 Закона о самоходных машинах и других видах техники следует, что к транспортным средствам можно отнести, в частности, тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигателем максимальной мощностью более 4 кВт, на которые оформляются паспорта (электронные паспорта) самоходных машин и других видов техники, прицепы.
Статья: Проблемы квалификации производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ)
(Пропостин А.А.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Критикуемая нами практика хотя и крайне редка, но не единична. Обусловлена она прежде всего необходимостью обоснования наличия в действиях виновных более тяжкого состава преступления (иногда и совокупности составов), когда нарушение виновным специальных правил (в частности, правил пожарной безопасности) переводится, таким образом, в плоскость оказания небезопасных услуг потребителям. На деле же квалификация должна осуществляться по иным менее тяжким составам преступлений (например, по ст. 216, 217 или 219 УК РФ), тем более что соответствующее разъяснение содержится в п. 11 Постановления Пленума от 25 июня 2019 г. N 18, согласно которому "судам следует иметь в виду, что если уголовная ответственность за нарушение специальных требований или правил установлена в других статьях Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, то содеянное не должно квалифицироваться по статье 238 УК РФ, независимо от того, совершены эти деяния при производстве или обороте товаров и продукции, выполнении тех или иных работ, оказании услуг. Например, нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств при оказании услуги по перевозке пассажиров, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, следует квалифицировать по части 5 статьи 264 УК РФ, а не по части 3 статьи 238 УК РФ".
(Пропостин А.А.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Критикуемая нами практика хотя и крайне редка, но не единична. Обусловлена она прежде всего необходимостью обоснования наличия в действиях виновных более тяжкого состава преступления (иногда и совокупности составов), когда нарушение виновным специальных правил (в частности, правил пожарной безопасности) переводится, таким образом, в плоскость оказания небезопасных услуг потребителям. На деле же квалификация должна осуществляться по иным менее тяжким составам преступлений (например, по ст. 216, 217 или 219 УК РФ), тем более что соответствующее разъяснение содержится в п. 11 Постановления Пленума от 25 июня 2019 г. N 18, согласно которому "судам следует иметь в виду, что если уголовная ответственность за нарушение специальных требований или правил установлена в других статьях Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, то содеянное не должно квалифицироваться по статье 238 УК РФ, независимо от того, совершены эти деяния при производстве или обороте товаров и продукции, выполнении тех или иных работ, оказании услуг. Например, нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств при оказании услуги по перевозке пассажиров, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, следует квалифицировать по части 5 статьи 264 УК РФ, а не по части 3 статьи 238 УК РФ".
Статья: Актуальные проблемы участия в дорожном движении средств индивидуальной мобильности и пути их решения (обзор зарубежной практики)
(Гордеева А.Д.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)С другой стороны, при движении по одной дороге с механическими транспортными средствами пользователи средств индивидуальной мобильности подвергаются значительному риску из-за большой разницы в скорости и массе транспортных средств и СИМ.
(Гордеева А.Д.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)С другой стороны, при движении по одной дороге с механическими транспортными средствами пользователи средств индивидуальной мобильности подвергаются значительному риску из-за большой разницы в скорости и массе транспортных средств и СИМ.
Статья: Нарушение водителем требований дорожного знака "Обгон запрещен"
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более 30 км/час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более 30 км/час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)- самоходные машины (тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства);
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)- самоходные машины (тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства);
Статья: Уголовная ответственность за вред, причиненный транспортным средством, управляемым искусственным интеллектом, в контексте цифровизации общества: опыт Германии и России
(Вассмер М.П., Лапшин В.Ф., Маркунцов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Российский уголовный закон субъектом традиционного транспортного преступления признает лицо, на которое возложены специальные обязанности по безопасному управлению механическим транспортным средством или обязанности по обеспечению его безопасной эксплуатации. Учитывая, что управление транспортным средством осуществляется специализированной программой, круг лиц, которые имеют реальную возможность совершения "высокотехнологичного транспортного преступления", значительно расширяется.
(Вассмер М.П., Лапшин В.Ф., Маркунцов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Российский уголовный закон субъектом традиционного транспортного преступления признает лицо, на которое возложены специальные обязанности по безопасному управлению механическим транспортным средством или обязанности по обеспечению его безопасной эксплуатации. Учитывая, что управление транспортным средством осуществляется специализированной программой, круг лиц, которые имеют реальную возможность совершения "высокотехнологичного транспортного преступления", значительно расширяется.
Статья: Унификация классификации транспортных средств как основа совершенствования правового регулирования в области дорожного движения
(Митрошин Д.В., Сторожев С.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В качестве примеров каждого из указанных "родов транспортных средств", сгруппированных по названному критерию, следует соответственно привести механическое транспортное средство (автомобиль, троллейбус и др.), велосипед и прицеп.
(Митрошин Д.В., Сторожев С.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В качестве примеров каждого из указанных "родов транспортных средств", сгруппированных по названному критерию, следует соответственно привести механическое транспортное средство (автомобиль, троллейбус и др.), велосипед и прицеп.