Медицинское оБорудование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинское оБорудование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка медицинского оборудования по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом предметом договора являлось медицинское оборудование жизненной необходимости... Договор заключался в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что обусловило необходимость поставки оборудования в сжатые сроки.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом предметом договора являлось медицинское оборудование жизненной необходимости... Договор заключался в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что обусловило необходимость поставки оборудования в сжатые сроки.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Таможенный орган отказал в предоставлении освобождения от уплаты НДС при ввозе медицинского изделия, поскольку у налогоплательщика отсутствовала надлежащая документация, в частности регистрационное удостоверение. После того, как медицинские изделия были включены в регистрационное удостоверение, общество подало корректировочные декларации, но в применении освобождения ему было отказано. Суд признал отказ неправомерным, указав, что отсутствие на момент ввоза на таможенную территорию Таможенного союза спорных товаров регистрационного удостоверения в отношении этих товаров было обусловлено объективными причинами, а именно: ввозом спорного медицинского оборудования для прохождения процедуры регистрации в Росздравнадзоре. Положения подп. 1 п. 2 ст. 149 и подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ не ограничивают возможность реализации права на льготу после выпуска товаров, так как не устанавливают ограничений на возможность получения регистрационного удостоверения после выпуска товаров. Суд отметил, что первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования. Суд указал, что лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара, на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Таможенный орган отказал в предоставлении освобождения от уплаты НДС при ввозе медицинского изделия, поскольку у налогоплательщика отсутствовала надлежащая документация, в частности регистрационное удостоверение. После того, как медицинские изделия были включены в регистрационное удостоверение, общество подало корректировочные декларации, но в применении освобождения ему было отказано. Суд признал отказ неправомерным, указав, что отсутствие на момент ввоза на таможенную территорию Таможенного союза спорных товаров регистрационного удостоверения в отношении этих товаров было обусловлено объективными причинами, а именно: ввозом спорного медицинского оборудования для прохождения процедуры регистрации в Росздравнадзоре. Положения подп. 1 п. 2 ст. 149 и подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ не ограничивают возможность реализации права на льготу после выпуска товаров, так как не устанавливают ограничений на возможность получения регистрационного удостоверения после выпуска товаров. Суд отметил, что первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования. Суд указал, что лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара, на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как закупить медицинские изделия по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Медицинское оборудование - это разновидность медизделий (ч. 1 ст. 38 Закона об охране здоровья). К нему можно отнести медтехнику, предназначенную для обеспечения оптимальных условий при проведении лечебно-диагностических мероприятий и ухода за пациентами. Точного определения в законодательстве нет, однако можно отграничить оборудование от иных медицинских изделий по функциональной сложности и возможности длительного применения. Это аппараты, машины, представляющие собой комбинации блоков, систем, мониторов и датчиков. Для работы медицинского оборудования нередко используется ПО.
(КонсультантПлюс, 2025)Медицинское оборудование - это разновидность медизделий (ч. 1 ст. 38 Закона об охране здоровья). К нему можно отнести медтехнику, предназначенную для обеспечения оптимальных условий при проведении лечебно-диагностических мероприятий и ухода за пациентами. Точного определения в законодательстве нет, однако можно отграничить оборудование от иных медицинских изделий по функциональной сложности и возможности длительного применения. Это аппараты, машины, представляющие собой комбинации блоков, систем, мониторов и датчиков. Для работы медицинского оборудования нередко используется ПО.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Статья: Правовое регулирование системы государственных закупок как инструмента воздействия на внутреннюю экономику
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Согласно опубликованным статистическим данным ОЭСР, отрасль здравоохранения представляет собой вторую по величине область социальных расходов государства. Случившаяся пандемия COVID-19 спровоцировала резкое увеличение государственных закупок в сфере здравоохранения и социального обеспечения. По разным подсчетам, закупки в данном направлении в опрошенных странах составили более 15% ВВП. При этом отмечается и одновременное возрастание коррупционных рисков в данном направлении, так как именно в сфере здравоохранения в период пандемии был зафиксирован резкий скачок случаев возникновения коррупционных эпизодов, обусловленных стремлением отдельных должностных лиц и органов государственного управления к использованию в личных целях резко возникшей потребности в осуществлении массовых закупок медицинских препаратов, средств индивидуальной защиты и дорогостоящего медицинского оборудования. Возможно, этот факт обусловлен отсутствием единой системы требований к формированию цен на закупаемые препараты.
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Согласно опубликованным статистическим данным ОЭСР, отрасль здравоохранения представляет собой вторую по величине область социальных расходов государства. Случившаяся пандемия COVID-19 спровоцировала резкое увеличение государственных закупок в сфере здравоохранения и социального обеспечения. По разным подсчетам, закупки в данном направлении в опрошенных странах составили более 15% ВВП. При этом отмечается и одновременное возрастание коррупционных рисков в данном направлении, так как именно в сфере здравоохранения в период пандемии был зафиксирован резкий скачок случаев возникновения коррупционных эпизодов, обусловленных стремлением отдельных должностных лиц и органов государственного управления к использованию в личных целях резко возникшей потребности в осуществлении массовых закупок медицинских препаратов, средств индивидуальной защиты и дорогостоящего медицинского оборудования. Возможно, этот факт обусловлен отсутствием единой системы требований к формированию цен на закупаемые препараты.
Готовое решение: Как облагается НДС реализация медицинских изделий и медикаментов
(КонсультантПлюс, 2025)Начислять НДС по принадлежностям не нужно, если согласно регистрационным документам принадлежности входят в состав медицинского изделия (оборудования), которое освобождено от НДС, и являются неотъемлемой его частью (например, шасси). Освобождение применяется ко всем комплектующим (составным частям) медицинского изделия (оборудования). Это следует из Писем Минфина России от 19.10.2020 N 03-07-07/90841, ФНС России от 29.09.2017 N СД-4-3/19588@.
(КонсультантПлюс, 2025)Начислять НДС по принадлежностям не нужно, если согласно регистрационным документам принадлежности входят в состав медицинского изделия (оборудования), которое освобождено от НДС, и являются неотъемлемой его частью (например, шасси). Освобождение применяется ко всем комплектующим (составным частям) медицинского изделия (оборудования). Это следует из Писем Минфина России от 19.10.2020 N 03-07-07/90841, ФНС России от 29.09.2017 N СД-4-3/19588@.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке медицинского оборудования по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проводите процедуру определения поставщика по общим правилам, установленным вашим положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). При этом учитывайте следующие особенности закупки медицинского оборудования:
(КонсультантПлюс, 2025)Проводите процедуру определения поставщика по общим правилам, установленным вашим положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). При этом учитывайте следующие особенности закупки медицинского оборудования:
Статья: "Двойной зажим" в механизме принятия решений следователем
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)Во-первых, можно ли при юридической квалификации такого рода деяний ограничиваться прямой причинно-следственной связью? Врач А-ва, действительно, допустила небрежность. Но ведь само ухудшение состояния здоровья Трифоновой произошло на фоне заключения под стражу. Она часто подвергалась этапированию и, соответственно, за ней не осуществлялся постоянный врачебный надзор. Являясь обеспеченным человеком, она тем не менее была лишена возможности самостоятельного выбора лечебного учреждения. Из-за нарастающей почечной недостаточности Трифоновой требовалось проведение гемодиализа, а в следственных изоляторах медицинского оборудования для этого нет. Практически с момента заключения под стражу она содержалась в обычной больнице, только под охраной, и перемещалась в инвалидном кресле. Разве самого этого факта было недостаточно для того, чтобы понять, что содержаться в следственном изоляторе она не в состоянии? При этом она не обвинялась ни в каком насильственном преступлении против личности и опасности для общества не представляла. Какая еще "полнообъемная" информация требовалась следователю и его руководителям для адекватной оценки ситуации? И, наконец, если все-таки наивно предположить, что виной всему не снятый вовремя катетер, а не сами условия содержания под стражей, то почему отправили в отставку судью? И если бы не этот злосчастный катетер и Трифонова дожила бы до приговора суда, то означало бы это, что меру пресечения ей избрали правильно?
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)Во-первых, можно ли при юридической квалификации такого рода деяний ограничиваться прямой причинно-следственной связью? Врач А-ва, действительно, допустила небрежность. Но ведь само ухудшение состояния здоровья Трифоновой произошло на фоне заключения под стражу. Она часто подвергалась этапированию и, соответственно, за ней не осуществлялся постоянный врачебный надзор. Являясь обеспеченным человеком, она тем не менее была лишена возможности самостоятельного выбора лечебного учреждения. Из-за нарастающей почечной недостаточности Трифоновой требовалось проведение гемодиализа, а в следственных изоляторах медицинского оборудования для этого нет. Практически с момента заключения под стражу она содержалась в обычной больнице, только под охраной, и перемещалась в инвалидном кресле. Разве самого этого факта было недостаточно для того, чтобы понять, что содержаться в следственном изоляторе она не в состоянии? При этом она не обвинялась ни в каком насильственном преступлении против личности и опасности для общества не представляла. Какая еще "полнообъемная" информация требовалась следователю и его руководителям для адекватной оценки ситуации? И, наконец, если все-таки наивно предположить, что виной всему не снятый вовремя катетер, а не сами условия содержания под стражей, то почему отправили в отставку судью? И если бы не этот злосчастный катетер и Трифонова дожила бы до приговора суда, то означало бы это, что меру пресечения ей избрали правильно?
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К сожалению, данная мера, по нашему мнению, реализована в настоящее время в недостаточном объеме, о чем свидетельствует практическая невозможность осуществления инструментальных медицинских исследований и диагностики в целом ряде медицинских организаций или ее ограниченности, обусловленной перегруженностью медицинского оборудования. Это обстоятельство влечет нарушение требований ч. 2 ст. 19 комментируемого Закона, где провозглашается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (см. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 49-АПГ16-45);
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К сожалению, данная мера, по нашему мнению, реализована в настоящее время в недостаточном объеме, о чем свидетельствует практическая невозможность осуществления инструментальных медицинских исследований и диагностики в целом ряде медицинских организаций или ее ограниченности, обусловленной перегруженностью медицинского оборудования. Это обстоятельство влечет нарушение требований ч. 2 ст. 19 комментируемого Закона, где провозглашается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (см. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 49-АПГ16-45);
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так как ГрК РФ к реконструкции относит только изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, замену (восстановление) несущих строительных конструкций, очевидно, что перечень мероприятий по Закону N 115-ФЗ вновь шире понятия, используемого в градостроительном законодательстве, поскольку он не ограничен исключительно крупными строительными работами. Цели переустройства, изменения назначения или характеристик имущества могут достигаться и без изменения параметров объекта. Кроме того, перечень работ в Законе N 115-ФЗ носит открытый характер, что формально позволяет отнести к предмету концессионного соглашения практически любые действия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества, в том числе не охватываемые ГрК РФ, в частности, оснащение объекта имуществом (к примеру, медицинским оборудованием). Вместе с тем концессия - это долгосрочное капиталоемкое соглашение, в рамках которого частная сторона получает права владения и пользования объектом, поэтому сведение объема работ, например, к покраске стен в предоставляемом государством помещении может привести к оспариванию концессионного соглашения как не соответствующего законодательству. Таким образом, перечень обязательств частной стороны по концессионному соглашению должен определяться с учетом конкретных параметров проекта, но в любом случае включать в себя определенные строительные работы и (или) технологические мероприятия.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так как ГрК РФ к реконструкции относит только изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, замену (восстановление) несущих строительных конструкций, очевидно, что перечень мероприятий по Закону N 115-ФЗ вновь шире понятия, используемого в градостроительном законодательстве, поскольку он не ограничен исключительно крупными строительными работами. Цели переустройства, изменения назначения или характеристик имущества могут достигаться и без изменения параметров объекта. Кроме того, перечень работ в Законе N 115-ФЗ носит открытый характер, что формально позволяет отнести к предмету концессионного соглашения практически любые действия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества, в том числе не охватываемые ГрК РФ, в частности, оснащение объекта имуществом (к примеру, медицинским оборудованием). Вместе с тем концессия - это долгосрочное капиталоемкое соглашение, в рамках которого частная сторона получает права владения и пользования объектом, поэтому сведение объема работ, например, к покраске стен в предоставляемом государством помещении может привести к оспариванию концессионного соглашения как не соответствующего законодательству. Таким образом, перечень обязательств частной стороны по концессионному соглашению должен определяться с учетом конкретных параметров проекта, но в любом случае включать в себя определенные строительные работы и (или) технологические мероприятия.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В аналогичной ситуации Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Определением от 09.03.2022 N 88-3883/2022 признал привлечение врача - стоматолога-хирурга к дисциплинарной ответственности за необоснованный отказ в оказании медицинской помощи незаконным. Основанием для привлечения врача к дисциплинарной ответственности послужил его отказ завершить манипуляции по удалению зуба пациенту по причине отсутствия необходимых материалов. Суд первой инстанции поддержал работодателя, указав, что врач обязан был удостовериться в возможности проведения манипуляции, в том числе в наличии и достаточности необходимого медицинского оборудования и расходного материала, и только после этого приступать к оказанию медицинской помощи. Однако с этим выводом не согласились апелляционная и кассационная инстанции, обратив внимание на то, что у врача контроль работы подчиненного среднего и младшего медицинского персонала, обеспечивающего оснащение медицинского кабинета необходимыми средствами и материалами, является правом, а не обязанностью. Данное замечание позволило судам прийти к выводу о том, что прекращение истцом оказания пациенту медицинской помощи по удалению зуба носит объективный характер и не обусловлено обстоятельствами нарушения самим врачом трудовой дисциплины. Суд справедливо заметил, что неисполнение работодателем обязанности по оснащению медицинского кабинета необходимыми средствами и материалами не может быть поставлено в вину работнику и квалифицироваться как дисциплинарный проступок.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В аналогичной ситуации Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Определением от 09.03.2022 N 88-3883/2022 признал привлечение врача - стоматолога-хирурга к дисциплинарной ответственности за необоснованный отказ в оказании медицинской помощи незаконным. Основанием для привлечения врача к дисциплинарной ответственности послужил его отказ завершить манипуляции по удалению зуба пациенту по причине отсутствия необходимых материалов. Суд первой инстанции поддержал работодателя, указав, что врач обязан был удостовериться в возможности проведения манипуляции, в том числе в наличии и достаточности необходимого медицинского оборудования и расходного материала, и только после этого приступать к оказанию медицинской помощи. Однако с этим выводом не согласились апелляционная и кассационная инстанции, обратив внимание на то, что у врача контроль работы подчиненного среднего и младшего медицинского персонала, обеспечивающего оснащение медицинского кабинета необходимыми средствами и материалами, является правом, а не обязанностью. Данное замечание позволило судам прийти к выводу о том, что прекращение истцом оказания пациенту медицинской помощи по удалению зуба носит объективный характер и не обусловлено обстоятельствами нарушения самим врачом трудовой дисциплины. Суд справедливо заметил, что неисполнение работодателем обязанности по оснащению медицинского кабинета необходимыми средствами и материалами не может быть поставлено в вину работнику и квалифицироваться как дисциплинарный проступок.