Медицинские организации второго уровня
Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинские организации второго уровня (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27.09.2023 N 33-6867/2023 (УИД 27RS0001-01-2023-001025-94)
Категория спора: Обязательное медицинское страхование.
Требования застрахованных лиц: О признании права на получение медицинской помощи, возложении обязанности включить в список сотрудников, получающих медицинское обслуживание.
Обстоятельства: Истец указал, что в период прохождения службы в СУ СК России, а также после выхода на пенсию, истец получал медицинскую помощь. В конце июня 2022 года при обращении в КГБУЗ КДЦ ему было отказано в оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с тем, что он исключен из списков личного состава СУ СК России, имеющих право на получение медицинской помощи. Полагает, что оснований для отказа в получении медицинского обслуживания, как пенсионеру не имеется.
Решение: Отказано.С учетом указанного, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований доводы апелляционной жалобы о неоднократном получении истцом в течение длительного периода в КГБУЗ КДЦ "Вивея" медицинских услуг, ведении этой медицинской организацией медицинской карты на истца. Отступление КГБУЗ КДЦ "Вивея" в отношении истца от установленного для медицинской организации второго уровня порядка приема граждан, минуя медицинские учреждения первого уровня, не подтверждает необходимость дальнейшего несоблюдения установленного порядка. Ведение же медицинской карты на истца по установленным формам являлось обязанностью КГБУЗ КДЦ "Вивея" в силу требований п. 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Категория спора: Обязательное медицинское страхование.
Требования застрахованных лиц: О признании права на получение медицинской помощи, возложении обязанности включить в список сотрудников, получающих медицинское обслуживание.
Обстоятельства: Истец указал, что в период прохождения службы в СУ СК России, а также после выхода на пенсию, истец получал медицинскую помощь. В конце июня 2022 года при обращении в КГБУЗ КДЦ ему было отказано в оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с тем, что он исключен из списков личного состава СУ СК России, имеющих право на получение медицинской помощи. Полагает, что оснований для отказа в получении медицинского обслуживания, как пенсионеру не имеется.
Решение: Отказано.С учетом указанного, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований доводы апелляционной жалобы о неоднократном получении истцом в течение длительного периода в КГБУЗ КДЦ "Вивея" медицинских услуг, ведении этой медицинской организацией медицинской карты на истца. Отступление КГБУЗ КДЦ "Вивея" в отношении истца от установленного для медицинской организации второго уровня порядка приема граждан, минуя медицинские учреждения первого уровня, не подтверждает необходимость дальнейшего несоблюдения установленного порядка. Ведение же медицинской карты на истца по установленным формам являлось обязанностью КГБУЗ КДЦ "Вивея" в силу требований п. 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Правоприменительная практика также решает спорные ситуации по поводу отнесения редкого (орфанного) заболевания к тому или иному перечню. Например, в деле Верховного Суда Российской Федерации по лекарственному обеспечению пациента с редким заболеванием суд первой инстанции удовлетворил иск - за отцом девочки было признано право на бесплатное обеспечение препаратом "Церлипоназа альфа" по жизненным показаниям в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией. При вынесении решения суд исходил из того, что отсутствие спорного лекарства в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения, а также отсутствие заболеваний в ограничительных перечнях не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными программой бесплатного оказания гражданам медпомощи. Однако суд второй инстанции установил, что заболевание девочки, хотя и относится к числу редких (орфанных) заболеваний, поименованных в специальном Перечне Минздрава России, не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Следовательно, нет оснований для закупки препарата <23>.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Правоприменительная практика также решает спорные ситуации по поводу отнесения редкого (орфанного) заболевания к тому или иному перечню. Например, в деле Верховного Суда Российской Федерации по лекарственному обеспечению пациента с редким заболеванием суд первой инстанции удовлетворил иск - за отцом девочки было признано право на бесплатное обеспечение препаратом "Церлипоназа альфа" по жизненным показаниям в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией. При вынесении решения суд исходил из того, что отсутствие спорного лекарства в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения, а также отсутствие заболеваний в ограничительных перечнях не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными программой бесплатного оказания гражданам медпомощи. Однако суд второй инстанции установил, что заболевание девочки, хотя и относится к числу редких (орфанных) заболеваний, поименованных в специальном Перечне Минздрава России, не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Следовательно, нет оснований для закупки препарата <23>.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 07.10.2024 N 453
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"медицинские организации второго уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"медицинские организации второго уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);
<Письмо> Минздрава России от 01.07.2025 N 15-4/И/2-12980
<О направлении Методических рекомендаций "Обеспечение взаимодействия медицинских организаций и социальных служб, органов службы занятости при консультировании женщин в ситуации репродуктивного выбора/трудной жизненной ситуации, беременных и женщин/семей, желающих иметь детей">
(вместе с "Методическими рекомендациями "Обеспечение взаимодействия медицинских организаций и социальных служб, органов службы занятости при консультировании женщин в ситуации репродуктивного выбора/трудной жизненной ситуации, беременных и женщин/семей, желающих иметь детей", утв. Минтрудом России, Минздравом России 30.04.2025)В медицинских организациях второй группы (уровня) консультирование женщин и членов ее семьи осуществляется в женских консультациях в кабинете медико-социальной помощи (далее - Кабинет) психологом/медицинским психологом, социальным работником, юристом (положение об организации деятельности кабинета определены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях") или кабинете психологической и медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, специалистом по социальной работе, медицинским психологом (психологом), юристом или в Центре медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, врачом акушером-гинекологом, врачом-психотерапевтом, медицинским психологом (психологом), специалистом по социальной работе, юристом (правила организации деятельности Центра, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения определены в приложениях N 47 - 49 Приказа Минздрава России от 20 октября 2020 г. N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология").
<О направлении Методических рекомендаций "Обеспечение взаимодействия медицинских организаций и социальных служб, органов службы занятости при консультировании женщин в ситуации репродуктивного выбора/трудной жизненной ситуации, беременных и женщин/семей, желающих иметь детей">
(вместе с "Методическими рекомендациями "Обеспечение взаимодействия медицинских организаций и социальных служб, органов службы занятости при консультировании женщин в ситуации репродуктивного выбора/трудной жизненной ситуации, беременных и женщин/семей, желающих иметь детей", утв. Минтрудом России, Минздравом России 30.04.2025)В медицинских организациях второй группы (уровня) консультирование женщин и членов ее семьи осуществляется в женских консультациях в кабинете медико-социальной помощи (далее - Кабинет) психологом/медицинским психологом, социальным работником, юристом (положение об организации деятельности кабинета определены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях") или кабинете психологической и медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, специалистом по социальной работе, медицинским психологом (психологом), юристом или в Центре медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, врачом акушером-гинекологом, врачом-психотерапевтом, медицинским психологом (психологом), специалистом по социальной работе, юристом (правила организации деятельности Центра, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения определены в приложениях N 47 - 49 Приказа Минздрава России от 20 октября 2020 г. N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология").
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
Статья: Совершенствование мер социальной поддержки семей, имеющих детей
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость создания единой и стройной системы поддержки семей от этапа беременности до достижения детьми 18 лет. В последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс беспрецедентных правовых мер, направленных на выстраивание целостной системы поддержки семей, куда входят пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет и др. В целях реализации конституционных гарантий в сфере социального обеспечения граждан государством принят ряд дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость создания единой и стройной системы поддержки семей от этапа беременности до достижения детьми 18 лет. В последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс беспрецедентных правовых мер, направленных на выстраивание целостной системы поддержки семей, куда входят пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет и др. В целях реализации конституционных гарантий в сфере социального обеспечения граждан государством принят ряд дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
Статья: Экономико-юридические проблемы, возникающие при введении аутсорсинга приготовления лечебного питания в государственных и муниципальных психиатрических больницах (общая конструкция аутсорсинга в конкретной юридической ситуации)
(Ковалевский А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Во-вторых, закрепление на уровне федерального закона механизма осуществления больницей (заказчиком) тщательного текущего контроля за приготовлением аутсорсером (его работниками) лечебного питания надлежащих безопасности и качества - контроля, осуществляемого в режиме, предусмотренном Приказом N 330.
(Ковалевский А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Во-вторых, закрепление на уровне федерального закона механизма осуществления больницей (заказчиком) тщательного текущего контроля за приготовлением аутсорсером (его работниками) лечебного питания надлежащих безопасности и качества - контроля, осуществляемого в режиме, предусмотренном Приказом N 330.
Статья: Споры медицинских организаций с пациентами
(Аскеров А.)
("Административное право", 2021, N 2)Охрана здоровья граждан в России является приоритетным направлением внутренней политики государства. На практике здравоохранение является достаточно проблемной отраслью. Качество оказываемых медицинских услуг зачастую оставляет желать лучшего. Это касается как услуг, оказываемых на платной основе, так и гарантированных государством. Пандемия показала, что не все медицинские организации готовы оказывать услуги на должном уровне. При этом существуют правовые нормы, регулирующие качество предоставляемых услуг.
(Аскеров А.)
("Административное право", 2021, N 2)Охрана здоровья граждан в России является приоритетным направлением внутренней политики государства. На практике здравоохранение является достаточно проблемной отраслью. Качество оказываемых медицинских услуг зачастую оставляет желать лучшего. Это касается как услуг, оказываемых на платной основе, так и гарантированных государством. Пандемия показала, что не все медицинские организации готовы оказывать услуги на должном уровне. При этом существуют правовые нормы, регулирующие качество предоставляемых услуг.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Финансируются программы преимущественно за счет бюджетных средств (65%), особенно в странах со средним и невысоким уровнем дохода. Источниками финансирования также могут быть взносы фармацевтических компаний <1>; страховые взносы медицинских организаций; пошлины, удерживаемые с импортеров вакцин. В Китае, Японии и Республике Корея существуют две различные компенсационные программы, покрывающие риски в виде поствакцинальных осложнений: одна для вакцин, предусмотренных Национальной программой иммунизации (NIP), другая - для иных случаев вакцинирования (non-NIP). Соответственно, каждая из программ имеет собственные источники финансирования: в первом случае - средства государства, во втором случае - взносы фармацевтических компаний и организаций, осуществляющих их реализацию <2>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Финансируются программы преимущественно за счет бюджетных средств (65%), особенно в странах со средним и невысоким уровнем дохода. Источниками финансирования также могут быть взносы фармацевтических компаний <1>; страховые взносы медицинских организаций; пошлины, удерживаемые с импортеров вакцин. В Китае, Японии и Республике Корея существуют две различные компенсационные программы, покрывающие риски в виде поствакцинальных осложнений: одна для вакцин, предусмотренных Национальной программой иммунизации (NIP), другая - для иных случаев вакцинирования (non-NIP). Соответственно, каждая из программ имеет собственные источники финансирования: в первом случае - средства государства, во втором случае - взносы фармацевтических компаний и организаций, осуществляющих их реализацию <2>.
Статья: Проблемы гражданско-правового регулирования в сфере защиты прав гражданина в Российской Федерации при использовании генетической информации
(Тужилова-Орданская Е.М., Ахтямова Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Во-вторых, имеет значение проблема защиты конституционных прав граждан, что связано с обработкой и последующим использованием персональной ДНК-информации.
(Тужилова-Орданская Е.М., Ахтямова Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Во-вторых, имеет значение проблема защиты конституционных прав граждан, что связано с обработкой и последующим использованием персональной ДНК-информации.