Медицинские организации первого уровня
Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинские организации первого уровня (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27.09.2023 N 33-6867/2023 (УИД 27RS0001-01-2023-001025-94)
Категория спора: Обязательное медицинское страхование.
Требования застрахованных лиц: О признании права на получение медицинской помощи, возложении обязанности включить в список сотрудников, получающих медицинское обслуживание.
Обстоятельства: Истец указал, что в период прохождения службы в СУ СК России, а также после выхода на пенсию, истец получал медицинскую помощь. В конце июня 2022 года при обращении в КГБУЗ КДЦ ему было отказано в оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с тем, что он исключен из списков личного состава СУ СК России, имеющих право на получение медицинской помощи. Полагает, что оснований для отказа в получении медицинского обслуживания, как пенсионеру не имеется.
Решение: Отказано.С учетом указанного, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований доводы апелляционной жалобы о неоднократном получении истцом в течение длительного периода в КГБУЗ КДЦ "Вивея" медицинских услуг, ведении этой медицинской организацией медицинской карты на истца. Отступление КГБУЗ КДЦ "Вивея" в отношении истца от установленного для медицинской организации второго уровня порядка приема граждан, минуя медицинские учреждения первого уровня, не подтверждает необходимость дальнейшего несоблюдения установленного порядка. Ведение же медицинской карты на истца по установленным формам являлось обязанностью КГБУЗ КДЦ "Вивея" в силу требований п. 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Категория спора: Обязательное медицинское страхование.
Требования застрахованных лиц: О признании права на получение медицинской помощи, возложении обязанности включить в список сотрудников, получающих медицинское обслуживание.
Обстоятельства: Истец указал, что в период прохождения службы в СУ СК России, а также после выхода на пенсию, истец получал медицинскую помощь. В конце июня 2022 года при обращении в КГБУЗ КДЦ ему было отказано в оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с тем, что он исключен из списков личного состава СУ СК России, имеющих право на получение медицинской помощи. Полагает, что оснований для отказа в получении медицинского обслуживания, как пенсионеру не имеется.
Решение: Отказано.С учетом указанного, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований доводы апелляционной жалобы о неоднократном получении истцом в течение длительного периода в КГБУЗ КДЦ "Вивея" медицинских услуг, ведении этой медицинской организацией медицинской карты на истца. Отступление КГБУЗ КДЦ "Вивея" в отношении истца от установленного для медицинской организации второго уровня порядка приема граждан, минуя медицинские учреждения первого уровня, не подтверждает необходимость дальнейшего несоблюдения установленного порядка. Ведение же медицинской карты на истца по установленным формам являлось обязанностью КГБУЗ КДЦ "Вивея" в силу требований п. 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 12.12.2024 N 33-10594/2024 (УИД 29RS0018-01-2024-001828-48)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец полагал, что имеет право на бесплатное получение системы непрерывного или флэш-мониторинга глюкозы по медицинским показаниям, на которые подлежат оформлению рецепты медицинской организацией, подлежащие финансовому обеспечению за счет субъекта РФ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Вместе с тем, нуждаемость истца по медицинским показаниям (жизненным показаниям) в медицинском изделии - сенсор для непрерывного мониторирования уровня глюкозы, не подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУЗ АО "Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич", проведенной ДД.ММ.ГГГГ, к которому истец прикреплен для наблюдения и медицинского обслуживания. Врачебной комиссией указанной медицинской организации подтверждено отсутствие в текущий момент показаний для назначения сенсоров непрерывного мониторинга глюкозы крови; в качестве средства диагностики уровня глюкозы в крови определены тест-полоски для глюкометра.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец полагал, что имеет право на бесплатное получение системы непрерывного или флэш-мониторинга глюкозы по медицинским показаниям, на которые подлежат оформлению рецепты медицинской организацией, подлежащие финансовому обеспечению за счет субъекта РФ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Вместе с тем, нуждаемость истца по медицинским показаниям (жизненным показаниям) в медицинском изделии - сенсор для непрерывного мониторирования уровня глюкозы, не подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУЗ АО "Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич", проведенной ДД.ММ.ГГГГ, к которому истец прикреплен для наблюдения и медицинского обслуживания. Врачебной комиссией указанной медицинской организации подтверждено отсутствие в текущий момент показаний для назначения сенсоров непрерывного мониторинга глюкозы крови; в качестве средства диагностики уровня глюкозы в крови определены тест-полоски для глюкометра.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования первой помощи: от становления института до современного правоприменения
(Путило Н.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Помимо системообразующего акта законодательства об охране здоровья граждан, законодательные акты иной отраслевой принадлежности не только обозначают новых субъектов, обязанных оказывать первую помощь, и условия ее оказания (например, с 1 сентября 2026 г. вступает в силу Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 427-ФЗ "О частной охранной деятельности" <35>, частью 7 ст. 21 которого установлена обязанность частного охранника и телохранителя при применении физической силы, специальных средств или оружия обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок медицинскую организацию), но и закрепляют механизмы, позволяющие оказывать первую помощь на должном уровне. Важнейший из них - обучение. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <36> элементом охраны здоровья обучающихся признано обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
(Путило Н.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Помимо системообразующего акта законодательства об охране здоровья граждан, законодательные акты иной отраслевой принадлежности не только обозначают новых субъектов, обязанных оказывать первую помощь, и условия ее оказания (например, с 1 сентября 2026 г. вступает в силу Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 427-ФЗ "О частной охранной деятельности" <35>, частью 7 ст. 21 которого установлена обязанность частного охранника и телохранителя при применении физической силы, специальных средств или оружия обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок медицинскую организацию), но и закрепляют механизмы, позволяющие оказывать первую помощь на должном уровне. Важнейший из них - обучение. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <36> элементом охраны здоровья обучающихся признано обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Статья: О коллизиях законодательства в сфере обращения лекарственных средств с учетом правоприменительной практики
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Своеобразным парадоксом является то, что официальные определения для терминов: медицинская деятельность, медицинская помощь, медицинская услуга или медицинское вмешательство, установленные Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), не содержат упоминаний о лекарственных средствах. При этом согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 323-ФЗ право на охрану здоровья обеспечивается не применением качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а их производством и реализацией. В данном контексте рассмотрим некоторые коллизии, возникающие в сфере обращения лекарственных средств на уровне медицинской или фармацевтической организации, а также их работников.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Своеобразным парадоксом является то, что официальные определения для терминов: медицинская деятельность, медицинская помощь, медицинская услуга или медицинское вмешательство, установленные Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), не содержат упоминаний о лекарственных средствах. При этом согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 323-ФЗ право на охрану здоровья обеспечивается не применением качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а их производством и реализацией. В данном контексте рассмотрим некоторые коллизии, возникающие в сфере обращения лекарственных средств на уровне медицинской или фармацевтической организации, а также их работников.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 07.10.2024 N 453
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"медицинские организации первого уровня - это медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь, и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профиля;
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"медицинские организации первого уровня - это медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь, и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профиля;
"Методические рекомендации "Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19. Версия 5 (28.12.2021)"
(утв. Минздравом России)Пациенток с предполагаемым, вероятным или подтвержденным случаем заболевания COVID-19 рекомендовано в первую очередь направлять в медицинские организации третьего уровня (моностационары), оснащенные помещениями для эффективной изоляции и средствами индивидуальной защиты, а также имеющие условия для проведения родоразрешения (наличие родильного зала, операционной, соответствующих требованиям приказа Минздрава России от 20.10.2020 N 1130) и оказания медицинской помощи новорожденному.
(утв. Минздравом России)Пациенток с предполагаемым, вероятным или подтвержденным случаем заболевания COVID-19 рекомендовано в первую очередь направлять в медицинские организации третьего уровня (моностационары), оснащенные помещениями для эффективной изоляции и средствами индивидуальной защиты, а также имеющие условия для проведения родоразрешения (наличие родильного зала, операционной, соответствующих требованиям приказа Минздрава России от 20.10.2020 N 1130) и оказания медицинской помощи новорожденному.
Статья: Учреждение здравоохранения как юридическое лицо публичного права
(Даунгли А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)1. Целевая установка и задачи. Учреждения здравоохранения создаются и действуют в целях реализации не частных, а общих (публичных) интересов, что закреплено в их уставах. Формы таких документов являются типовыми и разрабатываются их учредителями - соответствующими министерствами субъектов РФ. Согласно типовой форме Устава медицинского учреждения оно создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Для достижения указанной цели медицинские учреждения осуществляют закрепленные в Уставе виды деятельности. Учредитель предельно ясно разграничивает "основные" виды деятельности от "не основных", относя к основным видам деятельности лицензируемые, общественно значимые - это в первую очередь медицинская деятельность, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, фармацевтическая деятельность и проч. Осуществление медицинской деятельности возможно только при наличии лицензии, целью которой является оценка возможностей медицинского учреждения (организации) в части оказания медицинской помощи в объеме и функциях, адекватных уровню подготовки персонала, состоянию материально-технической базы учреждения и его оснащенности <10>. Также в уставе учреждения указывается, что оно может осуществлять иные, не являющиеся основными, виды деятельности. Однако такая деятельность может осуществляться лишь для достижения "основных" целей.
(Даунгли А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)1. Целевая установка и задачи. Учреждения здравоохранения создаются и действуют в целях реализации не частных, а общих (публичных) интересов, что закреплено в их уставах. Формы таких документов являются типовыми и разрабатываются их учредителями - соответствующими министерствами субъектов РФ. Согласно типовой форме Устава медицинского учреждения оно создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Для достижения указанной цели медицинские учреждения осуществляют закрепленные в Уставе виды деятельности. Учредитель предельно ясно разграничивает "основные" виды деятельности от "не основных", относя к основным видам деятельности лицензируемые, общественно значимые - это в первую очередь медицинская деятельность, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, фармацевтическая деятельность и проч. Осуществление медицинской деятельности возможно только при наличии лицензии, целью которой является оценка возможностей медицинского учреждения (организации) в части оказания медицинской помощи в объеме и функциях, адекватных уровню подготовки персонала, состоянию материально-технической базы учреждения и его оснащенности <10>. Также в уставе учреждения указывается, что оно может осуществлять иные, не являющиеся основными, виды деятельности. Однако такая деятельность может осуществляться лишь для достижения "основных" целей.
Статья: Совершенствование мер социальной поддержки семей, имеющих детей
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость создания единой и стройной системы поддержки семей от этапа беременности до достижения детьми 18 лет. В последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс беспрецедентных правовых мер, направленных на выстраивание целостной системы поддержки семей, куда входят пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет и др. В целях реализации конституционных гарантий в сфере социального обеспечения граждан государством принят ряд дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость создания единой и стройной системы поддержки семей от этапа беременности до достижения детьми 18 лет. В последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс беспрецедентных правовых мер, направленных на выстраивание целостной системы поддержки семей, куда входят пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет и др. В целях реализации конституционных гарантий в сфере социального обеспечения граждан государством принят ряд дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
Статья: Экономико-юридические проблемы, возникающие при введении аутсорсинга приготовления лечебного питания в государственных и муниципальных психиатрических больницах (общая конструкция аутсорсинга в конкретной юридической ситуации)
(Ковалевский А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Сохранить структурное единство (целостность), достаточный уровень самостоятельности и стабильность деятельности медицинской организации позволяет выбор надлежащего аутсорсера (имплантата) и его должное "встраивание" в систему отношений по оказанию медицинской помощи. При этом при выборе надлежащего аутсорсера недостаточно наличия у него некой "предполагаемой способности" исполнять передаваемую ему функцию. Хотя наличие подобной "способности" фактически презюмируется - в целях увеличения конкуренции, законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд (в первую очередь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках)).
(Ковалевский А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Сохранить структурное единство (целостность), достаточный уровень самостоятельности и стабильность деятельности медицинской организации позволяет выбор надлежащего аутсорсера (имплантата) и его должное "встраивание" в систему отношений по оказанию медицинской помощи. При этом при выборе надлежащего аутсорсера недостаточно наличия у него некой "предполагаемой способности" исполнять передаваемую ему функцию. Хотя наличие подобной "способности" фактически презюмируется - в целях увеличения конкуренции, законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд (в первую очередь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках)).
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Главная функция первичного звена - это оказание первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) населению по территориально-участковому принципу через врачей "первого контакта" <3>. Одной из проблематик функционирования механизма оказания медицинской помощи (далее - МП) на первичном уровне является сложность вычленения и обособления подразделений и медицинских организаций (далее - МО), оказывающих ПМСП населению. МО первичного звена существуют не изолированно. Они встроены в государственную систему здравоохранения <4>. С одной стороны, это позволяет интегрировать первичные МО (подразделения) в общую систему здравоохранения и обеспечить преемственность и оптимальную маршрутизацию пациентов <5>. С другой стороны, такое "несамостоятельное" положение и ограниченный текущий уровень лечебно-диагностических компетенций в сочетании с низким уровнем доверия со стороны населения выдвигает первичное звено на периферию системы здравоохранения <6>. Одной из основных причин такого положения дел на текущий момент может быть ненадлежащий организационно-правовой статус первичного звена.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Главная функция первичного звена - это оказание первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) населению по территориально-участковому принципу через врачей "первого контакта" <3>. Одной из проблематик функционирования механизма оказания медицинской помощи (далее - МП) на первичном уровне является сложность вычленения и обособления подразделений и медицинских организаций (далее - МО), оказывающих ПМСП населению. МО первичного звена существуют не изолированно. Они встроены в государственную систему здравоохранения <4>. С одной стороны, это позволяет интегрировать первичные МО (подразделения) в общую систему здравоохранения и обеспечить преемственность и оптимальную маршрутизацию пациентов <5>. С другой стороны, такое "несамостоятельное" положение и ограниченный текущий уровень лечебно-диагностических компетенций в сочетании с низким уровнем доверия со стороны населения выдвигает первичное звено на периферию системы здравоохранения <6>. Одной из основных причин такого положения дел на текущий момент может быть ненадлежащий организационно-правовой статус первичного звена.
Статья: Защита критически важных объектов, подведомственных Министерству труда и социальной защиты, от чрезвычайных ситуаций
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 12)- оказание должностным лицам и работникам Министерства и (или) организаций, а также иным лицам, находящимся на территории КВО федерального уровня значимости, пострадавшим в результате ЧС на этих объектах, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские организации;
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 12)- оказание должностным лицам и работникам Министерства и (или) организаций, а также иным лицам, находящимся на территории КВО федерального уровня значимости, пострадавшим в результате ЧС на этих объектах, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские организации;
Статья: Правовые проблемы применения специальных знаний при оценке оказанной медицинской помощи
(Проскурина А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Наиболее очевидная проблема применения специальных знаний выявляется уже при самом первом обращении пациента (как правило, непосредственно в медицинскую организацию) с жалобой на ненадлежащее лечение. Обычно пациенты не обладают знаниями в области медицины на достаточном уровне и склонны винить в недостигнутом желаемом результате лечения исключительно медицинских работников, не принимая во внимание объективные данные. Примером, иллюстрирующим подобное поведение, выступает следующий случай из профессиональной практики автора:
(Проскурина А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Наиболее очевидная проблема применения специальных знаний выявляется уже при самом первом обращении пациента (как правило, непосредственно в медицинскую организацию) с жалобой на ненадлежащее лечение. Обычно пациенты не обладают знаниями в области медицины на достаточном уровне и склонны винить в недостигнутом желаемом результате лечения исключительно медицинских работников, не принимая во внимание объективные данные. Примером, иллюстрирующим подобное поведение, выступает следующий случай из профессиональной практики автора:
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность. Представители медицинского сообщества нередко высказывают недовольство по поводу смешения понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга" в законодательстве и на уровне подзаконных нормативных актов. Если первое ассоциируется с гарантированным ст. 41 Конституции РФ публично значимым благом, то во втором видят угрозу коммерциализации медицинской деятельности и сведения медицинской помощи к предметам потребления - товарам, работам и услугам. Соответственно, к медицинским услугам в узком смысле слова предлагается относить лишь ту часть медицинской деятельности и предоставляемой медицинской помощи, при которой отношения между медицинской организацией и пациентом основаны на возмездном договоре: договоре об оказании платных медицинских услуг, договоре добровольного медицинского страхования (далее - ДМС). В свою очередь, предоставляемая в рамках программы государственных гарантий (включая ОМС) медицинская помощь не должна отождествляться с услугами <1>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность. Представители медицинского сообщества нередко высказывают недовольство по поводу смешения понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга" в законодательстве и на уровне подзаконных нормативных актов. Если первое ассоциируется с гарантированным ст. 41 Конституции РФ публично значимым благом, то во втором видят угрозу коммерциализации медицинской деятельности и сведения медицинской помощи к предметам потребления - товарам, работам и услугам. Соответственно, к медицинским услугам в узком смысле слова предлагается относить лишь ту часть медицинской деятельности и предоставляемой медицинской помощи, при которой отношения между медицинской организацией и пациентом основаны на возмездном договоре: договоре об оказании платных медицинских услуг, договоре добровольного медицинского страхования (далее - ДМС). В свою очередь, предоставляемая в рамках программы государственных гарантий (включая ОМС) медицинская помощь не должна отождествляться с услугами <1>.
Статья: Споры медицинских организаций с пациентами
(Аскеров А.)
("Административное право", 2021, N 2)Охрана здоровья граждан в России является приоритетным направлением внутренней политики государства. На практике здравоохранение является достаточно проблемной отраслью. Качество оказываемых медицинских услуг зачастую оставляет желать лучшего. Это касается как услуг, оказываемых на платной основе, так и гарантированных государством. Пандемия показала, что не все медицинские организации готовы оказывать услуги на должном уровне. При этом существуют правовые нормы, регулирующие качество предоставляемых услуг.
(Аскеров А.)
("Административное право", 2021, N 2)Охрана здоровья граждан в России является приоритетным направлением внутренней политики государства. На практике здравоохранение является достаточно проблемной отраслью. Качество оказываемых медицинских услуг зачастую оставляет желать лучшего. Это касается как услуг, оказываемых на платной основе, так и гарантированных государством. Пандемия показала, что не все медицинские организации готовы оказывать услуги на должном уровне. При этом существуют правовые нормы, регулирующие качество предоставляемых услуг.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Правоприменительная практика также решает спорные ситуации по поводу отнесения редкого (орфанного) заболевания к тому или иному перечню. Например, в деле Верховного Суда Российской Федерации по лекарственному обеспечению пациента с редким заболеванием суд первой инстанции удовлетворил иск - за отцом девочки было признано право на бесплатное обеспечение препаратом "Церлипоназа альфа" по жизненным показаниям в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией. При вынесении решения суд исходил из того, что отсутствие спорного лекарства в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения, а также отсутствие заболеваний в ограничительных перечнях не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными программой бесплатного оказания гражданам медпомощи. Однако суд второй инстанции установил, что заболевание девочки, хотя и относится к числу редких (орфанных) заболеваний, поименованных в специальном Перечне Минздрава России, не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Следовательно, нет оснований для закупки препарата <23>.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Правоприменительная практика также решает спорные ситуации по поводу отнесения редкого (орфанного) заболевания к тому или иному перечню. Например, в деле Верховного Суда Российской Федерации по лекарственному обеспечению пациента с редким заболеванием суд первой инстанции удовлетворил иск - за отцом девочки было признано право на бесплатное обеспечение препаратом "Церлипоназа альфа" по жизненным показаниям в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией. При вынесении решения суд исходил из того, что отсутствие спорного лекарства в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения, а также отсутствие заболеваний в ограничительных перечнях не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными программой бесплатного оказания гражданам медпомощи. Однако суд второй инстанции установил, что заболевание девочки, хотя и относится к числу редких (орфанных) заболеваний, поименованных в специальном Перечне Минздрава России, не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Следовательно, нет оснований для закупки препарата <23>.