Мажоритарная и пропорциональная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Мажоритарная и пропорциональная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Президентская форма правления Республики Казахстан в условиях конституционных реформ
(Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В рамках осуществления системной трансформации политической системы создается более демократическая модель устройства общества и государства. На основе обновленного выборного законодательства (в том числе применения смешанной мажоритарно-пропорциональной системы формирования Мажилиса и маслихатов) прошли выборы Президента Республики, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, местных представительных органов и акимов низового звена.
(Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В рамках осуществления системной трансформации политической системы создается более демократическая модель устройства общества и государства. На основе обновленного выборного законодательства (в том числе применения смешанной мажоритарно-пропорциональной системы формирования Мажилиса и маслихатов) прошли выборы Президента Республики, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, местных представительных органов и акимов низового звена.
Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение из общего правила составляет муниципальное образование город Владикавказ, представительный орган которого состоит из депутатов, избираемых на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Половина от общего числа депутатов (32) избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями.
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение из общего правила составляет муниципальное образование город Владикавказ, представительный орган которого состоит из депутатов, избираемых на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Половина от общего числа депутатов (32) избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями.
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Эффективная избирательная система является важнейшей составляющей современного демократического государства и оказывает значительное влияние на качественный состав формируемых путем выборов органов публичной власти, а также на степень доверия к ним со стороны граждан. В науке конституционного права устоялась позиция, согласно которой избирательная система может пониматься в двух смыслах: узком - как порядок определения результатов голосования (таким образом выделяются в качестве основных мажоритарная и пропорциональная системы) и широком - как вся совокупность правовых норм, регулирующих вопросы предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования <1>. При дальнейшем анализе рассматриваемой в данной статье проблемы будет применяться широкий подход.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Эффективная избирательная система является важнейшей составляющей современного демократического государства и оказывает значительное влияние на качественный состав формируемых путем выборов органов публичной власти, а также на степень доверия к ним со стороны граждан. В науке конституционного права устоялась позиция, согласно которой избирательная система может пониматься в двух смыслах: узком - как порядок определения результатов голосования (таким образом выделяются в качестве основных мажоритарная и пропорциональная системы) и широком - как вся совокупность правовых норм, регулирующих вопросы предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования <1>. При дальнейшем анализе рассматриваемой в данной статье проблемы будет применяться широкий подход.
Статья: Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал, что смешанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является одной из самых удачных, поскольку при ней и народ может выразить свою волю, и политические партии готовы представить полную палитру своих кандидатов и предвыборных программ <9>. С.А. Авакьян назвал сочетание мажоритарной избирательной системы по территориальным округам и избрания по спискам избирательных объединений (политических партий), или пропорциональной избирательной системы, "перетягиванием канатов" <10>. Именно смешанная мажоритарно-пропорциональная система применялась на федеральных выборах современного российского парламента с момента его зарождения в 1993 г. Однако в 2005 г. данная система выборов была заменена на полностью пропорциональную, дающую политическим партиям возможность увеличивать свои списки кандидатов почти в два раза, тем самым значительно расширяя их избирательные права. Негативными последствиями данной избирательной реформы были "фактическое отторжение рядового гражданина от порядка выдвижения кандидатов на выборах" <11>, кулуарный порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, а затем внутри партийного списка в соответствии с волей политической партии, а вернее - ее руководства.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал, что смешанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является одной из самых удачных, поскольку при ней и народ может выразить свою волю, и политические партии готовы представить полную палитру своих кандидатов и предвыборных программ <9>. С.А. Авакьян назвал сочетание мажоритарной избирательной системы по территориальным округам и избрания по спискам избирательных объединений (политических партий), или пропорциональной избирательной системы, "перетягиванием канатов" <10>. Именно смешанная мажоритарно-пропорциональная система применялась на федеральных выборах современного российского парламента с момента его зарождения в 1993 г. Однако в 2005 г. данная система выборов была заменена на полностью пропорциональную, дающую политическим партиям возможность увеличивать свои списки кандидатов почти в два раза, тем самым значительно расширяя их избирательные права. Негативными последствиями данной избирательной реформы были "фактическое отторжение рядового гражданина от порядка выдвижения кандидатов на выборах" <11>, кулуарный порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, а затем внутри партийного списка в соответствии с волей политической партии, а вернее - ее руководства.
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с мажоритарной и пропорциональной системами нередко выделяется так называемая смешанная избирательная система, предполагающая одновременное применение правил обеих названных систем при формировании единого органа. Нередко о применении смешанной избирательной системы говорят при анализе порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако буквальное прочтение положений действующего законодательства (ст. 3 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") позволяет говорить об применении мажоритарной системы к 225 депутатам, а также пропорциональной системы к другим 225 избираемым депутатам Государственной Думы.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с мажоритарной и пропорциональной системами нередко выделяется так называемая смешанная избирательная система, предполагающая одновременное применение правил обеих названных систем при формировании единого органа. Нередко о применении смешанной избирательной системы говорят при анализе порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако буквальное прочтение положений действующего законодательства (ст. 3 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") позволяет говорить об применении мажоритарной системы к 225 депутатам, а также пропорциональной системы к другим 225 избираемым депутатам Государственной Думы.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для общегосударственного уровня избрания и в других странах, и в Российской Федерации имеет место "перетягивание канатов" между территориальными округами (как правило, одномандатными, но порой и многомандатными) - так называемая мажоритарная избирательная система, и избранием части депутатов по спискам избирательных объединений, чаще всего политических партий - так называемая пропорциональная избирательная система. Как известно, в Российской Федерации для выборов депутатов Государственной Думы сначала применялась смешанная пропорционально-мажоритарная система, на выборах 2007 г. и 2011 гг. только пропорциональная избирательная система, далее опять смешанная система.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для общегосударственного уровня избрания и в других странах, и в Российской Федерации имеет место "перетягивание канатов" между территориальными округами (как правило, одномандатными, но порой и многомандатными) - так называемая мажоритарная избирательная система, и избранием части депутатов по спискам избирательных объединений, чаще всего политических партий - так называемая пропорциональная избирательная система. Как известно, в Российской Федерации для выборов депутатов Государственной Думы сначала применялась смешанная пропорционально-мажоритарная система, на выборах 2007 г. и 2011 гг. только пропорциональная избирательная система, далее опять смешанная система.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)В завершение рассмотрения вопросов защиты интересов гомогенных групп кредиторов хотелось бы указать на ошибочность сравнения голосования кредиторов в коллективных процедурах с голосованиями акционеров: в последнем случае адекватна именно пропорциональная система, которая позволяет мажоритарному акционеру осуществлять долгосрочное стратегическое управление бизнесом.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)В завершение рассмотрения вопросов защиты интересов гомогенных групп кредиторов хотелось бы указать на ошибочность сравнения голосования кредиторов в коллективных процедурах с голосованиями акционеров: в последнем случае адекватна именно пропорциональная система, которая позволяет мажоритарному акционеру осуществлять долгосрочное стратегическое управление бизнесом.
Статья: Проблемы законодательного регулирования компетенции Конституционного Суда Российской Федерации
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Этот пример показывает, насколько непростым может быть определение природы поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса. Среди норм, конституционность которых предлагалось тогда проверить, были положения, устанавливавшие смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему выборов депутатов Государственной Думы. Очевидно, что признание их неконституционности привело бы к слому начавшейся избирательной кампании, невозможности ее дальнейшего проведения и, как следствие, к срыву конституционных сроков проведения выборов. Такой результат явно противоречил бы целям деятельности КС РФ, который обязан обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции в целом, а не только тех ее положений, о нарушении которых говорится в поступившем обращении, и поэтому недопустимо принятие Конституционным Судом РФ решений, влекущих неконституционные последствия. Вместе с тем если бы в поступивших обращениях были поставлены более узкие, частные вопросы законодательного регулирования выборов, а признание неконституционности соответствующих норм не создавало непреодолимых препятствий для проведения выборов в конституционные сроки, то применимость изложенного в Определении от 20.11.1995 N 77-О подхода уже вызывала бы существенные сомнения. В этой связи можно заключить, что момент обращения в КС РФ сам по себе не является достаточным аргументом для отказа в принятии обращения к рассмотрению со ссылкой на то, что Конституционный Суд РФ может решать только вопросы права. Решающее значение для квалификации поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса как правового либо неправового имеет содержание самого этого вопроса.
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Этот пример показывает, насколько непростым может быть определение природы поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса. Среди норм, конституционность которых предлагалось тогда проверить, были положения, устанавливавшие смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему выборов депутатов Государственной Думы. Очевидно, что признание их неконституционности привело бы к слому начавшейся избирательной кампании, невозможности ее дальнейшего проведения и, как следствие, к срыву конституционных сроков проведения выборов. Такой результат явно противоречил бы целям деятельности КС РФ, который обязан обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции в целом, а не только тех ее положений, о нарушении которых говорится в поступившем обращении, и поэтому недопустимо принятие Конституционным Судом РФ решений, влекущих неконституционные последствия. Вместе с тем если бы в поступивших обращениях были поставлены более узкие, частные вопросы законодательного регулирования выборов, а признание неконституционности соответствующих норм не создавало непреодолимых препятствий для проведения выборов в конституционные сроки, то применимость изложенного в Определении от 20.11.1995 N 77-О подхода уже вызывала бы существенные сомнения. В этой связи можно заключить, что момент обращения в КС РФ сам по себе не является достаточным аргументом для отказа в принятии обращения к рассмотрению со ссылкой на то, что Конституционный Суд РФ может решать только вопросы права. Решающее значение для квалификации поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса как правового либо неправового имеет содержание самого этого вопроса.