Медикаменты счет
Подборка наиболее важных документов по запросу Медикаменты счет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Организация оказания медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием "сахарный диабет" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий. Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия, то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об акцизах на лекарственные препараты, отражении сумм акциза в счете-фактуре и перерегистрации цен на лекарственные препараты, в том числе с международным непатентованным наименованием "Этанол".
(Письмо Минфина России от 28.03.2025 N 03-13-10/30892)Вопрос: Об акцизах на лекарственные препараты, отражении сумм акциза в счете-фактуре и перерегистрации цен на лекарственные препараты, в том числе с международным непатентованным наименованием "Этанол".
(Письмо Минфина России от 28.03.2025 N 03-13-10/30892)Вопрос: Об акцизах на лекарственные препараты, отражении сумм акциза в счете-фактуре и перерегистрации цен на лекарственные препараты, в том числе с международным непатентованным наименованием "Этанол".
Вопрос: Об исчислении акцизов при производстве фармацевтической продукции, входящей в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и выставлении счетов-фактур в целях НДС.
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 03-13-10/21882)Вопрос: Об исчислении акцизов при производстве фармацевтической продукции, входящей в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и выставлении счетов-фактур в целях НДС.
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 03-13-10/21882)Вопрос: Об исчислении акцизов при производстве фармацевтической продукции, входящей в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и выставлении счетов-фактур в целях НДС.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 44.1. Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 44.1. Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Важным аспектом организации эффективной системы оказания медицинской помощи является систематизация данных о реализации различных программ лекарственного обеспечения, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Информация в отношении лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан содержится в Федеральном регистре граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, порядок ведения которого определен Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1656 (ред. от 14 декабря 2021 г.). В регистре хранятся сведения об источниках финансирования лекарственного обеспечения граждан, о назначении и отпуске лекарственных препаратов, а также информация о плановой и фактической потребности в отношении обеспечения граждан. Ответственность за обеспечение хранения и защиты данных Федерального регистра в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных" возлагается на Министерство здравоохранения РФ и федеральное казенное учреждение "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан".
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Важным аспектом организации эффективной системы оказания медицинской помощи является систематизация данных о реализации различных программ лекарственного обеспечения, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Информация в отношении лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан содержится в Федеральном регистре граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, порядок ведения которого определен Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1656 (ред. от 14 декабря 2021 г.). В регистре хранятся сведения об источниках финансирования лекарственного обеспечения граждан, о назначении и отпуске лекарственных препаратов, а также информация о плановой и фактической потребности в отношении обеспечения граждан. Ответственность за обеспечение хранения и защиты данных Федерального регистра в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных" возлагается на Министерство здравоохранения РФ и федеральное казенное учреждение "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан".
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По расходам, понесенным до 1 января 2024 года (в 2023, 2022, 2021 г.), социальный налоговый вычет по расходам на уплату медицинских услуг, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, в том числе при представлении справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ, утвержденной совместным Приказом МНС России и Минздрава России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По расходам, понесенным до 1 января 2024 года (в 2023, 2022, 2021 г.), социальный налоговый вычет по расходам на уплату медицинских услуг, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, в том числе при представлении справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ, утвержденной совместным Приказом МНС России и Минздрава России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
Статья: Оценочные понятия в сфере принудительного лицензирования патентоохраняемых лекарств
(Трофимов Д.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)При этом представители ООО "Натива" обосновывали свою точку зрения в отношении значимости общественных интересов, которые, по их мнению, могут быть защищены в случае, если новое лекарственное средство будет производиться ООО "Натива" на территории России. Налаженное истцами производство данного лекарства удовлетворит имеющийся спрос на него и позволит существенно снизить отпускные цены на данный продукт. В отношении критерия СЭП представители ООО "Натива" связали его наличие также с возможностью снизить продажную цену на лекарство за счет наращивания объемов его производства, в сравнении с ценами, по которым сегодня его поставляют ответчики (выпускающие лекарство на основе Евразийского патента N 005996).
(Трофимов Д.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)При этом представители ООО "Натива" обосновывали свою точку зрения в отношении значимости общественных интересов, которые, по их мнению, могут быть защищены в случае, если новое лекарственное средство будет производиться ООО "Натива" на территории России. Налаженное истцами производство данного лекарства удовлетворит имеющийся спрос на него и позволит существенно снизить отпускные цены на данный продукт. В отношении критерия СЭП представители ООО "Натива" связали его наличие также с возможностью снизить продажную цену на лекарство за счет наращивания объемов его производства, в сравнении с ценами, по которым сегодня его поставляют ответчики (выпускающие лекарство на основе Евразийского патента N 005996).
Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, Программой (в целях обеспечения граждан лекарствами) предусмотрено приобретение за счет средств федерального бюджета следующих лекарств (п. 20 ч. 1, п. 21 ч. 2 ст. 14, ч. 7 ст. 44, ч. 9.2, 9.4 ст. 83 Закона N 323-ФЗ; Приложение N 3 к Распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р; разд. V Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 N 1940):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, Программой (в целях обеспечения граждан лекарствами) предусмотрено приобретение за счет средств федерального бюджета следующих лекарств (п. 20 ч. 1, п. 21 ч. 2 ст. 14, ч. 7 ст. 44, ч. 9.2, 9.4 ст. 83 Закона N 323-ФЗ; Приложение N 3 к Распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р; разд. V Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 N 1940):
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации являются болезни, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения <1>. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет (URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/8048). В настоящее время в перечне к орфанным заболеваниям относят 292 нозологии <2>. Однако большинство заболеваний из него не включены в программы государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения, то есть пациенты с такими заболеваниями не имеют права на получение лекарств за счет средств государственного бюджета, как регионального, так и федерального, без установленной инвалидности. Перечень имеет осведомительный и прикладной характер для медицинских специалистов. Вместе с тем Правительство Российской Федерации также утвердило Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который в настоящее время включает 17 заболеваний <3>. Пациенты, заболевания которых включены в данный перечень, могут обеспечиваться всеми лекарственными препаратами, необходимыми для лечения заболевания, за счет средств бюджетных ассигнований регионального бюджета. Дополнительный согласованный перечень отсутствует.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации являются болезни, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения <1>. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет (URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/8048). В настоящее время в перечне к орфанным заболеваниям относят 292 нозологии <2>. Однако большинство заболеваний из него не включены в программы государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения, то есть пациенты с такими заболеваниями не имеют права на получение лекарств за счет средств государственного бюджета, как регионального, так и федерального, без установленной инвалидности. Перечень имеет осведомительный и прикладной характер для медицинских специалистов. Вместе с тем Правительство Российской Федерации также утвердило Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который в настоящее время включает 17 заболеваний <3>. Пациенты, заболевания которых включены в данный перечень, могут обеспечиваться всеми лекарственными препаратами, необходимыми для лечения заболевания, за счет средств бюджетных ассигнований регионального бюджета. Дополнительный согласованный перечень отсутствует.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)обязать АО "Кировская фармацевтическая фабрика", ООО "АльфаФарм Плюс" и ООО "Фора" уничтожить за собственный счет лекарственный препарат, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств под номером ЛП-006313, представляющий собой полиметилсилоксана полигидрат, находящийся на территории АО "Кировская фармацевтическая фабрика" и в сети аптек ООО "АльфаФарм Плюс" и ООО "Фора";
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)обязать АО "Кировская фармацевтическая фабрика", ООО "АльфаФарм Плюс" и ООО "Фора" уничтожить за собственный счет лекарственный препарат, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств под номером ЛП-006313, представляющий собой полиметилсилоксана полигидрат, находящийся на территории АО "Кировская фармацевтическая фабрика" и в сети аптек ООО "АльфаФарм Плюс" и ООО "Фора";
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 10.01.2025 N 03-04-05/404 <Вычет на лекарства: как подтвердить расходы?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)В данном случае Минфин России рассматривает социальный вычет в виде стоимости лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретенных налоговым резидентом РФ за свой счет. Лекарствами считаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ). При этом стоимость медицинских изделий или корригирующих очков для целей получения данного социального вычета не учитывается (Письма Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64568, от 09.07.2024 N 03-04-05/64054).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)В данном случае Минфин России рассматривает социальный вычет в виде стоимости лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретенных налоговым резидентом РФ за свой счет. Лекарствами считаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ). При этом стоимость медицинских изделий или корригирующих очков для целей получения данного социального вычета не учитывается (Письма Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64568, от 09.07.2024 N 03-04-05/64054).
Готовое решение: Как работодатель предоставляет социальные вычеты по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Вычет можно получить в связи с покупкой лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных лечащим врачом и приобретенных физлицом за свой счет (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Вычет можно получить в связи с покупкой лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных лечащим врачом и приобретенных физлицом за свой счет (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 17.01.2025 N 03-04-05/2899 <НДФЛ с больничного пособия: кто исчисляет и удерживает налог>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)- оплатили за счет собственных средств медикаменты для себя или ближайших родственников (супруг, родители, дети до 18 лет), назначенные лечащим врачом;
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)- оплатили за счет собственных средств медикаменты для себя или ближайших родственников (супруг, родители, дети до 18 лет), назначенные лечащим врачом;
Статья: Отдельные вопросы защиты прав детей с редкими (орфанными) заболеваниями на лекарственное обеспечение
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При отсутствии единой комплексной стратегии в рассматриваемой сфере возникают различные проблемы законодательного и организационного характера. Так, долгое время был не решен вопрос с лекарственным обеспечением по достижении 18 лет пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, у которых на фоне эффективной терапии в детском возрасте функции организма могут сохраниться на уровне, не позволяющем получить статус инвалида и, соответственно, претендовать на лекарственное обеспечение. В настоящее время решается вопрос об установлении переходного периода для граждан, достигших 18 лет. В течение года после совершеннолетия такие лица будут обеспечиваться лекарствами за счет средств фонда "Круг добра". В этой связи следует отметить, что такое заболевание, как спинальная мышечная атрофия, не входит в льготные перечни орфанных заболеваний. По мнению директора фонда "Семьи СМА" Германенко О.Ю., передача полномочий по лекарственному обеспечению лиц со СМА на федеральный уровень даст равный доступ к терапии для детей и взрослых - пока лекарствами обеспечено менее половины пациентов старше 18 лет <16>.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При отсутствии единой комплексной стратегии в рассматриваемой сфере возникают различные проблемы законодательного и организационного характера. Так, долгое время был не решен вопрос с лекарственным обеспечением по достижении 18 лет пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, у которых на фоне эффективной терапии в детском возрасте функции организма могут сохраниться на уровне, не позволяющем получить статус инвалида и, соответственно, претендовать на лекарственное обеспечение. В настоящее время решается вопрос об установлении переходного периода для граждан, достигших 18 лет. В течение года после совершеннолетия такие лица будут обеспечиваться лекарствами за счет средств фонда "Круг добра". В этой связи следует отметить, что такое заболевание, как спинальная мышечная атрофия, не входит в льготные перечни орфанных заболеваний. По мнению директора фонда "Семьи СМА" Германенко О.Ю., передача полномочий по лекарственному обеспечению лиц со СМА на федеральный уровень даст равный доступ к терапии для детей и взрослых - пока лекарствами обеспечено менее половины пациентов старше 18 лет <16>.