Медианный среднедушевой доход
Подборка наиболее важных документов по запросу Медианный среднедушевой доход (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как определить среднедушевой доход?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)От среднедушевого дохода следует отличать медианный среднедушевой доход. Под таким доходом понимается величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины (ст. 1 Закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)От среднедушевого дохода следует отличать медианный среднедушевой доход. Под таким доходом понимается величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины (ст. 1 Закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ).
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Динамика свойственна также и прожиточному минимуму как социальному стандарту. Если до 1 января 2021 г. он определялся ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам, то начиная с указанной даты предполагалось его установление Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на очередной год до 1 июля текущего года с исчислением в определенной пропорции с величиной медианного среднедушевого дохода за предыдущий год <14>. До 1 января 2024 г. действие новых правил было приостановлено, и в течение этого периода величина прожиточного минимума определялась федеральным законом о федеральном бюджете. На 2025 г. она была установлена Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2024 г. N 789 <15> в более высоких, по сравнению с показателями 2024 г., размерах. Так, если в 2024 г. величина прожиточного минимума составляла в целом по РФ на душу населения 15 453 руб., для трудоспособного населения - 16 844 руб., пенсионеров - 13 290 руб., детей - 14 989 руб., то в 2025 г. ее размеры увеличились до 17 733 руб., 19 329 руб., 15 250 руб. и 17 201 руб. соответственно.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Динамика свойственна также и прожиточному минимуму как социальному стандарту. Если до 1 января 2021 г. он определялся ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам, то начиная с указанной даты предполагалось его установление Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на очередной год до 1 июля текущего года с исчислением в определенной пропорции с величиной медианного среднедушевого дохода за предыдущий год <14>. До 1 января 2024 г. действие новых правил было приостановлено, и в течение этого периода величина прожиточного минимума определялась федеральным законом о федеральном бюджете. На 2025 г. она была установлена Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2024 г. N 789 <15> в более высоких, по сравнению с показателями 2024 г., размерах. Так, если в 2024 г. величина прожиточного минимума составляла в целом по РФ на душу населения 15 453 руб., для трудоспособного населения - 16 844 руб., пенсионеров - 13 290 руб., детей - 14 989 руб., то в 2025 г. ее размеры увеличились до 17 733 руб., 19 329 руб., 15 250 руб. и 17 201 руб. соответственно.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ
(ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024)
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации"медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;
(ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024)
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации"медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение качества и уровня жизни российских граждан является приоритетной задачей в области реализации государственной политики Российской Федерации. От ее решения непосредственно зависит устойчивость социально-экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является государством социальным <1>, и для того, чтобы в полной мере реализовать эту функцию, в первую очередь необходимо решить проблему повышения уровня жизни населения, в том числе лиц старшего поколения. В рамках решения этой задачи в последние годы сделано немало, в частности, с 2021 г. изменена методология расчета прожиточного минимума (далее - ПМ) в стране, и вместо привязки ПМ к стоимости условной потребительской корзины размер ПМ определяется как установленное соотношение (44,2%) от размера медианного среднедушевого дохода, что должно привести к повышению минимальных стандартов жизни граждан, которые теперь должны повышаться соразмерно общему росту доходов населения <2>. При этом в отношении лиц пенсионного возраста установлена важная норма, касающаяся минимального размера материального обеспечения пенсионера, которое не может составлять сумму ниже ПМ пенсионера <3>. Однако само по себе изменение методологии определения минимальных жизненных стандартов не может обеспечить повышение уровня жизни граждан, поэтому в отношении социально уязвимых групп населения необходимо принимать упреждающие меры, направленные на недопущение их скатывания в бедность и обеспечение им достойного уровня жизни.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение качества и уровня жизни российских граждан является приоритетной задачей в области реализации государственной политики Российской Федерации. От ее решения непосредственно зависит устойчивость социально-экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является государством социальным <1>, и для того, чтобы в полной мере реализовать эту функцию, в первую очередь необходимо решить проблему повышения уровня жизни населения, в том числе лиц старшего поколения. В рамках решения этой задачи в последние годы сделано немало, в частности, с 2021 г. изменена методология расчета прожиточного минимума (далее - ПМ) в стране, и вместо привязки ПМ к стоимости условной потребительской корзины размер ПМ определяется как установленное соотношение (44,2%) от размера медианного среднедушевого дохода, что должно привести к повышению минимальных стандартов жизни граждан, которые теперь должны повышаться соразмерно общему росту доходов населения <2>. При этом в отношении лиц пенсионного возраста установлена важная норма, касающаяся минимального размера материального обеспечения пенсионера, которое не может составлять сумму ниже ПМ пенсионера <3>. Однако само по себе изменение методологии определения минимальных жизненных стандартов не может обеспечить повышение уровня жизни граждан, поэтому в отношении социально уязвимых групп населения необходимо принимать упреждающие меры, направленные на недопущение их скатывания в бедность и обеспечение им достойного уровня жизни.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Согласно ст. 4 указанного Федерального закона величина прожиточного минимума "исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год"; при этом "соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента"; последний процент соотношения медианного дохода и уровня прожиточного минимума далее может регулярно, но не реже одного раза в пять лет пересматриваться. Медианный среднедушевой доход - это уровень, выше которого оказываются по данным статистики доходы у 50% населения, а у второй половины, наоборот, эти доходы ниже.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Согласно ст. 4 указанного Федерального закона величина прожиточного минимума "исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год"; при этом "соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента"; последний процент соотношения медианного дохода и уровня прожиточного минимума далее может регулярно, но не реже одного раза в пять лет пересматриваться. Медианный среднедушевой доход - это уровень, выше которого оказываются по данным статистики доходы у 50% населения, а у второй половины, наоборот, эти доходы ниже.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Теперь в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - это минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина, которая определяется в целом по РФ и в ее субъектах. Из статьи 4 указанного Закона следует, что величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации с 2021 года составляет 44,2% медианного среднедушевого дохода за соответствующий период времени. Данное соотношение пересматривается не реже чем раз в 5 лет, исходя из условий социально-экономического развития страны.
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Теперь в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - это минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина, которая определяется в целом по РФ и в ее субъектах. Из статьи 4 указанного Закона следует, что величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации с 2021 года составляет 44,2% медианного среднедушевого дохода за соответствующий период времени. Данное соотношение пересматривается не реже чем раз в 5 лет, исходя из условий социально-экономического развития страны.
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим, что 29 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Определение понятия прожиточного минимума претерпело значительные изменения и рассматривается теперь как минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина. Введено новое правило исчисления величины прожиточного минимума и порядка его установления - как 44,2 процента от величины медианного среднедушевого дохода, относительно которого половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим, что 29 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Определение понятия прожиточного минимума претерпело значительные изменения и рассматривается теперь как минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина. Введено новое правило исчисления величины прожиточного минимума и порядка его установления - как 44,2 процента от величины медианного среднедушевого дохода, относительно которого половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины.
Статья: Публично-правовое регулирование цены денег и их покупательной способности в Российской Федерации
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
"Личные и имущественные правоотношения супругов: учебное пособие"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)В отличие от родителей и детей супруги не связаны между собой кровными узами, поэтому обязаны содержать друг друга, только если плательщик обладает для этого необходимыми средствами. Лицо, у которого после взыскания алиментов останется средств менее прожиточного минимума на него самого и на каждого из лиц, которых он по закону обязан содержать, должно признаваться не имеющим необходимых средств для уплаты алиментов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов, которая исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)В отличие от родителей и детей супруги не связаны между собой кровными узами, поэтому обязаны содержать друг друга, только если плательщик обладает для этого необходимыми средствами. Лицо, у которого после взыскания алиментов останется средств менее прожиточного минимума на него самого и на каждого из лиц, которых он по закону обязан содержать, должно признаваться не имеющим необходимых средств для уплаты алиментов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов, которая исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
Статья: Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)29 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который введен в действие 1 января 2021 г. <14> Этот Закон вводит новые для отечественного законодательства понятия - "медианный среднедушевой доход" (МСД) и "медианная заработная плата" (МЗП).
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)29 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который введен в действие 1 января 2021 г. <14> Этот Закон вводит новые для отечественного законодательства понятия - "медианный среднедушевой доход" (МСД) и "медианная заработная плата" (МЗП).
Статья: Защита прав кредитора от возможных злоупотреблений правом со стороны должника и финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)При этом медианный среднедушевой доход - это величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)При этом медианный среднедушевой доход - это величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Статья: Европейская социальная хартия: процедуры мониторинга
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<8> В настоящее время МРОТ в РФ составляет 42% от медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а прожиточный минимум - 44,2% // Федеральные законы от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда" и от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<8> В настоящее время МРОТ в РФ составляет 42% от медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а прожиточный минимум - 44,2% // Федеральные законы от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда" и от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".